И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего тридевятого канала!
Мы продолжаем наш разговор о народных ладах, который мы начали не так давно и уже успели обсудить довольно много интересных моментов. В частности, мы рассмотрели дорийский и фригийский лады, изучили их алгоритмы, построили дорийский и фригийский аккорды, а также аккордовые шкалы на ступенях этих ладов.
В этой статье речь пойдёт о лидийском ладе, который можно получить, сыграв натуральную мажорную гамму от IV-й ступени. Например, если мы сыграем гамму до-мажор не от до до до, а от фа до фа, мы получим алгоритм лидийской мажорной гаммы.
Также, мы рассмотрим лидийский аккорд, построим варианты его аппликатур на грифе гитары, затем - аккорды на ступенях гаммы и гармонические модели, приведём примеры использования лада в музыке и поиграем упражнение.
Лидийская мажорная гамма
Название лада происходит от древнегреческого региона - Лидии, и, по всей видимости, он был распространён в местной музыке. Нужно сказать, что в те времена современный лидийский лад назывался гиполидийским.
Наряду с ионийским и миксолидийским ладами, лидийский лад относится к мажорным, поскольку его III-я ступень отстоит от тоники на большую терцию. Если мы сравним алгоритм лидийской гаммы с алгоритмом с натуральной мажорной (ионийской) гаммы, мы увидим, что у лидийской гаммы на полтона повышена IV-я ступень. Поэтому, соотношение тонов и полутонов в лидийском ладу будет таким: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон.
Повышенная IV-я ступень придаёт ладу характерное яркое и немного напряжённое звучание, которая даёт своеобразную окраску и ощущение полёта в неизведанные межгалактические дали (по крайней мере, у меня). Давайте посмотрим видео и послушаем, как гамма звучит:
Мы построим гамму в тональности Сdur (до-мажор); лидийской (повышенной IV-й) ступенью в ней является нота фа-диез (F#). Я хочу предложить вам рассмотреть пять вариантов аппликатур лидийской гаммы:
Изучите и поиграйте эти аппликатуры натуральной мажорной и лидийской гамм. Обращайте внимание на разницу в звучании и постарайтесь запомнить окраску лидийского лада, постепенно "привязывая" его к аппликатурам.
Лидийский аккорд
На основе лидийской мажорной гаммы можно построить так называемый лидийский аккорд. Его особенность - наличие повышенной IV-й ступени, которая образует увеличенную кварту и придаёт созвучию характерную "космическую" окраску. Этот аккорд используется в различных жанрах классической музыки, а также джазе, фьюжне и прогрессивном роке.
Как и все аккорды, на гитаре лидийский аккорд можно построить, как минимум, в пяти позициях (боксах). Сначала мы рассмотрим самый простой вариант лидийского аккорда в тональности С (до-мажор), который изначально представляет собой трезвучие с добавленной повышенной IV-й ступенью (F#). Он обозначается как Сadd#4 или Clyd.
Поскольку лидийский лад является мажорным, построенный на его основе аккорд включает мажорную терцию. Если построить его на основе трезвучия, то в нотах основное созвучие (не обращения) можно записать следующим образом:
Как видим, в тональности Сdur (до-мажор) к основному трезвучию (С, Е и G) добавляется нота F#. Ниже показаны формы лидийского аккорда в пяти боксах по системе CAGED. Обратите внимание на то, что V-я ступень (квинта) часто опускается (это уменьшает диссонанс с увеличенной квартой F#), и формы А и D представлены в двух вариантах:
Давайте посмотрим видеосхемы и послушаем, как эти аккорды звучат:
В качестве ещё одного варианта лидийского аккорда можно использовать большой мажорный септаккорд (Сmaj7#11) с добавлением повышенной (лидийской) IV-й ступени, где #11 - это лидийская ступень, перенесённая на октаву выше, а VII-я ступень (большая септима) - нота си (Н):
Аппликатуры этого аккорда в пяти игровых зонах будут выглядеть следующим образом:
Посмотрим и послушаем, как аккорд звучит:
Осваивая различные формы аккордов, построенных на основе народных ладов, вы заметно обогащаете ваш арсенал выразительных средств и, соответственно, получаете массу новых возможностей как для изучения произведений и композиций различных авторов, так и для создания собственных. Играйте аккорды медленно и точно, при этом будьте последовательны в изучении аккордовых форм. Переходите к изучению следующей формы только после того, как усвоите предыдущую.
Гармонизация лидийской гаммы септаккордами
На ступенях лидийской мажорной гаммы можно построить аккорды (трезвучия, септаккорды) и получить лидийскую аккордовую шкалу. Здесь мы встретим аккорды те же аккорды, что и во фригийской гамме, однако их последовательность и роль каждого аккорда (функция) будут иными.
Итак, в тональности до-мажор лидийская "палитра" аккордов будет выглядеть следующим образом:
На I-й ступени образуется большой мажорный септаккорд (Сmaj7)
На II-й - малый мажорный или доминантсептаккорд (D7)
На III-й - малый минорный септаккорд (Em7)
На повышенной VI-й ступени образуется полууменьшенный септаккорд (F#7-5)
На V-й - большой мажорный септаккорд (Gmaj7)
Наконец, на VI-й и VII-й ступенях лидийского мажора образуется малый минорный септаккорд (Am7 и Hm7 соответственно).
Давайте посмотрим галерею и видеосхему, послушаем, как звучит гармонизированная септаккордами лидийская гамма и поиграем её:
Это один из способов исполнения лидийской гаммы септаккордами. Формы подобраны таким образом, чтобы обеспечить плавное и последовательное звучание басовой и мелодических линий гаммы.
Вы можете пробовать играть эту гамму в различных тональностях и различными способами. Для этого вам нужно научиться находить на грифе гитары её ступени, обязательно соблюдая "лидийский" алгоритм (тон-тон-тон-полутон-тон-тон). Подбирать аппликатурные формы удобнее всего, если ступени гаммы, являющиеся тониками аккордов, расположены на 6-й, 5-й и 4-й струнах.
Использование лидийского лада в музыке
Необычайно светлое и фантастичное звучание лидийского лада делает его весьма популярным среди композиторов и музыкантов. К ярким примерам использования этой гаммы в музыке можно отнести композиции "Dancing Days" группы Led Zeppelin, а также "Time Machine" и "Flying in a Blue Dream' гитариста Джо Сатриани, которые с первых же аккордов погружают слушателя в пучину яркого перламутрового света и уносят в неизведанные, полные чудес и загадок глубины космоса. Любовь к лидийскому ладу передалась и одному из самых знаменитых учеников Сатриани - Стиву Ваю (композиции "Hole Hearted", "Giant Balls of Gold" и др.)
Лидийский лад можно встретить и в классической музыке, в частности, в произведениях М. П. Мусоргского ("Спи, усни, крестьянский сын"), В. А. Моцарта ("Музыкальная галиматья"). Гамма часто использовалась в произведениях античных и средневековых композиторов.
Упражнение
В заключение нашей публикации я хочу предложить Вам разучить и поиграть упражнение на основе модальной аккордовой последовательности, состоящей из больших мажорных и лидийских септаккордов:
| Сmaj7 | Ebmaj7 | Gmaj7#11 | Bmaj7#11 |
Каждый из аккордов длится один такт и обыгрывается пассажем, построенным из ступеней лидийской мажорной гаммы.
Давайте разберём упражнение по нотам и табулатурам, а заодно и послушаем его MIDI-версию:
Видео:
Разучите это упражнение, выберите удобные аппликатуры и постарайтесь привыкнуть к необычному звучанию лидийского лада. Тренируйте аккордовую и сольную партию отдельно, соблюдая штрихи (легато, бенды, вибрато и т. д.) Как только вы отработаете все элементы, пробуйте транспонировать упражнение в другие тональности.
Также, попробуйте построить собственные мелодические линии на основе лидийской мажорной гаммы и поиграть их поверх данной аккордовой модели. Во время игры очень полезно обращать внимание на ассоциации и образы, которые те или иные созвучия вызывают в вашем сознании, и стараться запоминать их.
Ну а я хочу еще раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала. Следите за моими публикациями, ставьте лайки, оставляйте комментарии. Пишите о том, что вам нравится в публикациях и что хотелось бы улучшить.
Если есть желание и возможность - поддерживайте канал небольшими донатами. Это также будет способствовать его развитию и совершенствованию.
До скорой встречи!
Продолжение следует