Автор: Hoomkeen
Начало правления нашего героя описано тут. Забавно, неприятных событий в первой половине царствования Констана было так много, что среди поражений и утрат затерялась попытка переворота в пользу младшего брата императора по имени Феодосий. На фоне прочих бедствий это даже не стало трагедией, переворот провалился, и Феодосий отделался только испугом - старший брат, слишком занятый множеством проблем, простил своего родственника. А может быть к тому времени у Константа ещё не выросли сыновья, и Феодосий был единственным достойным кандидатом, который мог обеспечить продолжение правления династии Ираклидов.
Теперь же пришла пора поговорить о том, что могла сделать разоренная войнами и прочими бедствиями страна, чтобы как-то подготовиться к грядущей войне с Халифатом. Все силы арабов срочно отзывались с границ их провинций, военачальники и губернаторы готовились к невиданному - большой схватке за власть между вчерашними братьями по вере, а из Сирии в Константинополь ежедневно приходило золото, лошади и рабы в счет оплаты нейтралитета. Цена, заплаченная Муавией, оправдала себя - он не получил удара в спину и выиграл в гражданской войне, и заодно эти шесть лет противостояния Констант мог как-то заняться внутренними делами.
Основных вопросов было по-прежнему два - религиозное единство перед наступающим исламом, и поступление денег в казну, налоги с провинций.
Активные противники монофелитства на западе империи вскоре ощутили на себе ненависть императора - проводя соборы с решительным осуждением эдиктов из Константинополя, они опирались на лояльность местных граждан и нежелание слабых имперских гарнизонов ссориться с населением. Папа Мартин, уроженец Италии, вступил в должность в 649 году и получил посвящение раньше, чем было получено императорское утверждение. Вскоре он провел в Латеране свой собор, на который прибыл недавно назначенный экзарх Олимпий. Тот имел четкое указание заставить всех принять эдикт, но Олимпий, зная бессилие метрополии, предпочел замириться с Мартином и удалился, не утруждая себя верностью империи, навстречу к своей гибели, на Сицилию.
В 652 году в Рим прибыл новый экзарх, Феодор Каллиопа. Явившись сразу же в Рим, с большим отрядом вооруженных людей, он захватил Мартина, лежавшего больным в постели, отогнал прочих священников, зачитал декрет, получил в ответ анафему, и увез пленённого папу на суд в Константинополь. Там, среди прочего, Мартину предъявили заговор, где он совместно с Олимпием собирался призвать арабов на Сицилию. Папа Мартин был осужден, сослан в Крым и умер в Херсонесе 16 сентября 655 года. Херсонес это, если что, Севастополь. Спасибо Екатерине, которая устроила когда-то мешанину из переименовываний городов. Раньше Севастополем назывался город Сухуми... Ну а Херсоном стал совсем другой город... Так, я отвлекся.
Итак, мятежный Рим узнал, что доброе слово и отряд мечников сильнее чем просто доброе слово, и на некоторое время затих. Чтобы он оставался хотя бы внешне тихим, и чтобы сильно не злить местных священников, со стороны Константинополя в Рим теперь приходили изложения веры, составленные настолько туманно, что было непонятно, монофизитство это или нет.
Второй вопрос был в налогах, а точнее в провинциях - Констант, для того, чтобы содержать империю, был вынужден поднимать налоги с оставшихся ему городов, но богатых провинций у него почти не осталось. Ближайшие к столице земли были "затоплены" славянами, так что даже поход Константа в Македонию теперь назывался у летописцев "походом в Склавинию".
Тут надо заметить, что отношение империи с разными племенами на западе было исторически разными - если вестготы и франки формально никогда не переставали быть федератами, просто уже несколько поколений ничего не платили империи и не требовали взамен, то лангобарды были откровенные захватчики со своим королевством, а славяне просто анархической массой, не признающей концепции государства.
В общем-то все походы императоров против славян это устрашение нового населения своих провинций, не с целью уничтожить людей, а с целью объяснить славянам, что теперь они должны платить императору налоги, и записываться на работу солдатами. В целом занятие неблагодарное, но понятно что со временем славяне должны были включиться в большую семью народов империи, просто у Константа не было возможности спокойно этого дождаться.
Так или иначе, поход был успешен, но не решил всех проблем страны. Византия не оправилась от удара, и по мере завершения гражданской войны на востоке, арабы снова начали свои набеги. Славяне, которых по-видимому стали набирать в армию империи, стали появляться в отчетах арабов про пограничные сражения, которые пошли после 660-х годов.
Сам же император, чувствуя себя всё более неуверенно и неуютно в своей столице, покинул её - как выяснилось, навсегда. Вначале он насильственно постриг в монашеский сан младшего брата, а затем и вовсе казнил его. Это было его прощальное действие перед долгим путешествием на запад. Констант медленно плыл вдоль побережья своих владений, задержался в Афинах, к тому момент уже жалкой тени прошлого своего величия, городу пустому и заброшенному, из которого за время разделения империи вывезли всё ценное для украшения Константинополя.
Наконец, он остановился на Сицилии, где наконец-то обрел некое спокойствие, отделив себя от арабов большим морем. Интересно, кстати, что покинув столицу, Констант не смог вывезти свою семью - его жена и трое сыновей остались в Константинополе, их просто не отпускали к мужу и отцу. Тем не менее, Констант решил что Сиракузы будут отныне новой его резиденцией.
Вскоре император решил, вместе с сопровождающими его армянскими отрядами, вернуть себе власть над Италией, по крайней мере над южными областями Италии, где располагалось отрезанное от основных земель лангобардов герцогство Беневенто. Это герцогство располагалось в центре с несколькими городами в горной части южной Италии, побережье было всё за греками.
Моменты был выбран неплохой, у лангобардов шла небольшая братоубийственная война за корону, в которой победил как раз герцог Беневенто. На юге он оставил своего сына. Констант взял один за другим города герцогства, осадив, наконец, столицу. На счастье осажденных они смогли послать весточку отцу и вскоре король лангобардов прибыл спасать своего сына. Надо ли говорить, что военное счастье и тут изменило византийцам, и на этом последняя попытка Константа укрепить свою империю завершилась провалом.
Император ещё прибыл в Неаполь, где официально разрешил местному дуксу вести свои дела против лангобардов, С этих пор Неаполь официально начинает отсчет своей самостоятельности. Понятно, что в Константинополе ещё много лет считали Неаполь частью своей империи, но с этих лет правили Неаполем только "свои", местные правители.
Констант прибыл также и в Рим. Побежденный под Беневенто, он пришел не как победитель, но как правитель в бегах, чуждый благоговения к первой столице своей древней страны. Встреченный папой Виталином, который опасался повторить судьбу Мартина и пресмыкался перед повелителем, Констант совершил обход святых мест, и распорядился снять с Пантеона остатки позолоченной бронзы. За 12 дней пребывания императора Рим лишился последних бронзовых статуй и украшений. Каким то чудом этого очередного грабежа избежала только бронзовая статуя Марка Аврелия, которую потом все средние века звали статуей Константина. Настоящую статую Константина, без сомнения, император Констант забрал и увез к себе на Сицилию.
Надо добавить, что в будущем все эти похищенные богатства Рима останутся на Сицилии и достанутся арабским завоевателям.
Констант никоим образом не помешал арабам в 655 году возобновить наступление на Африку и бессильно наблюдал как ещё одна из бывших провинций империи навсегда уходит из под контроля. Армия империи в Африке была разбита, Карфаген пал. Больше император ничего не предпринимал, пока не был убит в 668 году в бане, после чего войско провозгласило императором одного из офицеров.
Двадцать семь лет правления Константа - время поражений, отступлений и утрат. Впрочем в плане борьбы за монофелитство у Константа были определенные успехи, посмотрим поможет ли догмат, за который он так боролся, единству и укреплению его империи. Ну а мы оставляем Византию перед периодом, который называется в истории "двадцатилетняя анархия", и перемещаемся дальше на запад - к Меровингам.
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
Наш телеграм-канал.