И снова здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Я продолжаю рассказывать о септаккордах, и в сегодняшней публикации речь пойдёт ещё об одной разновидности септаккордов - малом минорном септаккорде. Этот аккорд очень часто используется в произведениях различных жанров (джаз, рок, рокабилли, поп-музыка и т. д.) и обладает весьма приятным звучанием. В партитурах он обозначается как m7.
Как и минорные трезвучия, малый минорный септаккорд строится на II-й, III-й и VI-й ступенях натуральной мажорной (ионийской) гаммы. Его звучание определяется интервальным составом.
Как строится малый минорный септаккорд?
Как уже было сказано выше, малый минорный септаккорд строится на тех же ступенях натуральной мажорной гаммы, что и минорные трезвучия: на II-й, III-й и VI-й (см. галерею ниже). В тональности с-dur (до-мажор) это ноты D (ре), Е (ми) и А (ля):
Как видим, малый минорный септаккорд образуется путем добавления к минорному трезвучию малой терции. Получается созвучие, в котором нижняя терция малая, средняя - большая, верхняя - малая. Как и в малом мажорном септаккорде (доминантсептаккорде), в малом минорном септаккорде верхняя ступень отстоит от тоники на малую септиму. Давайте посмотрим и послушаем, какие получаются созвучия:
Аппликатуры малого минорного септаккорда на грифе гитары
Аккорд Сm7
Как и аппликатуры других септаккордов и трезвучий, аппликатуры малого минорного септаккорда можно разложить в пяти боксах по системе CAGED. Формы аккорда Сm7 (до-минор) выглядят следующим образом:
Посмотрим и послушаем видеосхему:
Здесь цепочка CAGED представлена в первоначальном виде, без переносов форм, поскольку в этой тональности все пять аппликатур помещаются в пределах 12 ладов.
Аккорд Am7
В следующем примере показаны аппликатуры малого минорного септаккорда в тональности a-moll (ля-минор). Здесь цепочка начинается с формы А в открытой позиции, форма С переносится в следующую октаву:
Послушаем, как они звучат:
Итак, мы рассмотрели малый минорный септаккорд, который широко используется в музыкальных произведениях практически всех жанров и направлений. В частности, мы выяснили, что он образуется на II-й, III-й и VI-й ступенях натурального мажора, разобрали его интервальную структуру и аппликатурные формы по системе CAGED.
В следующих статьях мы продолжим изучать септаккорды и их аппликатурные формы. Пожалуйста, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии. Также, вы можете прямо здесь записаться на бесплатный пробный урок в вашем местном филиале всероссийской сети школ Music Club, пообщаться с опытным педагогом и улучшить ваши навыки игры.
Хочу ещё раз поблагодарить всех подписчиков и гостей канала за интерес и поддержку. До скорой встречи!