Найти в Дзене

Зачем Вере Ивановне нужна Зина? Психологический разбор фильма "Чужие письма"

Кадр из фильма "Чужие письма" Девочка-подросток, в школьном платьице, с красивой косой, на веранде старого дома декламирует стихи Пушкина. Она читает письмо Татьяны и яростно отчитывает бедного Онегина. А ее учительница внимательно всматривается в этот гордый девичий профиль, который отчетливо виден в раме распахнутого окна. Они встречаются взглядами. У ученицы взгляд задорный и искрящийся, а у учительницы смущенный. Ученица смотрит сверху, а учительница снизу. Уже расставлены главные фигуры фильма, уже задано направление сюжета... "Чужие письма", 1975г. Режиссер - И. Авербах Две героини как противоположности С дерева падают, отскакивая от земли, спелые яблоки. Созрели плоды, а она всё ещё в ожидании. Вера Ивановна — холодная красавица. Она практически идеальная: не обижается, разумно рассуждает, бесконечно добрая и терпеливая. Жалуется, что со своим молодым человеком стали часто ссориться. Может это хорошо, может, эти отношения просто становятся живыми? Но Вере Ивановне за
Оглавление
Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Девочка-подросток, в школьном платьице, с красивой косой, на веранде старого дома декламирует стихи Пушкина. Она читает письмо Татьяны и яростно отчитывает бедного Онегина. А ее учительница внимательно всматривается в этот гордый девичий профиль, который отчетливо виден в раме распахнутого окна. Они встречаются взглядами. У ученицы взгляд задорный и искрящийся, а у учительницы смущенный. Ученица смотрит сверху, а учительница снизу. Уже расставлены главные фигуры фильма, уже задано направление сюжета...

"Чужие письма", 1975г. Режиссер - И. Авербах

Две героини как противоположности

С дерева падают, отскакивая от земли, спелые яблоки. Созрели плоды, а она всё ещё в ожидании. Вера Ивановна — холодная красавица. Она практически идеальная: не обижается, разумно рассуждает, бесконечно добрая и терпеливая. Жалуется, что со своим молодым человеком стали часто ссориться. Может это хорошо, может, эти отношения просто становятся живыми? Но Вере Ивановне запрещено ссориться, проявлять агрессивность и грубость. Она безупречна. Спящая красавица, но не мёртвая! 

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Чувства и эмоции в глубине души Веры живут и требуют признания, в том числе и агрессивные. Они просачиваются, находят выход в косвенной пассивной агрессии. Вера Ивановна уже не может сдерживать гнев, но внешне остается спокойной и безупречной. 

А Зина совсем другая! Вот она читает стихи вычурно, жестко и горделиво, и в этом столько агрессии, напора, жизненной энергии... Ну выделяет она не те слова, смысла не понимает, зато сколько задора, уверенности, силы! 

Вере Ивановне тяжело со своим другом. Он молчит, и она молчит. Кажется, что они просто непарные. А может, просто близости боятся оба. В близости ведь придётся показать не только парадную безупречность, но и подвал некрасивых частей души. Она идеально добрая, и он старается соответствовать. Злиться он тоже не может, имеет право только рубить дрова. 

А вот Зина говорит, что думает. Это она так считает. А на самом деле словесно вываливает свои сиюминутные эмоции в мир, причём почти всегда агрессивные. Девушка уверенна, что есть главное правило жизни: говорить правду. Хотя на самом деле за этим кроется отсутствие для нее любых правил.

Мятежная Зинаида

Откуда им взяться, этим правилам?! Слабая мать, совершившая преступление и теперь испытывающая бесконечное чувство вины. Отсутствующий отец. Брат, который решил заменить родительскую фигуру, а на самом деле разрешил вседозволенность. 

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Странно как-то, что брат просит своего друга поговорить с Зиной о том, что он решил пригласить родную мать на свою свадьбу. Кто она такая, чтобы с ней об этом договариваться? Судя по всему, именно она была главная и командовала в их отношениях. Ей позволено оценивать, судить и осуждать. Она даже не предполагает, что может ошибаться или просто на что-то не имеет права. Она готова быть со всем миром в ссоре, если он не подчинится ей. А брат повзрослел, решил жениться и в первый раз проявил свою власть. Этого Зинаида выдержать, конечно, не может. Ей нужно командовать парадом, и если нет, она покидает родного брата, ищет, где есть возможность проявить свою власть. 

Зина энергично направляется к Пряхину Евгению, он ведь обещал на ней жениться. Конечно, он шутил, но Зина юмора не понимает, это для неё недоступно. Она и в любви к нему признаётся требовательно. Для неё это как возможность занять место, присвоить человека. А что же Евгений?

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Евгений относится к ней по-отцовски. Она для него просто девочка. Он нутром чувствует, что нежные разговоры о том, как не следует говорить и делать, не дадут эффекта. Эта девочка понимает только действие. Он жёстко устанавливает правила, даёт ей понять, что мир ей не принадлежит и не может существовать по её правилам. 

Притяжение противоположностей

Для Зины это тяжёлый удар, но мог стать целебным для её психики. Но тут является Вера Ивановна. И жизнь налаживается! Причём не только у Зиночки, а у всех сразу. Брат Зины живёт с женой без неё и налаживает отношения с матерью. Между Верой Ивановной и её молодым человеком появляется третий. И есть уважительная причина не сближаться. Не просто так в момент их возможной близости волшебным образом открывается шкаф, и откуда-то оттуда является Зинаида. Но главное заключается в том, что Зина и Вера обретают друг друга! Обретают друг друга как возможность принять и понять себя. Они как взаимное отражение своих вытесненных частей. 

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Вера — рафинированная правильная девушка, устремлённая к идеальному образцу. Она верит во всемогущество добра, терпения и любви. Но ее бессознательное требует другого. Ей нужен глоток свободы, разрешение шагнуть через свои внутренние запреты и табу. Ей уже стоит позволить проявить негативные эмоции и чувства, в том числе агрессивность. А Зине нужны запреты, ограничения, чтобы она начала учиться справляться со своими эмоциями, проявлять эмпатию к людям. Но они дополнили друг друга и стали за счёт друг друга проживать свои вытесненные теневые части психики. 

Зина говорит о любви, с упоением бросается в объятия Евгения. А Вера приносит пьесу и спокойно отпускает своего любимого в Москву. Зина фантазирует о любви. Она всё дорисовывает, додумывает, отрывается от реальности. Вера Ивановна обесценивает реальные чувства. Уронила письмо и не заметила. Читать сразу не стала, как-то неприлично. Она видит в Зине то, чего нет, и не хочет замечать и признавать своих чувств. Сознательно Вере Ивановне хочется сотворить чудо, обогреть и воспитать Зину, но бессознательно она тянется к ней, её влечёт экспрессия и вседозволенность Зины, запретная для нее. 

Слияние, третий лишний

В результате Зина главная, она задаёт тон их отношениям. Просьба Зины потереть спинку слышится как требование. А действия Веры Ивановны смотрятся не как проявление нежной заботы, а как покорность служанки. Даже когда к Вере Ивановне приезжает её любимый человек, Зинаида не отпускает из своих рук бразды правления. Сначала она пытается обесценить жениха, потом снисходительно разрешает им посекретничать, а затем запрещает Вере Ивановне идти к нему на свидание. Умиляет удивление Веры Ивановны. Она давно живёт по правилам Зины. Она ей всё разрешает и слушается её. Не удивительно, что Зина полностью завладевает Верой Ивановной. Она забирает ключ — это результат сложившихся отношений. 

Когда Вера Ивановна ударила Зину, появилось облегчение. Ну наконец-то! И не потому что у нас много злости к Зине, а потому что ей это необходимо для её взросления. Должен быть запрет, без этого психика не может нормально развиваться. Нужна иерархия между миром взрослых и подростками. Установление порядка и чётких норм и границ — необходимое условие воспитания.

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Вера Ивановна принадлежит Зине, как мать принадлежит младенцу. В жизни Зины третий всегда будет лишним. Ей нужна диада, в которой она будет чувствовать себя безопасно. Психологически Зина — младенец, ей нужна символическая мать, которая принадлежит только ей. Появление третьего в отношениях показывает, что человек не может принадлежать другому человеку всецело, приходит понимание: «Другой — отдельный человек, у него есть еще что-то и кто-то в жизни, кроме меня. Он не часть меня, я не часть его». Для Зины это недоступно. 

Зина уходит. Уходит, потому что в отношениях возникает третий, появление которого может отобрать у неё власть. 

Чужие письма как свидетельство существования другого

Чужие письма — это свидетельство отдельности человека. Это то, что не может принадлежать Зине, несмотря на близость с Верой Ивановной. Это про отдельность, про границы ее и другого. 

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Любовные письма как знак того, что у Веры Ивановны есть что-то, что не принадлежит их отношениям. Это непереносимо для Зины. У неё нет границ. Для неё она и Вера Ивановна — единое целое. И тогда чужие письма, которые очерчивают границу между Я и Другой, превращаются для Зины в возможность слиться с любовной историей, побыть в фантазиях. Она хочет жить в ярком и красивом мире фантазии, где всё так, как она хочет! Нравственные нормы её не интересуют. 

Чужие письма — это символ чужой жизни, в которую нельзя входить без разрешения. Не стоит влезать ни с корыстным интересом, ни с благими намерениями изменить человека.

Для Веры Ивановны — это тоже проблема. Она знает, что читать письма нельзя, но не чувствует своих границ. Для нее важно объяснить детям, почему нельзя читать чужие письма, а пожилая учительница говорит просто: «Нельзя и всё!».

Кадр из фильма "Чужие письма"
Кадр из фильма "Чужие письма"

Свое и чужое нормальный человек просто чувствует и принимает как норму отдельность себя и отдельность других. А Вера Ивановна знает про правила и нормы, но не чувствует свою отдельность, поэтому позволяет врываться в свою жизнь Зине, но боится настоящей близости с любимым человеком. Признать свою отдельность — значит признать свою целостность со всеми светлыми и темными сторонами. А Вере Ивановне это сложно. Она ведь практически идеальна.

Проявив совершенно справедливую агрессивность в отношении Зины, она испытала огромное чувство вины. Гнев для неё — что-то ужасное и непозволительное. Она может выдерживать агрессивность других людей, а свою принять не в состоянии. Разваливается идеальный образ, белое пальто слетает с плеч. Поэтому ей нужна Зина, через которую можно проживать темную сторону своей личности, не снимая белого пальто спокойной, нежной, чуткой, в общем, идеальной женщины.

Спасибо, что дочитали статью!