Хотелось бы поделиться с вами, дорогие мои читатели, впечатлением от оперетты «Летучая мышь», которую нам довелось с дочкой посмотреть 5 апреля в Пензенской областном драматическом театре (кстати, 151 год с даты премьеры самой оперетты именно в этот день, это символично, как-никак) .
Мы ведь не только в поездках по театрам расхаживаем (хотя и расхаживаем, конечно, чего уж. Вот, полторы недели назад буквально смотрели водевиль «Приличные девушки» в Ростовском драматическом театре) .
Парой дней позже слушали оперу «Турандот» в Ростовском музыкальном театре.
А 22 февраля наслаждались оперой «Мадам Баттерфляй» в Саранском театре им.Яушева (писала здесь).
Но и у себя дома можем посетить и оценить подобные вещи. В нашем Пензенском драматическом и своя труппа прекрасная (буквально в начале марта хохотали на спектакле «Тетушка на миллион», дочка-то моя исходник не смотрела, я имею в виду замечательный советский фильм, так что ей очень понравилось).
А нынче в гости в Пензу прибыл Санкт-петербургский театр оперетты.
Своей ни оперы, ни оперетты у нас в Пензе нет, вот ловим приезжих. Санкт-Петербургские театры тоже очень уважаем, в прошлом году в театре антрепризы им.Миронова просто в восторге посмотрели «Рюи Блаз» (дома потом была найдена книжка и с удовольствием прочитана, Гюго в неожиданном поэтическом свете для нас воссиял).
На наступающее лето уже куплены билеты в Михайловский театр, так что без новых культурных впечатлений точно не останемся.
Если вернуться к теме публикации, то оперетту мы смотрели впервые. Да, знакомы с этим жанром по телевизионным копиям. Но только в театре с настоящими живыми актерами (и, в идеале, живой же музыкой, но в нашем театре нет для этого условий, к сожалению) чувствуется настоящая энергетика. На экране мы видим картинку, и задача того, кто сводит воедино усилия актеров, декораторов, операторов и спецэффекторов состоит в том, чтобы удержать наше внимание и не дать нам перемотать кадры или выключить.
В театре, понятно, зритель к стулу не привязан, но все-таки ограничен и соседями на креслах вокруг, а также своей воспитанностью, которая не позволяет ему уйти посреди акта, и ценой, уплаченной за билет (раз уж купил и пришел нарядный, нужно досидеть до конца).
Можно, конечно, вздремнуть незаметно, если уж совсем скукотища будет.
Но тут уж актерская игра - залог удержания внимания зрителя и вызывание его сопереживания тем, кто на сцене.
Ну, и режиссура, а также произведение и костюмы с декорациями, конечно, играют роль.
Вот, к примеру, оперетта. Тут вам и пение (причем, именно профессиональное, с этим диапазоном широким, когда есть возможность оценить голос поющего), и танцы - опять же, попробуйте-ка изобразить эти непростые па и в то же время взять пару высоких нот. А еще же и обычный текст присутствует, и актерская игра, не только заученная фигура танца, а в принципе все движения по сцене четко распланированы. Тут вам и мебель и аксессуары идут в ход, декорации меняются, повествование же не стоит на месте.
В общем, все это перечисленное создает правильное впечатление, и от оперетты Штрауса (самого по себе, небезызвестного композитора) мы получаем соответствующее удовольствие.
Кроме того, гости нашего города - Санкт-петербургский коллектив, актеры, которых мы еще не знаем, как облупленных, интересные нам и с точки зрения своего творчества, и вообще.
Итак, описание. Про то, что вас ждут спойлеры, говорить не буду, оперетта написана в XIX веке, никаких секретов из ее содержания уже с 5 апреля 1874 года ( дата премьеры в Венской опере) никто не делает.
В центре событий - два дружбана: коммерсант Генрих Айзенштайн и директор театра Фальк. Первый женат, второй холост. Первый - бонвиван, и второй тоже (только второму можно, в отличие от первого). Жена Айзенштайна - красотка по имени Розалинда, тоже имеет успех у мужчин (в общем, та еще парочка). Еще имеется горничная Розалинды, некая девица Адель, мечтающая о карьере актрисы как раз в театре Фалька (который не желает ее карьеру продвигать).
Генрих, помимо донжуанства, еще и неисправимый охотник. Раз на охоте, выпендриваясь перед очередной дамой, произвел выстрел по птице, а попал в лесника. За это вынужден был отправиться по решению суда на неделю в тюрьму. Все это он объясняет жене при помощи своего друга, который корректирует скользкие моменты относительно присутствия на месте инцидента жены их соседа (и участницы адюльтера, судя по всему). Но, отпросившись у жены в тюрьму, сам идет на банкет-маскарад со своим другом. Жена же в его отсутствие принимает у себя воздыхателя (понятно, что это он ее домогается, она-то сама не очень-то и хотела, просто уж такой она человек, всем нравится). Воздыхатель приглашает ее на тот же бал, куда уже укатил ее муженек-затворник. Пока у них там шуры-муры, пришел директор тюрьмы забирать ее мужа (который сам-то же не явился, проехав мимо тюрьмы, как Буратино мимо школы, только жене об этом не известно). Увидев мужчину в халате со стаканом вина в руке (а именно так и выглядел поклонник Розалинды в тот момент, увлекшись ухаживаниями за ней), директор тюрьмы тут же принял его и сопроводил в исправительное учреждение, при этом, конечно же, дав попрощаться с женой, чем тот тут же и злоупотребил (сорвав с губ Розалинды вожделенный поцелуй, в расчете на который он весь этот цирк и замутил). Розалинда после ухода и мужа и любовника, не будь дурой, отправилась на тот самый злополучный бал в костюме летучей мыши (откуда и название произведения). Да не одна, а в компании своей горничной, наряженной в ее собственное платье.
На балу они тут же повстречали и мужа и его дружбана-театрала. Но вот парадокс - муж не узнал жену и стал за ней увиваться, а дружбан-то узнал, но решил посмеяться над Генрихом и не сказал ему, кто его таинственная зазноба. При этом, дружбан не узнал горничную и принялся за ней ухлестывать, как за равной, а муж-то горничную своей жены узнал, но тоже не сказал театралу, решив подшутить над ним в свою очередь. Такие вот друзья, понимаете ли. «Что мне снег, что мне зной, когда мои друзья со мной».
В ходе этих ухаживаний, Розалинда начала задавать своему мужу, не подозревающему, что она и есть его жена, вопросы о его семейном положении и о его отношениях с супругой. Генрих на голубом глазу выдал ей всю подноготную - и что с женой-то ему скучновато, и что она-то лучше и красивее, и т.д., и т.п. Грустновато, должно быть, было выслушивать такие откровения от собственного мужа, но Розалинда исхитрилась выудить у мужа в залог его увлечения часы, которые сама же ему и подарила. Причем, он-то без сопротивления подарок своей жены и отдал якобы совершенно незнакомой женщине.
А в это время второй бонвиван - директор театра ухлестывает за горничной, думая, что она - баронесса. При этом, заметив, что она кокетничает с лакеем (лакей, по совершенно невообразимому стечению обстоятельств оказался тем самым лесником, в которого стрелял Генрих, за что он и должен сейчас срок мотать, а не амуры крутить. Кстати, тут горничная подробности инцидента с участием своего хозяина и некой дамы узнала, кстати), театрал решил сам нарядиться лакеем и таким образом обратить на себя внимание понравившейся ему дамочки. Актерствовал он неубедительно, горничная вдоволь над ним напотешалась (она-то, в отличие от него, знала, с кем имеет дело и помнила, как он отказался брать её в свой театр).
Тут мы приближаемся к кульминации. Наконец директор тюрьмы и Генрих внезапно встречаются на балу. А Генрих, как мы помним, должен быть совсем не на балу, а как раз во вверенном начальнику тюрьмы заведении, и он это тоже прекрасно помнит. Поэтому он чувствует себя не в своей тарелке с таким собеседником. Но во время беседы он узнает, что он (человек с его именем) уже находится в тюрьме. Более того, он узнает, при каких обстоятельствах тот в тюрьме оказался. И вот, наш Генрих перед дилемой - радоваться чудесному истечению обстоятельств, позволившему ему избежать наказания и быть рогатым мужем, или выдать себя и изобличить негодяя, занявшего его место в тюрьме и в супружеской постели. При этом он ещё и сам - прелюбодей и уголовник.
Любопытство взяло верх, и Генрих отправляется в тюрьму под видом адвоката, чтобы узнать, кто сидит вместо него на нарах, а также носит его халат, пьет его вино и целует его жену.
В тюрьме настанет момент истины - Розалинда тоже там и попадает, как кур в ощип, под гневны очи обманутого мужа. Тот громыхает негодованием, заставляет её встать на колени и молить о прощении. Та встала, начала молить, а сама-то себе на уме, который, говорит, сейчас час. Тот полез смотреть на часы - хоба! А часов-то и нет. "Ой, а где ж подарок мой?" - вопрошает супруга. "Дак починка потребовалась", - мямлит сдувшийся мгновенно бонвиван. "А вот они, часики-то", - говорит супруга. И тут на колени бухается сам глава семьи. Вот она ему и начинает припоминать все, что он про неё наговорил.
В любом случае, супруги поняли, что стоят друг друга, помирились, а отдуваться на нарах оставили воздыхателя.
Надо ещё упомянуть о том, чем закончились ухаживания театрала за горничной. Когда все открылось и стало ясно, что она так хорошо смогла сыграть роль богатой дамы, что обманула самого директора театра, знавшего её лично, что он не смог уже отказать ей и взял её в театр актрисой.
Не знаю, что там испытывали 151 год назад посетители Венской оперы на премьере этой оперетты, но и нам в 2025м она очень понравилась. Тем более, что в Пензе мы такими спектаклями не избалованы.
Санкт-Петербургский театр привёз к нам и декорации, все это позволило создать необычную для нас атмосферу. Как будто ненадолго мы нырнули не просто в произведение, но и в сам театр северной столицы. Для таких провинциалов это большое дело.
Ну и жанр нам понравился. Любите оперетты?