Найти в Дзене
Книга про КВ

Танк КВ установочной серии из роты Колобанова

В этой записи речь пойдет о первом танке КВ-1 из роты старшего лейтенанта Колобанова по дате выпуска на Ленинградском Кировском заводе. Командовал этим танком в бою 20 августа 1941 года в окрестностях деревни Большие Черницы командир танкового взвода лейтенант Евдокименко Максим Иванович.
     В своем донесении в Политуправление Северного фронта от 26 августа 1941 года, о котором уже упоминал в недавней записи о танке младшего лейтенанта Ласточкина, начальник политотдела 1-й Краснознаменной танковой дивизии полковой комиссар Матюшин написал, что в этом бою «...командир взвода лейтенант Евдокименко, член ВКП(б), уничтожил четыре танка противника». А проиллюстрировать эту запись придется фотоснимками танка КВ-1 установочной серии с заводским номером У-10, который на профильной странице сайта учтен под номером 2. Этот танк из танкового батальона 1-й дивизии народного ополчения был потерян в ходе неудачной контратаки 13 августа 1941 года в районе деревень Уномер и Клевенец Шимского района

В этой записи речь пойдет о первом танке КВ-1 из роты старшего лейтенанта Колобанова по дате выпуска на Ленинградском Кировском заводе. Командовал этим танком в бою 20 августа 1941 года в окрестностях деревни Большие Черницы командир танкового взвода лейтенант Евдокименко Максим Иванович.
     В своем донесении в Политуправление Северного фронта от 26 августа 1941 года, о котором уже упоминал в недавней записи о танке младшего лейтенанта Ласточкина, начальник политотдела 1-й Краснознаменной танковой дивизии полковой комиссар Матюшин написал, что в этом бою «
...командир взвода лейтенант Евдокименко, член ВКП(б), уничтожил четыре танка противника».

Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.
Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.

А проиллюстрировать эту запись придется фотоснимками танка КВ-1 установочной серии с заводским номером У-10, который на профильной странице сайта учтен под номером 2. Этот танк из танкового батальона 1-й дивизии народного ополчения был потерян в ходе неудачной контратаки 13 августа 1941 года в районе деревень Уномер и Клевенец Шимского района Ленинградской области и к 1-й Краснознаменной танковой дивизии никакого отношения не имеет.
     Но вот по материальной части он с большой вероятностью полностью идентичен танку КВ-1 лейтенанта Евдокименко, снимков которого, скорее всего, нам увидеть не удастся. Хотя после появления фотографии корпуса танка, на котором с большой вероятностью воевал сам Зиновий Колобанов, возможно всё. Тем более, что в последнем бою этого танка тоже была яма, она же воронка.

В Журнале боевых действий 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной танковой дивизии, который, напомню, набело, скорее всего, был переписан в октябре 1941 года, о действиях экипажа Евдокименко приведена следующая информация: «Ведя бой с танками противника в районе Большие Черницы
танк КВ лейтенанта 1-го батальона Евдокименко уничтожил четыре танка
противника и, получив повреждение пушки, вынужден был отойти на восстановление.
     Артиллерист экипажа лейтенанта Евдокименко красноармеец Куцевич Ф.С., выполняя приказание своего командира, по дороге встретил легковую машину, танкетку и несколько мотоциклов. Подкравшись, забросал гранатами и уничтожил их.
     Механик-водитель экипажа Евдокименко тов. Сидиков, возвращаясь с поля боя, протаранил и уничтожил один танк противника
».

Лейтенант Евдокименко Максим Иванович (снимок конца 1930-х годов)
Лейтенант Евдокименко Максим Иванович (снимок конца 1930-х годов)

В начале сентября 1941 года погибший в бою 21 августа 1941 года лейтенант Евдокименко Максим Иванович командованием 1-го танкового полка был представлен к награждению орденом Ленина посмертно, но это представление было реализовано с понижением награды до ордена Красной Звезды только в марте 1942 года. Этим же приказом механик-водитель старшина Сидиков Николай Захарович за августовские бои под Красногвардейском и танковый таран был награжден орденом Красного Знамени.
     Наградной лист на красноармейца Куцевича я не нашел. Возможно, представление на него, которое наверняка было сделано, не было в итоге реализовано.

     В наградном листе на лейтенанта Евдокименко командир 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной ТД Герой Советского Союза полковник Погодин указал, что в боях тов. Евдокименко, который в 1-м танковом полку воевал с начала войны, «
...проявлял исключительное мужество, героизм и ненависть к врагам Родины». В ходе боя 20 августа «...находясь со своим танком в засаде, подпустил на близкую дистанцию и уничтожил 6 фашистских танков. 21 августа уничтожил легковую машину и мотоцикл противника. В этом бою противник подбил гусеницу танка. Экипаж под командованием тов. Евдокименко продолжал вести бой из подбитого танка. Вторично вражеский снаряд повредил танк, пробив броню башни. Разрывом снаряда убит лейтенант Евдокименко».
     Как можно заметить, полковник Погодин в наградном листе на Евдокименко пишет про шесть уничтоженных этим экипажем танков в бою 20 августа 1941 года. При этом с большой вероятностью он просто суммировал четыре подбитых танка в бою 20 августа, подорванную Куцевичем танкетку и протараненный Сидиковым танк, которые были упомянуты в Журнале боевых действий полка.

     Далее карта для наглядности, на которой присутствуют все упомянутые в
документах населенные пункты. Два танка КВ взвода лейтенанта Евдокименко с совсем позднего вечера 19 августа 1941 года занимали позицию под номером 3.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

В наградном листе на старшину Сидикова полковник Погодин также пишет о шести подбитых 20 августа в бою в районе деревни Вопша вражеских танках. Кроме того в этом наградном листе приводятся и подробности танкового тарана, который, однако, был произведен уже в другом бою на следующий день после гибели от попадания снаряда в башню лейтенанта Евдокименко и ранения командира орудия Куцевича и механика-водителя младшего Сагдиева:
     «
...при выполнении боевой задачи в атаке на деревню Новые Черницы танк был пробит вражеским снарядом и командир танка лейтенант Евдокименко убит, артиллерист и заряжающий тяжело ранены. Танк был сильно поврежден.
Неслыша команды, тов. Сидиков запросил боевое отделение, но ему никто не отвечал. Тогда он решил подбитый танк с выведенным из строя экипажем
вывести с поля боя. Двигаясь, слева он заметил фашистский танк, который
вел по нему огонь. Тов. Сидиков повернув свой танк и с разбега уничтожил фашистский танк тараном. Повернув танк в направление своих войск стал
двигаться, в это время отказали в работе тормоза. Тов. Сидиков вывел с
поля боя танка, регулируя движение его газом
».

     Собственно, как и в случае с экипажем младшего лейтенанта Ласточкина, информацию из вышеприведенных документов, в которых указаны фамилии танкистов из экипажа лейтенанта Евдокименко, я разместил для того, чтобы совместить её с информацией из документов технической части 1-й Краснознаменной танковой дивизии, в которых указаны заводские номера танков, их повреждения, а также районы, в которых они были получены.

     В Ведомости о потерях материальной части 1-й Краснознаменной танковой
дивизии с 22 июня по 1 сентября 1941 года помощник командира по технической части этой дивизии военинженер 1 ранга Шлепнин сообщал, что 21 августа из района деревни Воккалово, которая располагалась на дороге Луга - Красногвардейск между деревнями Новые Черницы и Большие Колпаны, эвакуирован и отправлен на Кировский завод танк КВ-1 с интересным заводским номером
УД-363299, у которого была разбита ходовая часть.

     И так как это был шестизначный номер в формате системы учета бронетанковой техники Рабоче-крестьянской Красной армии, которая
действовала в конце 1930-х годов и в первой половине 1940 года была
отменена, то сразу стало понятно, что из района деревни Вакколово был
эвакуирован танк установочной серии, который был выпущен до лета 1940
года.

Мало того, этот номер уже встречался в списке Актов рекламаций в одном из отчетов, которые в своем ЖЖ приводил ув. litl_bro. В Акте из воинской части под названием 16 т/к по факту поломки коробки передач из-за скручивания промежуточного вала у танка КВ был указан и заводской номер этого танка - У-9. И там же в скобках второй номер 0363299.

-4

Танк КВ-1 установочной серии с заводским номером У-9 был выпущен на ЛКЗ в апреле 1940 года.
     Уже в мае - июне 1940 года этот танк КВ-1 установочной серии вместе с еще четырьмя такими же танками был отправлен на Научно-испытательный полигон в Кубинку с дальнейшей отправкой в Киевский особый военный округ. По некоторым данным, эти танки в составе 14-й тяжелой танковой бригады должны были поучаствовать в Освободительном походе в оккупированную с 1918 года Румынией Бессарабию, однако Бессарабию вместе с Буковиной удалось вернуть в родную гавань без боя.

     Летом 1940 года 14-я тяжелая танковая бригада пошла на формирование 12-й и 15-й танковых дивизии 8-го механизированного корпуса КОВО. Пять танков установочной серии при этом попали в 12-ю танковую дивизию, которая
дислоцировалась в городе Стрый Львовской области бывшей УССР.
     Однако уже в начале 1941 года по планам ГАБТУ танки установочной серии должны были быть возвращены в Ленинград на Кировский завод для проведения модернизации «
...по образцу машин 1941 года».

     И из города Стрый первым выбыл на модернизацию как раз танк с заводским номером
У-9, хотя по плану ГАБТУ все танки установочной серии должны были отправляться одновременно в марте 1940 года. Причиной такой ускоренной отправки, видимо, была в вышеупомянутой поломке коробки передач.
     В Ленинград танк прибыл 10 марта 1941 года с наработкой двигателя в 60 моточасов и пробегом 400 км.

Однако к модернизации прибывших машин установочной серии завод смог приступить только в мае 1941 года из-за отсутствия «...в заделе основных узлов и агрегатов, таких как КПП и бортовые фрикционы». По состоянию на конец мая 1941 года танк с заводским номером У-9 был только разобран для ремонта.
     Резко ускорить работы по модернизации этих машин удалось только с началом войны. И уже 7 июля 1941 года танк КВ-1 с заводским номером
У-9 с эшелоном под номером 7/4776 выбыл с завода на станцию Ржев. В ходе
модернизации на этом танке были заменены топливные и масляный бак,
воздухофильтры и пушка, а вот двигатель, видимо, по причине малой наработки, оставили старый.
     И, скорее всего, из-за израсходования остатка моторесурса двигателя этого танка в ходе боевой подготовки находящейся в резерве Главного командования в районе Ржева 110-й танковой дивизии его уже в августе 1941 года отправили обратно в Ленинград для замены мотора. После чего этот танк оказался в 12-м
запасном танковом полку либо 22-м отдельном танковом батальоне для использования в качестве учебной машины.

Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.
Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.

А 19 августа 1941 года танк КВ-1 с заводским номером 363299 (номер корпуса 3340, номер двигателя 1030-71, 1940 года выпуска, 2 категории) попал в 1-й танковый полк 1-й Краснознаменный танковой дивизии. Напомню, что весь процесс срочной отправки этих учебных танков я уже ранее приводил в записи про новые факты по танку Колобанова из документов 86-го отдельного танкового батальона.
     Здесь также напомню, что по прибытии 20 танков КВ из учебных танковых частей Северного фронта в состав 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной
танковой дивизии в район Тайцев их экипажи были подвергнуты некоторому
переформированию с включением в их состав проверенных товарищей, которые служили в 1-м танковом полку. В частности, командиром танка с заводским номером
363299 был назначен опытный лейтенант Евдокименко,
который служил в 20-й тяжелой танковой бригаде, а затем и в 1-м танковом полку с 1939 года. В качестве командира ввода танков Т-28 он участвовал в боях Финской войны и был награжден орденом Красного Знамени.
     А вот старшина Сидиков ранее служил в 6-м танковом полку 3-й
Краснознаменной танковой дивизии и, видимо, прибыл в 1-й танковый полк
вместе с танком, как и остальные танкисты этого экипажа.

     Как выше уже говорилось, за бой 20 августа экипажу лейтенанта Евдокименко было зачтено четыре подбитых вражеских танка.
     О событиях 21 августа 1941 года в Журнале боевых действий 1-го танкового полка приведена следующая информация: «
В 10.00 2-я рота 1-го батальона тремя танками КВ, получив задачу от генерал-майора Ласточкина, атаковала противника в районе Большие Колпаны - отм. 97,7. В результате один танк КВ подбит артогнем противника и вышел из боя в расположение батальона, один танк КВ вышел из боя в район Красногвардейска из-за неисправности пушки, третий танк КВ продолжал вести бой в районе Большие Колпаны. Потери: убит лейтенант Евдокименко, ранены механик-водитель Сагдиев и командир орудия Куцевич».
     Личность отдавшего приказ на эту танковую атаку генерал-майора Ласточкина мне установить не удалось. Отметка 97,7 находится как раз между деревнями Большие Колпаны и вышеупомянутой деревней Вакколово, из района которой был эвакуирован танк с заводским номером с заводским номером
363299.

Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.
Танк КВ установочной серии с заводским номером У-10. Именно таким по матчасти был и танк с заводским номером У-9.

Позже после заводского ремонта танк с заводским номером У-9 (363299) установочной серии вернулся в состав 1-го танкового полка 1-го
Краснознаменной танковой дивизии, но случилось это в отличии от машины
младшего лейтенанта Ласточкина не быстро, так как уцелевший экипаж танка
в 22-м отдельном учебном танковом батальоне раскидали по другим
машинам.
     Так, старшина
Сидиков Николай ЗахаровичТанкист с 1937 года, знает БТ-7 - 1025 часов, КВ - 46 часов. Стрелял из пушки 45 мм. Участник боев в МНР, Финской войны и на северо-западном направлении») уже 2 сентября 1941 года выбыл на фронт в составе экипажа другого танка.
     Командир орудия Куцевич Феодосий Сергеевич, который ранее также служил в 6-м танковом полку 3-й Краснознаменной танковой дивизии, попал в госпиталь и более в танковых частях не служил. Войну прошел благополучно.

     Личность механика-водителя младшего, он же заряжающий, из экипажа танка лейтенанта Евдокименко по фамилии Сагдиев точно установить не удалось.
     Возможно, им являлся
красноармеец Садриев Фазулла, который позже в феврале 1943 года в составе 46-го отдельного танкового полка прорыва получил тяжелое ранение под Красным Бором. В этих же боях в составе этого же полка погиб и механик-водитель танка КВ техник-лейтенант Сидиков.

Личность радиотелеграфиста танка лейтенанта Евдокименко пока также установить не удалось. Так что исправления и дополнения по вышеприведенной информации приветствуются. А на этом пока всё. О последнем бое танка КВ-1 с заводским номером У-9, в составе экипажа которого остался только один танкист из "колобановской" роты, расскажу в одной из следующих записей.

Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для
продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал:
t.me/kniga_pro_kv

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/329464.html).

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Документы Главного Автобронетанкового управления Красной армии,
Автобронетанкового управления Северного фронта, 1-й и 3-й
Краснознаменных танковых дивизий, 1-го танкового полка 1-й Краснознаменной ТД, 22-го отдельного учебного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);

3. Живой журнал litl-bro (litl-bro.livejournal.com);

4. Аукционы eBay.

Другие записи о танках из роты старшего лейтенанта Колобанова:

Танк из роты Зиновия Колобанова

Командир танка из роты Колобанова лейтенант Дегтярь

Танк «Клим Ворошилов» младшего лейтенанта Ласточкина из роты Колобанова в городе Пушкин