Автор: Hoomkeen
После краткого обзора Испании и Италии мы переходим к восточной части средиземноморья.
События происходящие здесь, были продолжением глобального изменения, связанного с появлением ислама и распространения халифата. Византия к этому моменту вместе с Сирией и Египтом уже утратила большую часть своего населения, навсегда потеряв доминирующее положение в средиземноморье. Халифат успешно распространялся во все стороны, замедлившись только на время первой фитны (656-661гг), в результате которой к власти пришел новый халиф Муавия. По имени его клана государство арабов отныне будет называться Омейядский халифат.
Муавия, до обретения полной власти, был губернатором Сирии и вёл боевые действия против византийцев. За долгие годы своего правления он окружил себя верными людьми и нашел твердую опору своей власти в лояльных ему арабских племенах проживавших в его провинции. Шестидесятилетний халиф так в итоге и остался в Дамаске, фактически основав новую столицу, и определив основной вектор интереса государства - халифат был нацелен на соседнюю Византию, на ближайшего соседа, бывшего хозяина Сирии, государству, на территории которого располагался новый халифат, и которое он пытался поглотить, чтобы полностью заместить.
Для понимания, почему даже после успешных действий арабов к ним не отпала горная часть малой Азии - первый халифат изначально опирался на арабов, и был фактически государством для арабов. Омейядский халифат, приняв в себя множество новых граждан, принявших ислам, и даже допускавший использование грамотных христиан в Дамаске, в военном смысле всё ещё сильно опирался на арабов. Ключевые точки распространения арабской власти в новых областях на востоке были военные лагеря арабов, откуда они выходили в походы, и которые быстро превращались в важные города - Басра и Куфа.
В крупных областях часто важно было захватить столицу и оставить там гарнизон. Таким способом был покорен Египет. Где-то (в Армении) достаточно было получить дань и уверения в покорности. В малой Азии, непривычной по ландшафту и климату для арабов-кочевников, военный лагерь основать было негде. В итоге даже после успешного похода арабов их армия удалялась обратно в Сирию. Всё, что требовалось для победы над греками это захват Константинополя, тогда бы вся эта область автоматически перешла под власть арабов.
Муавия вновь начал компанию против Византии как только закончил гражданскую войну. Непрерывные грабительские набеги арабов на территорию империи шли год за годом. Халиф, конечно был в курсе неудачной попытки Сасанидов захватить Константинополь, когда армия персов потопталась напротив Константинополя на другом стороне Босфора и с позором отступила, и активно готовил флот, для войны на море. Первые успехи в этом деле у арабов были ещё до гражданской войны.
Халифат тех лет представлял собой могучее молодое государство, ещё не погряз в коррупции и воровстве, активно использовал перемещал десятки тысяч рабов и мог спокойно позволить себе рыть каналы (чтобы из Египта завозить хлеб арабам через Красное море), возрождать заброшенную ирригацию в Месопотамии, строить военный флот...
Побережье Сирии было опустошено десятилетиями войн с персами и арабами. Часть населения отступила вместе с уходящими греками, а сами арабы традиционно с подозрением относились к морским походам и неохотно селились на побережье. Муавии пришлось активно рекрутировать местных жителей и заселять побережье персами, в итоге добившись крупных успехов в строительстве флота.
Одновременное наступление на суше и на море сопровождалось полным бардаком в Византии - Констант II, разбитый в генеральном морском сражении у берегов Ливии ("Битва мачт") вообще переместил свою резиденцию подальше на запад - на Сицилию. Арабы уверенно теснили греков и на суше, и на море.
Вскоре предводитель греческой армии Саборий поднял в малой Азии восстание против Константа, и договорился с арабами о совместных действиях против империи. Готовя свои войска к военным действиям он не справился с лошадью, и она разбила его об ворота, армия повстанцев после этого массово разбежалась, но в брешь, организованную восстанием, уже вошли арабские силы, после чего армия арабов подошла к столице греческой империи.
Одновременно с этим флот арабов прошел Дарданеллы и расположился лагерем внутри Мраморного моря, в 50 километрах от Константинополя. И пала бы великая столица, но чудо-оружие Византии "морской огонь", "огонь Калинника" или "греческий огонь" отвели на этот раз беду от христиан. Изобретенная неким Калинником, беженцем из Сирии, смесь, которая горела даже на воде, разбрызгивалась через медную трубу, установленную на специально построенной высокой палубе дромона. Вроде как получалось жечь корабли метров с тридцати. Неуклюжие конструкции наверняка были неприспособленны для плавания в море, но тут, около города, в маленьком Мраморном море, они не испытывали сложности в сжигании сгрудившегося флота арабов.
Эффект от применения огня был невероятен, и в первую очередь это была грандиозная психологическая победа. Арабы больше не хотели сталкиваться с византийским флотом, по крайней мере под стенами Константинополя, и город, таким образом, было невозможно блокировать. Сухопутная армия напротив Босфора не угрожала городу сама по себе, страдала от проблем с логистикой и изнывала от отсутствия перспективы. С Византией пришлось заключить мир, причем Византийцы утверждали, что Муавия обязался выплачивать ежедневную дань. Арабские источники про это молчат, но, скорее всего в какой то момент, когда у арабов начнется вторая гражданская война, византийцы будут шантажировать Сирию ударом в спину и начнут получать дань за нейтралитет. Пройдет около сорока лет, прежде чем арабы забудут страх и вновь решат испытать силы империи во второй осаде Константинополя.
Заодно арабам пришлось сворачивать экспансию в Африке. Здесь, как и везде, для халифата важно было захватить и удержать столицу провинции, или основать свой большой военный лагерь, который станет центром управления далекой провинцией. Как и в Египте, где десант Византийцев в Александрию однажды чуть не выкинул арабов прочь из Египта, Карфаген был очень уязвим для атаки с моря. С другой стороны полупустыни северной Африки по климату привычны арабам. Укба ибн Нафи, родственник завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса и руководитель Африканского направления арабской экспансии в 670 году вновь вернулся в те области, которые отпали от халифата во время первой фитны. В современном Тунисе, подальше от моря и Карфагена он обнаружил стратегически расположенную, но заброшенную византийскую крепость и основал на её месте военный лагерь Кайруан. Этот лагерь, в глубине материка, стал местом скопления арабов, основной точной арабской экспансии, в будущем превратится в город и важнейший центр арабского влияния в арабской Африке, крупный торговый центр транссахарской торговли...
Северная Африка издревле была населена племенами берберов - похожих на арабов по образу жизни, и перед арабами встал вопрос взаимодействия с этими племенами. С одной стороны берберов можно было исламизировать и фактически получить новое ядро распространения ислама - благо многие местные кочевники проявляли заинтересованность в новой религии (и связанной с этим священной войной, походами и трофеями). С другой стороной многие арабы воспринимали халифат как государство исключительно для арабов. Берберы воспринимались ими как люди второго сорта, к которым можно применять жестокие меры в случае неповиновения, обращать в рабство или использовать как "пушечное мясо" во время сражений.
Укба отличался жестокостью при обращении с берберами, и в итоге довел своими походами их до состояния, когда те объединились с Византийцами и стали совместно сопротивляться арабской армии завоевания. В итоге Дамаск, прекратив войну с Византией, пересмотрел заодно свою африканскую политику и даже арестовал Укбу ибн Нафи, после чего взял стратегическую паузу, параллельно переманивая берберов на свою сторону проповедью ислама и обещаниями захвата новых земель. Вторая попытка захвата Африки провалилась, но Кайруан остался, накапливая арабов, распространяя влияние на берберов, и ожидая, когда халифат наберет силы для третьей волны завоевания.
Такая вот странная история, получается вовсе не "стремительное завоевание арабами Африки", а были люди которые вот уже сорок лет как живут в Карфагене при захваченном арабами Египте.
Что же, похоже я снова не укладываюсь, так что болгар, авар и славян на балканах мы рассмотрим в следующей, на этот раз точно финальной части нашего обзора Европы. Судя по карте-спойлеру на Балканы в тыл империи стремительно врываются новые игроки, которые отныне и до наших дней пропишутся в нашей истории...
вот что было до этого: История Европы 650-700гг
Наш телеграм-канал.