Автор: Hoomkeen
Как мы уже говорили, в мае 626 года к столице Восточной Римской Империи приблизилась армия персов, которая заняла Халкидон на противоположной от Константинополя стороне пролива и занялась грабежом и уничтожением всего, до чего можно было дотянуться на восточном берегу.
За время этой долгой и тяжелой для греков войны персы уже успели появляться около столицы своего противника, но именно летом 626 года их угроза Константинополю достигла пикового значения, ведь на этот раз они явно согласовали свои свои действия с западными варварами - авары, которые совместно с подвластными им славянами уже несколько лет опустошали Балканы и регулярно осаждали второй по величине город в европейской части Византийской империи - Салоники, на этот раз направились прямо на столицу.
Все современники и последующие летописцы совершенно уверены в одном: все варвары, "Славяне с Гуннами, Скифы с Булгарами, а теперь и Мидийцы, примкнувшие к Скифам, собрались, и, хотя и разделенные языками и расстояниями, вместе обратились против нас, пытаясь доказать что их неверие сильнее чем наша вера".
Авары были хорошо осведомлены о проходящем с Византией, они знали и о ходе войны, и о том, что Ираклия в это время в столице не было. Многочисленные шпионы наверняка докладывали им о том, что народ в Константинополе на грани бунта и истощения. Действительно, 15 и 16 мая 626 года в столице происходили волнения - очередное сокращение в раздаче хлеба. Уже даже для императорской гвардии рацион был платный, и его цену подняли в 2,5 раза. Люди роптали, гудели и скандировали требования в церквях, народ требовал еды и защиты от покинувшего их императора.
К счастью для правительства персы за проливом и уже приближающиеся авары с запада ставили перед протестующими ещё более худшую альтернативу, и народ выбрал всё же страдать, но присоединиться к защите города от тех, кто угрожал им полным уничтожением.
У патрикия Бона было к тому вермени около 12.000 воинов, такое число удалось достичь с помощью спешно прибывших по морю подкреплений из Иберии. Император не забыл свою столицу. Вместе с солдатами прибыл длинный текст его специальной молитвы о спасении Константинополя, а также множество инструкций по укреплению стен, заготовке оборудования, возведению дополнительных оборонительных сооружений, указаний где располагать людей и запасы...
Авары появились на месяц позже персов, и прежде чем обложить Константинополь, какое-то время разоряли его предместья. Чтобы лишить город воды, был разрушен акведук Валента. Наконец, в конце июля, авары расположились около стены Феодосия и начали рубить деревья и строить большие осадные башни.
Была предпринята последняя попытка договориться с ними по хорошему, но каган не проявлял никакого интереса в мирнных переговорах, и отмахивался от рассказов, что гарнизон города велик и полон решимости биться до конца.
29 июля начался штурм. К этому дню авары и славяне подтянули к городу все свои отряды и, как пишет один из участников обороны "открылось ужасающее зрелище, от которого все чувства покидали душу, ибо против каждого нашего воина за стенами была сотня варваров, одетых в металл и тащащих всевозможные военные машины...". Как обычно, первыми в атаку был посланы славяне.
На следующий день общий штурм волна за волной продолжались около 11 часов, и всё это время авары подтягивали к стене свои огромные башни и пристреливались требушетами. Патриарх Сергий в этот день обнес по стенам икону девы Марии, добавив к городу какое-то количество небесной защиты.
Наконец, первого августа, персы довели до стен города около дюжины своих башен и грекам пришлось выдержать жестокое сражение, но в итоге ни один участок стены не был захвачен. В это же время славяне на множестве небольших суденышек попробовали проникнуть в город проплыв вдоль залива Золотой Рог, но боевые корабли греков, патрулировавшие этот участок справились с этими суденышками.
После трехдневного штурма, 2 августа, каган аваров запросил переговоры. От города прибыли пять знатных сенаторов, которые обнаружили рядом с аварами троих персов "полностью в драгоценных шелках", которые оскорбляли греков, утверждая, что их император спрятался в Армении и не может даже высунуться из этих гор. Автор летописи с особым удовольствием отмечает, что позднее этих персов поймают и жестоко казнят за все те гнусности, которые они наговорили про императора и христианскую веру. Каган предложил новые условия капитуляции Константинополя. Он разрешал всем жителям взять себе по рубахе и плащу, после чего переправиться на другой берег Босфора и сдаться Шахрбаразу.
Переговоры не задались. Через несколько дней, 6-7 августа был повторный общий штурм, причем множество славян повторило заплыв на своих моноксилах. В координации с этим нападением персы, набрав себе всё, что могло плавать, попытались переправиться поближе к месту событий, но были разгромлены и потеряли несколько тысяч всадников утонувшими во время этой попытки переправы. На всякий случай сообщу, что никакого греческого огня в это время у Византии ещё не было - его изобретут лет через 25 позже, и первый раз применят против арабской флотилии.
Штурм был отбит, и авары, в ярости порубив на берегу бегущих от греческих кораблей славян, стали собираться к себе домой. Условия их нового договора с греками остались тайной, возможно каган получил какую-то дань, со своей стороны он отказался оставлять грекам свои осадне сооружения и всё сжег. Каган просил лично переговорить с соправителем императора, но парня решили не выдавать.
Осада Константинополя стала важнейшей победой, укрепившей в Византийцах пошатнувшуюся от множества потерь веру и решимость к победе. Божественная помощь, хотя Иерусалим был утрачен, всё ещё работала, враг был повержен. Вокруг столицы ограблено было всё, и с запада и с востока, но люди, отступившие в город, остались живы за лучшими в те годы стенами в мире.
Опасность удара с двух сторон всё ещё теоретически висела над Константинополем, но последствия этого неудачного для аваров похода оказались очень далеко играющими. Государство аваров с тех пор попало в череду долгих проблем с удержанием своих границ - на западе славяне под предводительством Само фактически организовали независимое государство, успешно отражающее любые нападения. Славянская колонизация Балкан перешла в новую фазу - с северных предгорий Карпат в эти годы организованно переселились крупные племенные объединения сербов и хорват. Эти племена тоже постепенно покидали сферу влияния аваров но самое главное - угроза от подобных себе, это потеря причерноморских степей, когда от аваров отделились булгары.
Начиная с 626 года авары больше не представляли для соседей большой опасности, расстояния их походов сократились, и они все больше и больше занимались внутренними разборками в своих степях паннонии.
Что же до персов, так и просидевших почти до зимы за Босфором, то греки доставили Шахрваразу перехваченый ими приказ, в котором Хосров II приказывает тайно убить полководца, не выполнившего поручение да к тому же ещё и посмевшему критиковать шахиншаха. Шахрвараз встал на путь восстания, пока что не открытого. Он начал самостоятельные переговоры с греками, остался со своей армией на западе и, казалось, несколько лет равнодушно следил за тем как Ираклий наносит смертельные удары его государству.
Как Ираклий продолжил свою восточную кампанию и о завершении этой 26-летней войны мы расскажем в продолжении....
А вот что было до этого: История Европы 600-650гг
А это кнопка для поддержки нашей борьбы с новыми тёмными веками человечества. Её нет. Дзен отключил такие кнопки, , но ВОТ ТУТ она есть в конце статьи.
Также рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой