Недавно, по случаю открытия в монинском ЦМ ВВС ангара № 8 после ремонта, «Вести-Москва» сделали видеосюжет о музее. Я опытным взглядом заметил в репортаже много неточностей и откровенной неправды, а так же выделил несколько интересных моментов, которыми хочу поделиться с вами.
Но сначала посмотрите сам репортаж целиком, он совсем короткий:
Начинается репортаж с главной новости — что завершилась «реставрация» ангара № 7.
Со стен и потолка удалили коррозию, плесень, заново покрасили.
Насчёт удаления коррозии с балок потолка сказать сложно, но выглядят они точно так же, как и прежде, покрашенные коричневой морилкой. Перекрытие крыши заменили с деревянного на профнастил ещё при предыдущем музейном руководстве в 2000-е годы, причём без всякой помпы, не делая из этого события.
Сравните общий вид ангара с тем, как он выглядел в 2012 году. Видите какие-то существенные изменения?
Ворота начищены до блеска.
Очень смешно (и возмутительно) слышать такое, видя на видео всё те же старые сдвижные створки ворот ангара, всего лишь в один слой забрызганные белой краской, причём как-то очень халтурно, с огромными проплешинами. Старые доски 1970-х годов никто, разумеется менять не стал, и они мгновенно стали просвечивать своей жёлтой гнилью через дешёвую краску, которой их облили.
На следующем кадре прекрасно видно, что уникальный испытательный стенд «Турболёт» сотрудники музея даже не смогли адекватно разместить в новой экспозиции — одна из четырёх штанг с газовым рулём на конце упёрлась в двери ангара. И тогда не нашли ничего лучше, как просто открутить штангу и оставить её висеть вниз. Кстати, кто этот человек в кадре, в репортаже не уточняется. Обычный прохожий? А ведь это руководитель музейных реставрационных мастерских, который и ответственен за ремонт ангара.
Самолёты поставили в ряд от старых образцов к новым.
Как будто раньше в ангаре самолёты стояли вразнобой, в случайном порядке, развёрнутые абы-как.
В своей недавней статье я подробно расписывал, как изменилась расстановка экспонатов в ангаре, со схемами и фотографиями, почитайте:
Теперь этот ангар — центральная часть экспозиции музея ВВС.
Снова не правдивая, непонятно зачем вставленная пафосная фраза. Центральной частью экспозиции музея, его «сердцем» во все времена являлся ангар № 6 (сегодня 6А), в котором собраны самые ценные экспонаты — участники Великой Отечественной войны, оригинальные и восстановленные самолёты Ла-7, Ил-2, По-2, Р-5, Як-9 и др.
Дальше один из немногих названных по имени в репортаже сотрудников музея говорит об уникальности ангара. Правда, его слова смонтированы и обрезаны так, что до последнего момента вообще не понятно, о чём речь.
Очень приятно видеть, что музейные сотрудники правильно воспринимают ценность ангаров, эксплуатируемых музеем. Вспоминается эпизод, когда в 2016 году министр С.К. Шойгу зашёл в тот самый ангар № 8 и сказал «Это всё надо сносить, конечно», то тогдашний начальник музея А.В. Гончаров сразу же начал возражать, мол, «Как можно, это историческое здание». А сегодня ЦМ ВВС принадлежат четыре таких ангара — больше, чем кому бы то ни было. Правда, один из них полуразрушен, а другой стремительно движется к аварийному состоянию. Подробнее я недавно писал в этой статье:
«Илья Муромец» образца 1913 года, настоящая редкость.
И снова ошибка. Это никакая не «редкость», этих самолётов вообще не сохранилось. В Монино представлена реплика, изготовленная в 1979 году для фильма «Поэма о крыльях». Таких «редкостей» можно построить с десяток, но оригинального «Илью Муромца» к жизни уже не вернуть.
А это мировой рекордсмен по дальности полёта.
Снова введение зрителей в заблуждение. Это никакой не самолёт Чкалова, а просто макет, изготовленный в ОКБ им. А.Н. Туполева в 1989 году. Оригинальный АНТ-25, на котором Чкалов реально летал в США, находится в Чкаловске — глухом райцентре Нижегородской области, и про него мало кто вспоминает.
Про этот макет у меня есть отдельная статья:
И снова нам не представляют человека, который рассказывает интересные факты аж о трёх экспонатах в ангаре. Придётся это сделать мне. В кадре — Александр Васильевич Санников, с 2011 года каждую субботу посвящавший работе с волонтёрами. В 2020 году волюнтаристским решением нового начальника музея он был отстранён от работы с волонтёрами, и эта обязанность была перекинута на начальников мастерских, которые были абсолютно не готовы к работе с молодёжью, да ещё и сменялись каждый год.
Одной из основных целей при ремонте ангара являлась замена остекления, пришедшего в негодность за десятилетия, прошедшие с прошлого ремонта. Стёкла из сгнивших рам постоянно выпадали, что позволяло птицам проникать внутрь ангара, вить гнёзда, расклёвывая для их строительства перкалевую обшивку экспонатов. Но что мы видим в репортаже? Убранный с улицы ЭПОС (МиГ-105.11) уже весь обгажен галками, его даже не удосужились помыть перед открытием ангара. Неужели даже новое остекление не остановило птиц? Тогда какой смысл в ремонте?
В воздух ЭПОС поднимался, но на орбиту так и не вышел — не было подходящей ракеты-носителя.
Очередная «журналажа». ЭПОС планировалось выводить на орбиту с помощью гиперзвукового самолёта-разгонщика, без использования ракет. Впрочем, для выведения на орбиту 10-тонного ЭПОСа грузоподъёмности обычной ракеты «Протон» хватило бы с лихвой.
Дальше в репортаже начинают демонстрироваться архивные кадры, и мне это показалось самым любопытным и поучительным. Сначала показагы кадры с коптера, сделанные в 2018 году во время одного из субботников. Благодаря организационной работе уже упомянутого А.В. Санникова, волонтёры восстанавливают Ту-144, а учащиеся авиационной школы им. Покрышкина занимаются мытьём самолётов МиГ. Теперь волонтёров в музее нет, Ту-144 никто не занимается. А.В. Санников работает экскурсоводом, а авиационная школа из Монино переехала во Фрязино. «Прости нас, Юра...», как говорится.
Дальше показана кабина и салон Ту-144 с горящей подсветкой и сигнализаторами.
Всё это в прошлом — сотрудники музея не подают напряжение на борт, но зато пускают в самолёт посетителей за 500 р. с человека. Волонтёры же всегда пускали бесплатно.
Дальше демонстрируется фрагмент из сериала «Семнадцать мгновений весны».
Шелленберг встречал Вольфа на фоне того самого ангара.
Это полуправда — прямо за Табаковым виден ангар № 7, который к настоящему моменту не удостоился даже такого «урезанного» ремонта, и стоит со старым гнилым остеклением. Маленький кусочек ангара № 8 виден в кадре слева.
Полный эпизод сериала, снятый в Монино, я собрал в отдельном видео:
А дальше на кадрах мы видим молодых людей, которые протирают самолёты в ангаре № 6Б, накачивают им колёса. Да, это именно те самые волонтёры, от которых музей решил избавиться в 2023 году. Но так как было бы стыдно показывать работников музейных мастерских, которые в грязной униформе красят что-то кисточкой, пришлось вставить в репортаж старые кадры с молодыми и бравыми волонтёрами.
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
В один момент даже видно самого А.В. Санникова, который не руководит, а своими руками участвует в перестановке экспонатов.
Благодаря уникальному хвостовому оперению МиГ-15 был неуязвим для пулемётов.
Откуда взялась эта глупость — ума не приложу. У Messerschmitt Me 262 было подобное хвостовое оперение, но он прекрасно сбивался, причём поршневыми самолётами. Да и как вообще хвостовое оперение может сделать самолёт «неуязвимым»?
С окончанием реставрации этого ангара монинский музей полностью открыт для посетителей.
На тот момент это не было правдой, ведь ещё не была открыта экспозиция малой авиации и реактивных двигателей в ангаре № 7.
Почти всё что когда либо летало или летает в небе над страной выставлено на площади больше 20 гектаров.
Сильное преувеличение. В музее представлено совсем немного техники, которая сегодня летает над Россией. В Монино вы не найдёте многих типов самолётов, начиная со старого Ту-154, и заканчивая относительно новыми SSJ-100 или Су-34. Музей не пополняется современными образцами от слова «совсем». Да и никакие музеи сейчас ими не пополняются.
В заключение можно констатировать, что музей не живёт, а выживает. Он развивается медленнее, чем стагнирует, что было невольно продемонстрировано авторами данного репортажа.
Другие статьи об истории музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!