Состав авиагруппы авианосца – важнейшая характеристика любого
корабля данного типа. Продолжаем знакомиться с данной характеристикой британского авианосца "Арк Ройал". Начало - ЗДЕСЬ.
3.Палубный истребитель Хоукер «Оспри»
Основой для палубного истребителя «Оспри» стал созданный той же фирмой «Хоукер» лёгкий бомбардировщик «Харт». Этот бомбардировщик оказался настолько удачным, что послужил прототипом для целого семейства британских самолётов различного класса, в том числе для морского разведчика-корректировщика и истребителя. Задание на такую машину появилось ещё в 1926 году – требовался самолёт, способный оперировать на колесах или поплавках с авианосцев или других боевых кораблей с возможностью катапультирования. Кроме разведки и корректировки артиллерийского огня он при необходимости должен был выполнять функции истребителя.
В итоге в корабельный разведчик / истребитель «Оспри» переделали серийный «Харт» (линейные размеры самолёта остались прежними, на несколько сантиметров уменьшили размеры крыльев, заменили двигатель). Правда габариты бипланной коробки превосходили грузовые лифты английских авианосцев, и коробку выполнили складывающейся. Секции разворачивались назад, параллельно фюзеляжу, а у разъёма появились дополнительные межкрыльные стойки. Самолёт имел колесное шасси, но мог устанавливаться на два больших металлических поплавка, которые монтировались на те же узлы, что и колесное шасси. Для повышения путевой устойчивости поплавкового самолёта вертикальное оперение увеличили, сделав киль более округлым. Машину оснастили более мощным мотором «Роллс-Ройс Кестрел» IIMS в 630 л.с. Бомбового вооружения самолёт не нёс.
Серийные самолёты появились в начале 1932 года, и в августе того же года они начали эксплуатироваться на авианосцах «Игл» и «Корейджес», а затем на кораблях 2-й эскадры крейсеров. Позднее «Оспри» разместили на авианосце «Гермес», ряде крейсеров и береговых баз. Выпускались несколько модификаций: «Оспри I», «Оспри II», «Оспри III». Последней модификацией для британского флота стал «Оспри IV» с мотором «Кестрел» V. «Оспри» убрали с английских кораблей ещё в 1938-м. Но с авианосца «Арк Ройял» эти бипланы сняли только в марте 1939 года, где они находились в составе 800-й и 803-й эскадрилий.
4.Палубный истребитель Фейри «Фулмар»
В середине тридцатых годов в военной авиации наступил качественный перелом, бипланы достигли вершины в своем развитии. Многие авиационные фирмы перешли на проектирование свободнонесущих монопланов. В октябре 1935 года фирма «Хоукер», уже известная нам по «Нимроду» и «Оспри», подняла в воздух «Харрикейн», а в марте 1936 года взлетел прототип легендарного «Спитфайра». Но это были успехи Королевских Военно-воздушных сил, а вот у Воздушных сил флота (Fleet Air Arm / FAA) дела обстояли намного хуже. Недостаток современных самолётов на палубах авианосцев ощущался очень сильно, так как в тот период «истребительную» охрану флота осуществляли пикировщики Блэкберн «Скьюа». Удивительно, но самое очевидное решение: «оморячивание» какого-либо из современных сухопутных прототипов даже не принималось во внимание!
Адмиралтейство продолжало настаивать на том, что палубный самолёт должен быть двухместным, а это требование вело к увеличению размеров и веса, как результат – громоздкие палубные самолёты (которые должны быть наоборот компактными) проигрывали своим сухопутным визави.
Руководство FAA под влиянием великолепных характеристик и мощного вооружения «Харрикейна» и «Спитфайра» заказало прототип у фирмы «Фейри Авиэйшн и К». И её конструктор, парадоксально, но факт – вновь в качестве прототипа взял опытный образец бомбардировщика Фейри «Бэттл» (способного действовать в вариантах пикирующего и лёгкого бомбардировщиков). Была облегчена конструкция, добавлено палубное оборудование (тормозной крюк, узлы крепления тросов катапульты, механизм складывания крыла и средства спасения), в каждой консоли крыла разместили четыре 7,69-мм пулемета Браунинг. Новый самолёт оснастили мотором «Мерлин RM3M», сохраняющим максимальную мощность до высоты 2300 м.
Новый самолёт, названный «Фулмар», был создан в начале 1940 года, а прототип впервые взлетел 4 апреля 1940 года. Новый истребитель имел привлекательный силуэт и при заводских испытаниях показал хорошую управляемость, особенно на малых скоростях, и большую продолжительность полёта. Хотя подтвердились опасения относительно недостаточной максимальной скорости полёта, да и скороподъёмность оставляла желать лучшего.
Серийное производство «Фулмаров» Mk.I началось в апреле 1940 года, и всего было построено 250 самолётов «Фулмар» Mk.I с мотором Мерлин VIII. В конце 1940 года на самолёты начали ставить более мощный двигатель Мерлин-30 мощностью 1 300 л.с., новая модель получила обозначение Mk.II. «Фулмаров» Mk.II было построено 350 штук, так как прирост мощности не принёс ожидаемого улучшения характеристик. Максимальная скорость на оптимальной высоте выросла всего на 12 км/ч (до 424 км/ч), скороподъёмность у земли до 7,8 м/с, максимальная дальность при более высокой крейсерской скорости 313 км/ч упала до 1 248 км. В феврале 1943 года производство «Фулмаров» Mk.I и Mk.II после постройки 600 экземпляров завершилось.
Фейри «Фулмар» Mk.I был цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом с обычным оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж состоял из двух человек: пилота и штурмана. Крыло с дюралевой обшивкой состояло из трёх частей: трапецевидного центроплана и консолей, которые складывались вручную вокруг шарнира на заднем лонжероне вдоль фюзеляжа после подъёма секции задней кромки крыла.
Двухместная кабина экипажа имела длинный общий фонарь со сдвижными частями. За кабиной лётчика находился главный фюзеляжный топливный бак емкостью 705 л, под фюзеляжем крепился подвесной топливный бак на 270 л. Оперение – цельнометаллическое свободнонесущее, но рули имели полотняную обшивку. Главные стойки шасси гидравлически складывались в крыло и в убранном положении полностью закрывались створками. Тормозной крюк навешен на сдвоенном шпангоуте и тоже убирался в специальное углубление.
Двигательная установка: мотор «Роллс-Ройс Мерлин VIII», поршневой V-образный 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения. Стартовая мощность 805 kW при 3 000 об/мин. Вооружение состояло из восьми 7,69-мм пулеметов Браунинг в крыльях вне плоскости вращения винта. Боекомплект составлял по 750 патронов на ствол (в лентах). На узлах подвески под консолями крыла можно было подвесить восемь 45-кг бомб, в фюзеляже размещалась пусковая шахта осветительных ракет.
Фейри «Фулмар» понравился морскими лётчиками за свои пилотажные характеристики, простоту пилотирования, особенно при посадке на авианосец, и удивительную прочность.
Первые пятнадцать самолётов в июне 1940 года были переданы 806 эскадрилье FAA для замены пикирующих бомбардировщиков «Скьюа», и вскоре они уже базировались на авианосце «Илластриес», отбывающем в Восточное Средиземноморье. Следующие 12 самолётов получила 808-я эскадрилья, которая в течение лета 1940 года прикрывала верфи на севере Шотландии, а в октябре её перевели на авианосец «Арк Ройал», направлявшийся в Средиземное море. До конца года была сформирована 807 эскадрилья, которая в апреле 1941 года также была перебазирована на «Арк Ройал».
В 1941 году «Фулмарами» были перевооружены 800, 804, 805, 809 и 884 эскадрильи, а в 1942 году на них начали летать пилоты ещё шести эскадрилий FAA.
Таким образом, новые «Фулмары» менее чем через восемь месяцев после первого полёта прототипа вступили в бой с самолётами итальянских ВВС, прикрывая конвои, плывущие на Мальту. Ввод в строй новых истребителей произошёл очень своевременно, что принесло крупные и так необходимые успехи. Так, «Фулмары» 808 эскадрильи «Арк Ройала» Гибралтарского «Соединения H» уже в ноябре включились в активные боевые действия, одержав первую победу во время удара по объектам на Сардинии.
Во время пика своей карьеры самолёты Фейри «Фулмар» успешно применялись с палуб восьми больших и пяти эскортных авианосцев, а с ноября 1941 года с катапульт транспортных судов, идущих в конвоях. На протяжении двух лет, с сентября 1940 года до августа 1942 года, пилоты «Фулмаров» сбили в воздушных боях не менее 112 и повредили 80 неприятельских самолётов, потеряв в воздушных боях 40 своих истребителей, что можно считать неплохим результатом.
5.Палубный истребитель Блэкберн «Рок»
Новый истребитель планировалось создать как морской вариант двухместного истребителя для Королевских ВВС с вооружением, расположенным на поворотной турели. Было принято решение создать такой самолёт на основе Блэкберн «Скьюа» путем установки на него стандартной четырёхпулеметной турели.
В теории проект выглядел идеально: минимальные переделки, и получался требуемый истребитель, но на практике всё оказалось не так гладко. Хотя планер «Скьюа» и удалось значительно облегчить за счёт снятия штатного стрелкового вооружения и части бомбардировочного оборудования, но экономия была перекрыта весом пулемётной башни, так что в итоге самолёт потяжелел на 200 кг. При сохранении того же двигателя это означало, что по лётным данным новый самолёт будет уступать исходному образцу. Несмотря на это, 28 апреля 1937 года был выдан заказ на 136 самолётов, получивших название «Рок».
Прототип впервые поднялся в воздух 23 декабря 1938 года. Первой строевой частью FAA, получившей на вооружение «Рок» в апреле 1939 года стала 803-я эскадрилья. Месяц спустя самолёты начала получать и 800-я. Новый истребитель оказался неудачным, но он успел отметиться на борту «Арк Ройала» в составе 801-й эскадрильи (три единицы вместе с девятью «Скьюа»). Но это продолжалось недолго (пару недель апреля) – в мае 1940 года «Роков» на авианосце уже не было....
Окончание следует, ссылка - ЗДЕСЬ
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).
Источники: «Ark Royal». The Admiralty Account of her Achievemtnt. – London, 1942. – 68 p.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute
Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Балакин, А. ВМС Великобритании. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин// Морская коллекция, № 4 – 1995. – 32 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. /С.А.Балакин,А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО,2006.– 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.:Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В. Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.;
Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галлея Принт», 2010. – 232 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк Ройал». Охотник за «Бисмарком». «Поводырь» Королевского флота/ С.Патянин – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2011. – 128 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк Ройал»/ С.Патянин// Морская коллекция, №4(40).-
2001. – 32 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Пулман, К. «Арк Ройал». Миллион миль / К.Пулман, А.Дивайн. – М.: АСТ, 2005.- 380 с.