Как родилась и загорелась звезда Олега Меньшикова рассказывает @Нина Спутницкая
Его герой при всей своей обыкновенной фактуре, не героической внешности, верит в свое особое предназначение. Оттого и героические персонажи Олега Меньшикова созданы вне традиций крупной лепки и серии жизнью и замечательных людей, лишены монументальности, живые со своими повседневными страхами, проблемами. Таков Виноградов в «Михайло Ломоносов». Живой, непосредственный. Именно поэтому он запоминается и несёт с собой целый пласт исторических событий. Меньшиков умеет делать персонаж полнокровным, даже если пользуется штампом.
Но актер, как все его героин, будто бы оказался не там и не в тех обстоятельствах. Суровый ландшафт постсоветского кино мало способствовал карьере артиста.
Между тем, феномен Олега Меньшикова стоит попытаться описать.
Родился артист в один день с Аленом Делоном. С самых шагов в профессии проявлял себя, как мягко говоря, как звезда. На выпускном курсе ему предложили главную роль, которую писали специально для Олега в спектакле «Нашествие», а он выбрал второстепенную - чванливого, туповатого офицера Вернера. И сразил зрителей и педагогов.
Даже на предложение Никиты Михалкова сняться в роли Кирилла в фильме «Родня» Меньшиков ответил не сразу, а только после того, как внимательно прочитал сценарий. Согласитесь, для молодого актера, который должен хвататься за такое предложение зубами, это выглядит, как вызов.
Свою первую роль в кино, в фильме «Жду и надеюсь» Меньшиков сыграл, еще будучи студентом 4 курса театрального училища имени Щепкина. Играл он с непосредственной проникновенностью. И в первой же роли заявил о себе, «попал в чарт-лист».
В «Родню» Михалков пригласил Меньшикова на роль без проб. Актера обрили наголо для сцены на вокзале. А в это же время он снимался у Романа Балаяна в фильме «Полеты во сне и наяву». Меньшиков согласился на такую радикальную смену внешности, но что оставалось режиссеру другой картины?
Ради актера стерпели, ведь харизма Меньшикова была нужна в экзистенциальной истории: в одной из сцен он танцует, демонстрируя зрителю потрясающую пластичность. Режиссёр Алексей Рудаков после того, как снял Меньшикова в фильме «Жизнь по лимиту» даже мечтал сделать с ним мюзикл. Но в полной ли мере эту пластичность и музыкальность использовали режиссёры в ранних фильмах Олега Меньшикова. На экранах царила социальная драма, не до танцев, не до смеха.
Вместе с тем, сходил на нет риск повторять после успеха «Покровских ворот» найденное: Меньшиков не нёс в себе Костика, хотя легкость, артистичность, свойственна почти всем его персонажам, пусть и в затаенном, скрытом виде.
Через два года после «Покровских ворот» Олег Меньшиков снимается в картине Михаила Туманишвили «Полоса препятствий». И оказывается весьма убедительным в социальной драма.
В 1987 году Меньшиков снимается в фильме Юрия Кушнерева «Мой любимый клоун». И в этом же году он вышел на новый уровень мастерства, разнообразив репертуар.
Александр Муратов приглашает его в фильм «Моонзунд». Снова главная роль. Но здесь мы видим не просто приятного молодого человека, находящегося в современных реалиях, а офицера Российской армии, со своим кодексом чести, с тонким чувством прекрасного. Он меняется с развитием сюжета, попав в сложные обстоятельства: или честь, или смерть: «Я ничего не умею, кроме того, как защищать отечество и отдать за него жизнь». Вместе с героем меняется и сам Олег Евгеньевич – его характер, манера игры.
Особенно драматична в этом фильме сцена расстрела, когда герой Меньшикова – лейтенант Иртеньев – готов идти вместе со своими матросами на расстрел.
Спустя два года, в 1989 году, выходит фильм Алексея Сахарова «Лестница» с Меньшиковым в главной роли. К сожалению, эта работа осталась не замеченной критиками и зрителями, хотя в ней актер создал убедительный образ человека своего времени, переживающего экзистенциальный кризис. «Лестница» – в этом плане очень показательная работа, незаслуженно забытая, которую интересно сопоставить с фильмом Мартина Скорсезе «После работы».
В «Лестнице» мы видим практически вариацию будущего классического маленького человека Достоевского, маленького человека Пушкина, которого съедает город.
В период поздних 1980-х Олег Меньшиков был одним из самых ярких артистов своего поколения. С началом 1990-х годов отечественный кинематограф, практически, развалился. Это сказалось на карьере многих артистов, которым попросту негде было сниматься. Но Меньшикову удалось найти себя: редкие кинороли оказывались в громких фильмах, почти кинохитах; от прозябания спасал театр, режиссура.
А как вы считаете, что его отличало от всех остальных? Что выгодно выделяло?