Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Лошадиные скачки в творчестве Эдгара Дега

Оглавление

Эдгар Дега нам в первую очередь известен благодаря его полотнам, изображающим балерин. Сегодня мы обратимся к другой не менее интересной теме в творчестве художника, но не такой популярной – лошадиным скачкам.

Дега любил писать лошадей – это просматривается на протяжении всей жизни мастера. Особенно его привлекали скаковые лошади. Будучи частым посетителем ипподромов и поклонником конного спорта, Дега не мог оставить такой сюжет без внимания. О том, как художник подошел к изображению скачек, исследователи пишут:


Первая серия сцен на ипподроме появилась в начале 1860-х гг. и поначалу имела весьма заметный отпечаток английской живописной традиции (изображения лошадей для англичан были своего рода визитной карточкой), особенно в композиционном построении. Кроме того, серьезное влияние на Дега оказало творчество Теодора Жерико, также одержимого темой скачек. Но чем дальше, тем больше проявлялся индивидуальный стиль Дега, не похожий ни на кого из предшественников

На счету художника большое количество эскизов, этюдов и рисунков, посвященных этой теме.

«Жокеи в Эпсоме», 1860-1862 г.

Одна из первых картин Дега, посвященных теме скачек. Полотно передает энергию и динамику забегов на ипподроме в Эпсоме. Художник виртуозно фиксирует мгновение, передавая ощущение движения и скорости, благодаря быстрым и свободным мазкам.

«Жокеи в Эпсоме», 1860-1862 г.
«Жокеи в Эпсоме», 1860-1862 г.

Ощущение динамики создают и герои на переднем плане. Каждый жокей одет в яркий гоночный костюм, а все позы индивидуальны, что наводит на мысль о движении и подчеркивает короткую паузу перед началом скачек.

Дега выделяет главных всадников яркими цветами: желтым, красным, синим. Лошади демонстрируют силу и элегантность грациозными позами. Их шерсть переливается мягким шелковистым блеском. Публика на заднем плане в тусклых нарядах сливается с пейзажем. Так художник фокусирует внимание зрителя на главных героях и их действиях.

«Скаковые лошади в Лоншане», 1873-1975 гг.

На этом полотне Дега изобразил наездников в непривычном ракурсе: спиной к зрителю. Они смещаются к левой стороне картины. Благодаря этому возникает ощущение, что мы от первого лица наблюдаем за скачками. Такой ракурс встречается и в других полотнах художника: «Перед стартом» 1884 года и «Перед скачками» 1885 года.

«Скаковые лошади в Лоншане», 1873-1975 гг.
«Скаковые лошади в Лоншане», 1873-1975 гг.

Разноцветные костюмы жокеев расплываются и сливаются с зеленью. Ноги лошадей немного размыты, из-под копыт летят клубы пыли. Все это указывает на непрекращающееся движение, которое так стремился запечатлеть Дега.

«Четыре жокея», 1889 г.

В этой работе импрессионист изображает вблизи четырех наездников. Каждый одет в яркую форму уникального оттенка, что подчеркивает индивидуальность каждого.

«Четыре жокея», 1889 г.
«Четыре жокея», 1889 г.

С другой стороны, зрители не видят черты их лиц – они «размазаны», «растворены». Перед нами просто участники гонок, ведь именно так мы воспринимаем скачки. Герой в зеленом костюме повернул голову в сторону зрителей, но мы знаем, что он вот-вот отвернется, и мы не сможем разглядеть его лица. Этот момент – хрупкое мгновение перед его «возвращением» в гонку.

Дега мы часто изображал волнение, движение лошади, мгновение перед бегом. В отличие от парадных сцен скачек, художник интересовался моментами подготовки, неуловимым напряжением движения, как те, что мы описали выше. Но помимо этих картин, есть еще много замечательных работ с интересными нюансами:

«Жокеи перед трибуной», 1866-1868 гг.

«Жокеи перед трибуной», 1866-1868 гг.
«Жокеи перед трибуной», 1866-1868 гг.

Здесь Дега тонко передал динамику не только при помощи поз, но и через такие детали, как хвосты лошадей. Хвост той, что находится ближе к центру, размывает – видно, что животное машет им из стороны в сторону. И как интересно Дега изобразил хвост коня у правого края картины: в движении, когда жеребец поднимает его.

«Фальстарт» 1870 г.

А на полотне «Фальстарт» художник запечатлел преждевременный старт одного из наездников. Судья на поле держит красный флаг перед всадником в желтом, в то время как жокей в черном в центральной части картины, пытается остановить резкое движение своего скакуна. Эти и многие другие детали подчеркивают мимолетность мгновения, присущие творчеству импрессионистов.

«Фальстарт» 1870 г.
«Фальстарт» 1870 г.

Другие работы художника на тему скачек ищите в нашем тгк

Читайте также: