Девочка-подросток, в школьном платьице, с красивой косой, на веранде старого дома декламирует стихи Пушкина. Она читает письмо Татьяны и яростно отчитывает бедного Онегина. А ее учительница внимательно всматривается в этот гордый девичий профиль, который отчетливо виден в раме распахнутого окна. Они встречаются взглядами. У ученицы взгляд задорный и искрящийся, а у учительницы смущенный. Ученица смотрит сверху, а учительница снизу. Уже расставлены главные фигуры фильма, уже задано направление сюжета...
"Чужие письма", 1975г. Режиссер - И. Авербах
Две героини как противоположности
С дерева падают, отскакивая от земли, спелые яблоки. Созрели плоды, а она всё ещё в ожидании. Вера Ивановна — холодная красавица. Она практически идеальная: не обижается, разумно рассуждает, бесконечно добрая и терпеливая. Жалуется, что со своим молодым человеком стали часто ссориться. Может это хорошо, может, эти отношения просто становятся живыми? Но Вере Ивановне запрещено ссориться, проявлять агрессивность и грубость. Она безупречна. Спящая красавица, но не мёртвая!
Чувства и эмоции в глубине души Веры живут и требуют признания, в том числе и агрессивные. Они просачиваются, находят выход в косвенной пассивной агрессии. Вера Ивановна уже не может сдерживать гнев, но внешне остается спокойной и безупречной.
А Зина совсем другая! Вот она читает стихи вычурно, жестко и горделиво, и в этом столько агрессии, напора, жизненной энергии... Ну выделяет она не те слова, смысла не понимает, зато сколько задора, уверенности, силы!
Вере Ивановне тяжело со своим другом. Он молчит, и она молчит. Кажется, что они просто непарные. А может, просто близости боятся оба. В близости ведь придётся показать не только парадную безупречность, но и подвал некрасивых частей души. Она идеально добрая, и он старается соответствовать. Злиться он тоже не может, имеет право только рубить дрова.
А вот Зина говорит, что думает. Это она так считает. А на самом деле словесно вываливает свои сиюминутные эмоции в мир, причём почти всегда агрессивные. Девушка уверенна, что есть главное правило жизни: говорить правду. Хотя на самом деле за этим кроется отсутствие для нее любых правил.
Мятежная Зинаида
Откуда им взяться, этим правилам?! Слабая мать, совершившая преступление и теперь испытывающая бесконечное чувство вины. Отсутствующий отец. Брат, который решил заменить родительскую фигуру, а на самом деле разрешил вседозволенность.
Странно как-то, что брат просит своего друга поговорить с Зиной о том, что он решил пригласить родную мать на свою свадьбу. Кто она такая, чтобы с ней об этом договариваться? Судя по всему, именно она была главная и командовала в их отношениях. Ей позволено оценивать, судить и осуждать. Она даже не предполагает, что может ошибаться или просто на что-то не имеет права. Она готова быть со всем миром в ссоре, если он не подчинится ей. А брат повзрослел, решил жениться и в первый раз проявил свою власть. Этого Зинаида выдержать, конечно, не может. Ей нужно командовать парадом, и если нет, она покидает родного брата, ищет, где есть возможность проявить свою власть.
Зина энергично направляется к Пряхину Евгению, он ведь обещал на ней жениться. Конечно, он шутил, но Зина юмора не понимает, это для неё недоступно. Она и в любви к нему признаётся требовательно. Для неё это как возможность занять место, присвоить человека. А что же Евгений?
Евгений относится к ней по-отцовски. Она для него просто девочка. Он нутром чувствует, что нежные разговоры о том, как не следует говорить и делать, не дадут эффекта. Эта девочка понимает только действие. Он жёстко устанавливает правила, даёт ей понять, что мир ей не принадлежит и не может существовать по её правилам.
Притяжение противоположностей
Для Зины это тяжёлый удар, но мог стать целебным для её психики. Но тут является Вера Ивановна. И жизнь налаживается! Причём не только у Зиночки, а у всех сразу. Брат Зины живёт с женой без неё и налаживает отношения с матерью. Между Верой Ивановной и её молодым человеком появляется третий. И есть уважительная причина не сближаться. Не просто так в момент их возможной близости волшебным образом открывается шкаф, и откуда-то оттуда является Зинаида. Но главное заключается в том, что Зина и Вера обретают друг друга! Обретают друг друга как возможность принять и понять себя. Они как взаимное отражение своих вытесненных частей.
Вера — рафинированная правильная девушка, устремлённая к идеальному образцу. Она верит во всемогущество добра, терпения и любви. Но ее бессознательное требует другого. Ей нужен глоток свободы, разрешение шагнуть через свои внутренние запреты и табу. Ей уже стоит позволить проявить негативные эмоции и чувства, в том числе агрессивность. А Зине нужны запреты, ограничения, чтобы она начала учиться справляться со своими эмоциями, проявлять эмпатию к людям. Но они дополнили друг друга и стали за счёт друг друга проживать свои вытесненные теневые части психики.
Зина говорит о любви, с упоением бросается в объятия Евгения. А Вера приносит пьесу и спокойно отпускает своего любимого в Москву. Зина фантазирует о любви. Она всё дорисовывает, додумывает, отрывается от реальности. Вера Ивановна обесценивает реальные чувства. Уронила письмо и не заметила. Читать сразу не стала, как-то неприлично. Она видит в Зине то, чего нет, и не хочет замечать и признавать своих чувств. Сознательно Вере Ивановне хочется сотворить чудо, обогреть и воспитать Зину, но бессознательно она тянется к ней, её влечёт экспрессия и вседозволенность Зины, запретная для нее.
Слияние, третий лишний
В результате Зина главная, она задаёт тон их отношениям. Просьба Зины потереть спинку слышится как требование. А действия Веры Ивановны смотрятся не как проявление нежной заботы, а как покорность служанки. Даже когда к Вере Ивановне приезжает её любимый человек, Зинаида не отпускает из своих рук бразды правления. Сначала она пытается обесценить жениха, потом снисходительно разрешает им посекретничать, а затем запрещает Вере Ивановне идти к нему на свидание. Умиляет удивление Веры Ивановны. Она давно живёт по правилам Зины. Она ей всё разрешает и слушается её. Не удивительно, что Зина полностью завладевает Верой Ивановной. Она забирает ключ — это результат сложившихся отношений.
Когда Вера Ивановна ударила Зину, появилось облегчение. Ну наконец-то! И не потому что у нас много злости к Зине, а потому что ей это необходимо для её взросления. Должен быть запрет, без этого психика не может нормально развиваться. Нужна иерархия между миром взрослых и подростками. Установление порядка и чётких норм и границ — необходимое условие воспитания.
Вера Ивановна принадлежит Зине, как мать принадлежит младенцу. В жизни Зины третий всегда будет лишним. Ей нужна диада, в которой она будет чувствовать себя безопасно. Психологически Зина — младенец, ей нужна символическая мать, которая принадлежит только ей. Появление третьего в отношениях показывает, что человек не может принадлежать другому человеку всецело, приходит понимание: «Другой — отдельный человек, у него есть еще что-то и кто-то в жизни, кроме меня. Он не часть меня, я не часть его». Для Зины это недоступно.
Зина уходит. Уходит, потому что в отношениях возникает третий, появление которого может отобрать у неё власть.
Чужие письма как свидетельство существования другого
Чужие письма — это свидетельство отдельности человека. Это то, что не может принадлежать Зине, несмотря на близость с Верой Ивановной. Это про отдельность, про границы ее и другого.
Любовные письма как знак того, что у Веры Ивановны есть что-то, что не принадлежит их отношениям. Это непереносимо для Зины. У неё нет границ. Для неё она и Вера Ивановна — единое целое. И тогда чужие письма, которые очерчивают границу между Я и Другой, превращаются для Зины в возможность слиться с любовной историей, побыть в фантазиях. Она хочет жить в ярком и красивом мире фантазии, где всё так, как она хочет! Нравственные нормы её не интересуют.
Чужие письма — это символ чужой жизни, в которую нельзя входить без разрешения. Не стоит влезать ни с корыстным интересом, ни с благими намерениями изменить человека.
Для Веры Ивановны — это тоже проблема. Она знает, что читать письма нельзя, но не чувствует своих границ. Для нее важно объяснить детям, почему нельзя читать чужие письма, а пожилая учительница говорит просто: «Нельзя и всё!».
Свое и чужое нормальный человек просто чувствует и принимает как норму отдельность себя и отдельность других. А Вера Ивановна знает про правила и нормы, но не чувствует свою отдельность, поэтому позволяет врываться в свою жизнь Зине, но боится настоящей близости с любимым человеком. Признать свою отдельность — значит признать свою целостность со всеми светлыми и темными сторонами. А Вере Ивановне это сложно. Она ведь практически идеальна.
Проявив совершенно справедливую агрессивность в отношении Зины, она испытала огромное чувство вины. Гнев для неё — что-то ужасное и непозволительное. Она может выдерживать агрессивность других людей, а свою принять не в состоянии. Разваливается идеальный образ, белое пальто слетает с плеч. Поэтому ей нужна Зина, через которую можно проживать темную сторону своей личности, не снимая белого пальто спокойной, нежной, чуткой, в общем, идеальной женщины.
Спасибо, что дочитали статью!