Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Я продолжаю тему септаккордов, и сегодня мы поговорим с вами о полууменьшенном септаккорде.
Его нередко можно услышать как в произведениях великих классических и джазовых композиторов, так и в популярных эстрадных и народных композициях. В музыкально-нотной литературе и партитурах можно встретить следующие обозначения аккорда:
m5-/7, m7/5- m7-5, m7♭5, ø
Как строится полууменьшенный септаккорд?
Этот аккорд строится на VII-й ступени натуральной (ионийской) мажорной гаммы и на II-й ступени параллельной ей натуральной (эолийской) минорной гаммы:
Мы видим, что аккорд состоит из трёх терций - двух малых и одной большой. Иными словами, перед нами уменьшенное трезвучие с добавленной большой терцией. Крайние звуки (нижний и верхний) образуют малую септиму, I-я и V-я ступени образуют уменьшенную квинту. Давайте посмотрим и послушаем ступени этого аккорда:
Поскольку этот аккорд расположен на VII-й ступени, примыкающей к тонике, он относится к так называемым вводным аккордам (аккорд II-й ступени также является вводным). Кроме того, он часто используется для замены субдоминанты в стандартных гармонических моделях.
Полууменьшенный септаккорд можно построить, отталкиваясь от обычного минорного трезвучия, отступив от его тоники на малую терцию вниз и включив её в созвучие.
Аппликатуры полууменьшенного септаккорда на грифе гитары
По традиции, я предлагаю рассмотреть пять аппликатур полууменьшенного септаккорда. Нужно сказать, что эти аппликатуры можно легко получить их малого минорного септаккорда, понизив V-ю ступень на полтона, то есть сместив её на 1 лад влево (и так со всеми 5-ю формами):
Таким образом, мы выделяем пять аппликатурных форм аккорда Сm7b5 по системе CAGED:
Давайте посмотрим видеосхему и послушаем, как они звучат:
Итак, мы рассмотрели пять аппликатурных форм полууменьшенного аккорда в тональности "до" - Сm7b5. Он имеет своеобразную, немного мрачную окраску и часто используется в произведениях различных жанров. Чаще всего аккорд выполняет вводную (строится на VII-й ступени и тяготеет в тонику) субдоминантовую и доминантовую (имеет 3 общие ноты с субдоминантовым и доминантсептаккордом IV-й и V-й ступеней соответственно) функции и относится к неустойчивым созвучиям.
В следующих статьях я продолжу рассказывать о септаккордах и их аппликатурных формах. Пожалуйста, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии. Также, вы можете прямо здесь записаться на бесплатный пробный урок в вашем местном филиале всероссийской сети школ Music Club, пообщаться с опытным педагогом, быстро освоить базовую технику игры на гитаре и улучшить ваши навыки владения инструментом.
Хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала за интерес и поддержку. До скорой встречи!
Продолжение следует