Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авиагруппа британского авианосца 20-х-30-х годов – самолёты «Арк Ройал» /1/Общий обзор

Состав авиагруппы авианосца – важнейшая характеристика любого корабля данного типа. Обсуждая тот или иной проект авианосца, можно много спорить о конструкции корпуса и мореходных качествах, мощности и особенностях главной энергетической установки, скорости хода, количестве стволов главного (универсального) калибра и эффективности огня средств ПВО, но всё это лишь характеристики, которые должны обеспечить решение самой главной задачи – доставить к цели мощную авиагруппу и обеспечить её применение. Войны ХХ-XXI веков наглядно продемонстрировали, что качественный и количественный состав авиагруппы – мощное оружие, которое и обеспечивает последние десятилетия владение морем и не только морем. При этом под «качественным и количественным составом авиагруппы» мы понимаем не только количество и тип самолётов, их современное вооружение и радиоэлектронное оборудования (РЭО), но и степень подготовки пилотов и командиров эскадрилий, систему управления и тактику действий палубных истребителей и уда
Оглавление
Состав авиагруппы авианосца – важнейшая характеристика любого корабля данного типа. Обсуждая тот или иной проект авианосца, можно много спорить о конструкции корпуса и мореходных качествах, мощности и особенностях главной энергетической установки, скорости хода, количестве стволов главного (универсального) калибра и эффективности огня средств ПВО, но всё это лишь характеристики, которые должны обеспечить решение самой главной задачи – доставить к цели мощную авиагруппу и обеспечить её применение.

Войны ХХ-XXI веков наглядно продемонстрировали, что качественный и количественный состав авиагруппы – мощное оружие, которое и обеспечивает последние десятилетия владение морем и не только морем. При этом под «качественным и количественным составом авиагруппы» мы понимаем не только количество и тип самолётов, их современное вооружение и радиоэлектронное оборудования (РЭО), но и степень подготовки пилотов и командиров эскадрилий, систему управления и тактику действий палубных истребителей и ударных самолётов (пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей-бомбардировщиков).

Самолеты на палубе "Игла"
Самолеты на палубе "Игла"

И надо отметить, что авианосец «Арк Ройал» был достаточно оснащён всем перечисленным для того, чтобы эффективно применять такое оружие. И тем более удивляет, что Великобритания, которая, создав «Королевский ковчег», находилась в шаге от того, чтобы перейти к тиражированию полученного опыта, сошла с найденного пути и увлеклась идеей «авианосца с бронированной палубой» с ослабленной авиагруппой. Попытка обезопасить авианосец традиционными способами (бронированием) привела к тому, что Королевский флот к 40-м годам ХХ века так и не смог получить «комплекс палубной авиации», который полностью бы отвечал требованиям войны. Этому, разумеется, способствовали и другие факторы, но понимание того, что лучшей защитой авианосца являются его самолёты, а не броня, появилось только с боевым опытом.

Основная ударная мощь «Арк Ройала» - торпедоносцы «Свордфиш»
Основная ударная мощь «Арк Ройала» - торпедоносцы «Свордфиш»

1.В качестве подхода к вопросу

Ранее (правда очень давно), мы рассмотрели в целом конструкцию данного корабля, но сейчас все же вспомним, какое оборудование было на нём размещено для эффективного использования самолётов. И начнем с того, что «Арк Ройал» получил достаточно большие защищённые от непогоды ангары, которые позволяли хранить большое количество самолётов в комфортных условиях. Корабль располагал верхним ангаром длиной 173 ми шириной 18,3 м, и нижним (138х18,3 м), высота ангаров – 4,88 м. Оба ангара рассчитывались на хранение в общей сложности 72 самолётов со сложенными крыльями (размер 13,7х6,7 м), что было очень хорошим показателем для авианосца.

Ангар – это конечно хорошо, но для взлёта самолёты должны быть из него подняты. Для решения этой задачи «Арк Ройал» был оборудован тремя самолётоподъёмниками, которые располагались в средней части корабля довольно близко друг к другу. Если сравнить размеры самолётоподъёмника и его форму с другими авианосцами, то нельзя не заметить, что они были небольшими – размер лифта выбирался с учётом размеров торпедоносцев (видимо, «Свордфишей») и, как мы уже выяснили, составлял 13,7 х 6,7 м (именно этот размер и определял проектную самолётовместимость ангара). Мы уже отмечали, что небольшие размеры самолётоподъёмников выбрали, чтобы не ослаблять прочность палубы, соответственно они могли поднимать/опускать только самолёты со сложенными крыльями, но это ограничило выбор типов самолётов в дальнейшем. Грузоподъёмность лифтов составляла 5084 кг.

«Арк Ройал» - британский авианосец с самой большой авиагруппой
«Арк Ройал» - британский авианосец с самой большой авиагруппой
В книге С. Патянина отмечается особенность лифтов на «Арк Ройале»: «…наличие у них двух платформ, каждая из которых «курсировала» только между соседними ярусами. Пока одна поднимала самолёт из верхнего ангара на полётную палубу, вторая перемещала другую машину из нижнего ангара в верхний. Рабочий цикл каждой платформы составлял 20 секунд».

По оценке экспертов, самолётоподъёмники нового авианосца были более эффективными, чем у предыдущих авианосцев типа «Корейджес». Но всё-таки размеры лифтов были недостаточными для перспективных самолётов.

Полётная палуба нового британского авианосца была довольно длинной (243 м) и позволяла обеспечить запуск всех имеющихся в его распоряжении самолётов, но корабль получил дополнительно две носовые катапульты. Подчеркнём, что в предвоенные годы большинство британских авианосцев получили гидропневматические катапульты, как правило позволяющие разогнать трёхтонный самолёт до скорости 103 км/ч. По данным С. Патянина, «Арк Ройал» получил более мощные катапульты – они позволяли с участка длиной 18,6 м запускать самолёт массой 5448 кг. Считается, что с использованием катапульт время запуска большой группы самолётов было меньше, чем при взлёте с полётной палубы.

Взлет истребителя «Скьюа» с катапульты «Арка»
Взлет истребителя «Скьюа» с катапульты «Арка»

Однако главное достоинство катапульт в том, что они позволяют поднимать в воздух самолёты даже в том случае, если авианосец (и в принципе любой корабль) не двигается или не развёрнут против ветра. Это позволяет авианосцу более оперативно реагировать на изменение условий боевой обстановки, например, быстрее принимать меры (без предварительного маневрирования) для усиления воздушного прикрытия при внезапном появлении противника.

Заканчивая обзор авиационно-технического оборудования, нельзя не вспомнить аэрофинишёры и аварийный барьер (высотой 2,4 м), предназначенный для улавливания промахнувшихся самолётов. На «Арк Ройале» было восемь аэрофинишёров типа Mk.III, которые были способны остановить самолёт массой 3630 кг с посадочной скоростью 110 км/ч. Интересно, что масса самолёта, который можно было удержать аэрофинишёрами, меньше, чем масса самолёта, который мог быть запущен с катапульты. Тем самым делаем вывод, что авианосец был оборудован всеми необходимыми устройствами и механизмами для того, чтобы эффективно использовать штатные 72 летательных аппарата, но всё оказалось не так просто. Следующим шагом необходимо уточнить ситуацию с вопросами оснащения авианосца самолётами.

На авианосце нельзя обойтись без аварий – устранение последствий
На авианосце нельзя обойтись без аварий – устранение последствий

Несмотря на стремительное развитие боевой авиации в целом из-за межведомственной борьбы морская авиация в Великобритании серьёзно отставала в технологическом плане как от своих иностранных конкурентов и союзников, так и от Королевских ВВС. Большинство британских палубных самолётов по-прежнему оставались бипланами, в то время как сухопутная авиация постепенно переходила на монопланы, и для этого было несколько причин.

К одной из них можно отнести странную тягу англичан к комплектованию палубной авиацией двух- и трёхместными самолётами. Это объяснялось, по их мнению, сложностью полётов над морем, в связи с чем второй член экипажа, как правило, являлся штурманом. Интересно, что такой подход касался не только ударных самолётов, но и истребителей. Второй причиной называют простоту решения проблемы складываемых крыльев на бипланах и сложность достижения такого результата на монопланах (а вот это меня удивило). Следующая причина заключается в стремлении упростить пилотирование самолётов на взлёте и посадке на палубу, чего можно достичь, уменьшив посадочную скорость самолёта, а ведь именно бипланы обладали низкой скоростью сваливания. Это позволяло сажать на авианосец повреждённые машины, самолёты с раненым пилотом, и даже самолёты с подвешенным боезапасом, не освобождаясь от него. Бипланы были менее требовательны к квалификации пилотов, прощали больше ошибок, были легче, что позволяло беречь ресурс аэрофинишёров и катапульт – как видим, определённые доводы у приверженцев таких самолётов были. Справедливости ради отметим, что американские авианосцы также довольно долго, практически до конца 30-х годов ХХ века, использовали бипланы в составе своей палубной авиации.

Подъем истребителей "Фулмар" на палубу "Арк Ройала"
Подъем истребителей "Фулмар" на палубу "Арк Ройала"

Сразу отметим, что британский флот перед войной испытывал недостаток в палубных самолётах, и большинство авиагрупп авианосцев, которые были в строю, не соответствовали типовой численности. Например, по данным С. Патянина, вместо проектных 72 самолётов «Арк Ройал» часто нёс не более 60. В то же время согласно энциклопедии «Авианосцы второй мировой» на май 1940 года на борту авианосца базировалось всего 44 самолёта (61 % от штатной численности).

Что касается типов самолётов, которые базировались на «Арк Ройал», то их было не так и много – шесть основных типов, причём преимущественно это были ударные самолёты – торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики.

Авианосец отрабатывает взлет и посадку самолетов
Авианосец отрабатывает взлет и посадку самолетов

Вероятно, это было обусловлено тем, что главной задачей британских авианосцев (согласно боевым инструкциям) было уничтожение вражеских авианосцев, а также слежение за неприятельскими линейными силами с последующим нанесением по ним ударов для снижения их скорости и подготовки условий сражения с силами британского флота. По этой причине среди эскадрилий (и самолётов) первое место занимают торпедоносцы и только потом истребители (истребители-бомбардировщики) (табл.1).

-8

Как видно из представленной таблицы, основу вооружения авианосца «Арк Ройал» на всём его боевом пути составляли торпедоносцы (бипланы) Фейри «Свордфиш». Именно торпедоносцы стали основным типом палубных самолётов и надежно «прописались» на британских авианосцах, заслуженно пользуясь славой грозного морского оружия.

Истребитель «Нимрод» Mk. II недолго базировался на «Арк Ройале»
Истребитель «Нимрод» Mk. II недолго базировался на «Арк Ройале»

Одними из первых истребителей, которые заняли места в ангаре «Арк Ройал», стали палубные истребители компании «Хоукер» – «Нимрод» и «Оспрей». Потом им на смену пришли истребители компании «Блэкберн» – «Скьюа» и «Рок», заменённые уже в 1941 году на истребители Фейри «Фулмар». Нельзя не сказать, что ударные возможности «Арк Ройала» не ограничились только торпедоносцами «Свордфиш». Истребители «Скьюа» выступили и в роли пикирующих бомбардировщиков на авианосце, но их использование было не долгим, а с приходом «Фурмаров» британские авианосцы полностью лишились пикирующих бомбардировщиков, что не прибавило этим кораблям боевых возможностей.

Подведем промежуточный итог, «Арк Ройал» – во всех отношениях современный авианосец, практически всю карьеру имел бипланы в составе своей авиагруппы. Предлагаем вам поближе познакомиться (вспомнить) с основным вооружением нового британского авианосца специальной постройки. При этом мы не ставим перед собой задачу перечислить все самолёты, которые были на его борту за время его службы, и подробно дать их характеристики – сделаем акцент только на основных. И начнем с палубных истребителей, а после них перейдем к ударным самолётам.

Истребитель Хоукер II «Нимрод» - один из первых истребителей «Арк Ройала»
Истребитель Хоукер II «Нимрод» - один из первых истребителей «Арк Ройала»

2.Палубный истребитель Хоукер «Нимрод»

Проект данного истребителя был разработан по техническому заданию Министерства авиации в 1926 году и первоначально был известен под неофициальным обозначением «Норн», но вскоре был переименован в Хоукер «Нимрод».

Первый серийный экземпляр совершил полёт 14 октября 1931 года, а уже с 1932 года истребители «Нимрод» Mk.I стали заменять самолёты Фейри «Флайкетчер» в морской авиации. Биплан «Нимрод» имел нормальную взлетную массу 1 841 кг при длине 8,09 м и размахе крыльев 10,23 м. Двигатель «Роллс-Ройс Кестрел» VFP имел мощность 608 л.с. и обеспечивал самолёту максимальную скорость 311 км/ч (крейсерская – 185 км/ч). Вскоре появилась улучшенная модель «Нимрод» Mk II (имели тормозной крюк, более мощные двигатели и хвостовое оперение большей площади), производство которых началось в сентябре 1933 года, а поставки в морскую авиацию – в марте 1934 года. Многие из 57 самолётов Nimrod Mk.I были позднее переделаны в стандарт модели Mk.II.

Истребитель Хоукер «Нимрод» Mk.I, схема внешнего вида
Истребитель Хоукер «Нимрод» Mk.I, схема внешнего вида

К началу Второй мировой самолёты «Нимрод» были переданы для использования в качестве тренировочных и связных, но продолжали эксплуатироваться до июля 1941года, когда были объявлены устаревшими. На «Арк Ройал» эти истребители появились во время испытательного похода авианосца в составе 803-й эскадрильи, но базировались на нём недолго. Через три месяца (в марте 1939 года) самолёты этого типа покинули палубу «Королевского ковчега». Карьера этого самолета как то здесь не задалась, )))...

Продолжение следует, ссылка будет ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).

Источники: «Ark Royal». The Admiralty Account of her Achievemtnt. – London, 1942. – 68 p.; Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Балакин, А. ВМС Великобритании.
1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин// Морская коллекция, № 4 – 1995. – 32 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. /С.А.Балакин,А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО,2006.– 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.:Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В. Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Великобритании (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 4 (52) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.;
Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов
// Морская коллекция, № 11 (68) –2004. – 32 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галлея Принт», 2010. – 232 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк Ройал». Охотник за «Бисмарком». «Поводырь» Королевского флота/ С.Патянин – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2011. – 128 с.; Патянин, С. Авианосец «Арк Ройал»/
С.Патянин// Морская коллекция, №4(40).- 2001. – 32 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Пулман, К. «Арк Ройал». Миллион миль/ К.Пулман, А.Дивайн. – М.: АСТ, 2005.- 380 с.