Найти в Дзене
"Хомо люденс"

У каких героев фильмов СССР были одинаковые планировки квартир

Порой смотришь 100 раз и лишь на 101-й замечаешь: батюшки, а ведь герои кино жили в такой же квартире, как… у тебя самого. Причем вас наверняка такое тоже касалось. Не спешите отнекиваться. Давайте лучше рассмотрим, в каких квартирах снимали самые известные фильмы в СССР и какие планировки были общими для персонажей разных картин. Многие советские фильмы показывали жизнь граждан, уже переехавших в собственные квартиры. Или, как иронизировал Костик из «Покровских ворот» Михаила Казакова, «глобальный исход москвичей из ульев в личные гнезда». А вот в самый разгар этой истории все ее участники жили вместе, и быт у столь разных героев был общий. Как видите, коммуналка у Покровских ворот: 1) начиналась с общей прихожей, где была ниша с выходящим в подъезд потрясающим окном в стиле модерн; 2) продолжалась длинным коридором; 3) разветвлялась на комнаты: Заметим, что комнаты бывших супругов имели сквозную дверь, которую заперли и забаррикадировали вещами после их развода. Комнаты же тетушк
Оглавление

Порой смотришь 100 раз и лишь на 101-й замечаешь: батюшки, а ведь герои кино жили в такой же квартире, как… у тебя самого.

Причем вас наверняка такое тоже касалось. Не спешите отнекиваться. Давайте лучше рассмотрим, в каких квартирах снимали самые известные фильмы в СССР и какие планировки были общими для персонажей разных картин.

1. Самое простое жилье – коммунальное: у Велюрова, Хоботовых и др.

Многие советские фильмы показывали жизнь граждан, уже переехавших в собственные квартиры. Или, как иронизировал Костик из «Покровских ворот» Михаила Казакова, «глобальный исход москвичей из ульев в личные гнезда».

А вот в самый разгар этой истории все ее участники жили вместе, и быт у столь разных героев был общий.

Как видите, коммуналка у Покровских ворот:

1) начиналась с общей прихожей, где была ниша с выходящим в подъезд потрясающим окном в стиле модерн;

2) продолжалась длинным коридором;

3) разветвлялась на комнаты:

  • одну – для Аркадия Велюрова;
  • две – для Хоботовых. Причем на момент развития событий в фильме помещение поудобнее занимали Марго с Саввой, а кривой, узкий «пенал» – Лев;
  • две – для Алисы Витальевны. И на момент событий одну из комнат тетушка отдала племяннику.

Заметим, что комнаты бывших супругов имели сквозную дверь, которую заперли и забаррикадировали вещами после их развода. Комнаты же тетушки с племянником были достаточно разделены между собой, чтобы оба не испытывали неловкость, когда Костик приводил в гости очередную прелестницу;

4) отдельными ветками уходила в общие для всех жильцов квартиры балкончик, кухню, санузел и душевую комнату;

5) во всех помещениях имела окна, даже над умывальником;

6) могла похвастаться неожиданными архитектурными элементами, в частности колоннами в комнатах.

2. Самые «ходовые» квартиры: одинаковые планировки для Шурика, Феди и т. д.

Многие переехавшие из коммуналок в личные квартиры «гнездились» в типовых кирпичных 5-этажках, которые в народе устойчиво прозвали хрущевками. Там были потолки высотой 2,48 м, раздельные санузлы, балконы и проч.

Именно такой дом строили прораб с Шуриком, а также временно с хулиганом Федей в комедии СССР Леонида Гайдая «Операция "Ы"…».

100%, что вы эти здания видели, может быть, в какое-то подобное приходили в гости или даже жили в таком.

Коллаж кадров из комедии СССР Гайдая и плана дома с поквартирным проектом этажа (с prawdom)
Коллаж кадров из комедии СССР Гайдая и плана дома с поквартирным проектом этажа (с prawdom)

3. Квартиры «посложнее»: одинаковая планировка для Калугиной, Тихомировых и Бузыкиных

Что объединяло столь разных героев: Людмилу Прокофьевну из комедии СССР Эльдара Рязанова «Служебный роман», а также Андрея Павловича и Нину Евлампиевну из советского фильма Георгия Данелии «Осенний марафон», плюс Катерину с Александрой из нашего кино Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»? Оказывается, все они жили… в одной квартире.

То бишь, конечно, не совсем уж в одном и том же помещении под общей крышей, а просто в максимально одинаковом жилье. Буквально с мелкими отличиями.

Совпадение этих квартир по планировке одновременно:

1) не удивляет. Поскольку планировка была, хоть и посложнее хрущевок (поскольку разработана позже), но для своего времени типовая;

2) удивляет. Ведь все названные герои имели разные социальные статусы. Да, в двух случаях то были главы крупных организаций:

  • Калугина – статистического учреждения (она имела персонального шофера,постоянно общалась с министром «легонькой промышленности» и проч.);
  • Тихомирова – химкомбината (она регулярно заседала в Моссовете и т. п.).

Но Бузыкины-то числились переводчиками. Конечно, они сотрудничали с Ленинградским университетом и издательством, а это явления крайне важные. Но супруги там были явно не начальниками, но не на начальственном уровне и большей частью внештатно.

Таким образом, Калугина с Тихомировой на лестнице социальной иерархии стояли выше Бузыкиных. Тогда почему жили они в таких же квартирах, как обычные переводчики? Видимо, Людмила Прокофьевна и Катерина получили квартиры еще до назначения их на топовые руководящие должности.

Впрочем, вполне могло быть, что проживание глав крупных организаций в обычных квартирах являло принцип социальной справедливости.

Как бы то ни было, планировка у всех трех названных семей была самая что ни на есть «ходовая». И встречалась она по всему СССР.

Автор статьи сама когда-то в такой квартире жила, причем не в столичном (как герои этих фильмов), но в сибирском городе.

Вглядитесь внимательнее: вдруг вы узнаете здесь что-то знакомое, общее с жильем ваших друзей, родственников… а может быть, даже вашим собственным?

План московской и ленинградской «двушки» (изображение с pikabu)
План московской и ленинградской «двушки» (изображение с pikabu)

4. Квартиры более продвинутые: планировки Шурика, Бунши и Шпака

Поскольку изобретатель и стоматолог в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» были соседями, планировка у них была одинаковая. Это можно увидеть по сценам, которые разворачивались у ограбленного Шпака и у инженера Тимофеева. Скорее всего такая же была и у управдома Бунши (во всяком случае у всех троих были соседние балконы).

Сегодня в Москве дом Шурика, Бунши и Шпака можно найти очень просто: по Яндекс-картам (он там даже подписан). И находится это солидное здание не на Новом Арбате, как раньше думали многие телезрители, а на ул. Новокузнецкая (д. 13, стр. 1).

Такое ложное ощущение было задано… самим режиссером. Дело в том, что Иван Васильевич припечатывал: «Лепота!», оценив с балкона виды именно на пр-т Калинина и близлежащие места центра столицы.

По данным «КП» на 2023 г., в доме Шурика цена квартиры в 2 комнаты в 45 кв. м с ремонтом достигала 25 млн руб. Причем за последние 2 года стоимость жилья еще значительно поднялась. И сегодня, пожалуй, царь не мог бы уже с полным правом смеяться: «Да уж, конечно, не царские палаты», настолько повысились цены на недвижимость в Москве.

5. Квартирный эксклюзив, общий для Лукашиных и Шевелевых

А вот в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы…» дом и планировки были по факту эксклюзивными, хотя в самой комедии они ехидно обозначены как типовые.

Да-да, конкретно у Жени с его мамой и у Нади с ее мамой планировка совпадала. Однако сама по себе она была нетиповой, но экспериментальной. Подробнее об этом читайте Дзен-статью «Так ли плохи типовые дома, как критиковали в комедии Рязанова».

План «двушки» из д. № 25 по 3-й ул. Строителей (с dubikvit.livejournal)
План «двушки» из д. № 25 по 3-й ул. Строителей (с dubikvit.livejournal)

П. с. Друзья, планировки каких квартир из фильмов нравятся/запомнились вам? А в какой из них вы хотели бы жить сами?

И чтоб было интереснее вспоминать, отвечайте на тесты «В московской квартире какого героя советского фильма вы могли бы жить?», а также «Вспомните обстановку квартир в кино СССР».

#знаменитости #телевидение #жильё #общество #Россия #СССР #культура #психология