Приветствую вас, друзья! По случаю начала учебного года решила ответить на вопросы, которые в последние дни всё чаще задают мне в чате закрытого Клуба — о поиске «золотой середины» в формировании пищевого поведения детей.
«Как договориться с ребёнком о том, что сладкое надо ограничивать?»
«Как быть, если в ресторане ребёнок просит нездоровую еду?»
«Как убедить ребёнка и не тратить энергию на уговоры?»
«Как не перегнуть палку и найти золотую середину?
Как? Как? Как? А как вы, товарищи, договариваетесь с ребёнком об отходе ко сну? Или "убеждаете", что надо делать уроки? Понимаете, на что я намекаю? Проблема глубже, чем в наполнении тарелки. Итак, давайте разбираться
На всякий случай напомню, я — нутрициолог, пищевой технолог и
психолог с более чем 10-летним стажем. Специализируюсь на коррекции пищевого поведения. Главное направление моей работы — помочь вам сформировать сбалансированный рацион на всю жизнь И правильные пищевые привычки, способствующие поддержанию здоровья и стройности.
Вообще, я знаю и радуюсь, что в закрытом Клубе «ЗОЖ не ПП | ЕСТЬ ЗДОРОВО!» собрались неравнодушные родители. Почти уверена, что и среди читателей блога таких много.
Ключевая мысль, которую я пытаюсь донести в течение всех долгих лет моей профессиональной деятельности и просветительства в социальных сетях: ваши вопросы касаются не просто питания, а самой сути воспитания.
Воспитание пищевого поведения — это не отдельная задача, а полноценный и очень важный элемент общего воспитания ребёнка. То, как мы ведём себя за столом, какие ценности транслируем через еду, напрямую формирует отношения ребёнка не только с пищей, но и с самим собой, своим телом и с миром.
Теперь давайте развеем главный миф — о «Золотой середине» или «Единственно правильном подходе».
Этой самой универсальной «золотой середины», подходящей всем, не существует. Есть модные тенденции, есть общие рекомендации ВОЗ и Минздравов, детских нутрициологов, но нет единого правила для всех. Почему?
Потому что каждая семья — уникальная экосистема со своими:
- Традициями и культурным кодом (то, что принято и не принято есть в вашей культуре, в вашей конкретной семье).
- Вкусовыми и гастрономическими предпочтениями (любимые семейные традиции, которые являются вашим личным наследием).
- Ритмом жизни и возможностями (то, что идеально для одной семьи, может быть абсолютно нереализуемо для другой).
И это не просто нормально — это прекрасно. Ваша задача — не подогнать свою семью под чей-то чужой идеал, а создать свою собственную, здоровую и комфортную атмосферу вокруг еды.
Одним словом, вы — уникальны, члены вашей семьи — уникальны, ваши дети — уникальны.
Проблема в другом — в том, что у вас есть сомнения относительно стиля вашего воспитания.
Сомнения — это сигнал не о ребёнке, а о нас!
Если в вопросах питания (как, впрочем, и в любых других воспитательных моментах) возникают сомнения и тревоги, их источник — внутренняя неуверенность самого родителя. Поверьте моему опыту — я консультировала не одну сотню семей.
Ребёнок считывает наше состояние, как барометр. Если мы нервничаем, заставляя его есть брокколи, он читает: «с брокколи что-то не так, это тревожная еда». Если мы испытываем вину, давая ему конфету, он понимает: «это запретный, а потому желанный плод». Наша уверенность — это фундамент, на котором строится здоровое и спокойное отношение ребёнка к еде.
Статьи в тему:
Авторитет vs. Авторитарность: в чем ключевая разница?
Это центральный момент, который отличает здоровые отношения от токсичных.
Авторитарный подход («Я сказал(а)!»)
Это давление силой и властью. «Ешь, потому что я так велел(а). Не ешь это, потому что я запрещаю». Такой метод рождает только страх, протест, чувство вины и скрытность. В контексте еды это прямой путь к расстройствам пищевого поведения.
Родительский авторитет
Это влияние, основанное на уважении, доверии и личном примере. Вы не просто командуете, вы объясняете, вовлекаете и показываете на собственном примере.
И здесь важно: НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ!
Повторюсь, большинство семей, с которыми я работала, говорили о проблемах в пищевом поведении детей, но при этом имели абсолютно те же проблемы в той или иной форме.
Одним словом, ребёнок, который устраивает истерику в ресторане или магазине из-за конфет или пиццы, такую же истерику устроит в магазине игрушек или когда у него будут отнимать гаджет.
Проблема не в питании, а в ВОСПИТАНИИ.
Пример авторитета в еде:
«Мы едим овощи, потому что они дают нам силы и витамины, чтобы мы могли долго гулять и играть. Давай приготовим их вместе?».
«Сладости — это вкусно, но они не дают нашему телу много энергии, поэтому мы оставляем их на особенный десерт в выходной, а лучше приготовить полезный десерт сами».
Авторитетный родитель не боится вопросов и гибок. Он устанавливает границы (да, мы не едим чипсы на завтрак), но внутри этих границ даёт свободу выбора (ты можешь выбрать на гарнир кабачки или брокколи?). Он не читает нотации, а вовлекает ребёнка в процесс: вместе готовить, вместе выбирать продукты, вместе накрывать на стол.
Резюмируя:
Ваша задача — не найти универсальный рецепт, а стать уверенным проводником для своего ребёнка в мире еды. Опереться на свои семейные ценности, быть для него примером и создать безопасную среду, где еда — это не поле битвы, а источник удовольствия, здоровья и семейного единства.
Если есть сомнения — работайте не с тарелкой ребенка, а со своей собственной уверенностью. Вы лучший эксперт по вашему ребенку и вашей семье.
И да, я прекрасно понимаю вас!
Выработать привычку к здоровому питанию у ребёнка — задача, которая требует системы и поддержки. Особенно остро вопрос встаёт, когда дети идут в школу: чем накормить с утра, что положить в ланч-бокс, чтобы это было и полезно, и удобно, и они действительно это съели?
Если вы ищете понятные схемы, практичные рецепты и поддерживающее сообщество таких же родителей, где можно делиться находками и получать обратную связь, — вам к нам! В Клубе «ЗОЖ не ПП | ЕСТЬ ЗДОРОВО!» мы как раз этим и занимаемся.
На живых примерах. В реальных семьях. Не теория, а настоящая практика.
Осень в нашем закрытом клубе «ЗОЖ не ПП | ЕСТЬ ЗДОРОВО!» мы посвящаем теме питания в новом учебном году. Мы сделаем фокус на том, «как организовать здоровое питание для всей семьи в условиях тотальной занятости».
А начнём мы с большого сентябрьского челленджа «Умный перекус — ясная голова»!
Вместе будем заменять печеньки и шоколадки на варианты, которые дают энергию, а не просто пустые калории.
Подробности по ссылке.
А вот здесь вы можете прочитать отзывы!
А в своём бесплатном телеграм-канале я рассказала, каким должен быть лучший десерт для ребёнка. Уже догадались? Если нет, тот читайте по ссылке.
Первая неделя сентября — лучшее время, чтобы заложить новые, здоровые привычки на весь год. Сделаем это вместе!
Всем крепкого здоровья и здравомыслия!
А я напоминаю вам, что главное направление моей работы — помочь вам сформировать сбалансированный рацион на всю жизнь и правильные пищевые привычки, соответствующие вашему стилю жизни и способствующие активному долголетию!
Кроме того, я — практикующий психолог по коррекции пищевого поведения и могу помочь вам решить проблемы, запустившие механизм образования нарушения пищевого поведения. В том числе — психологические и эмоциональные.
Для записи на индивидуальную консультацию - ссылка.
Ваш психолог по пищевому поведению, нутрициолог, консультант по здоровому образу жизни, Алёна Коготкова
Данная статья является объектом авторских прав (в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ) и не может использоваться третьими лицами без указания источника и ссылки на автора.
Подписывайтесь на мой Дзен-канал, чтобы знать, как оставаться красивыми и здоровыми как можно дольше! А также следите за мной ВКонтакте и в Телеграм. Везде разный, но очень интересный контент.
Внимание! Все материалы канала имеют исключительно информационный характер и не являются призывом к действиям.
Любые решения по поводу изменения рациона питания и образа жизни, приёма добавок и препаратов, а также сдачи анализов согласовывайте с вашим специалистом.