«Душе нужно ваше безрассудство, не ваша мудрость».
Карл Густав Юнг
1979 г. ‧ Фэнтези/Романтика Режиссер: Марк Захаров
Душа просит чего-то эдакого
Жить как все? Но я все-таки волшебник!
(Фильм «Обыкновенное чудо»)
Старый добрый волшебник (добрый ли?) очень любит свою жену. Он хочет, чтобы она была счастлива, и ей было интересно с ним жить. Он сочиняет сказки и воплощает их в жизнь. Он творец, практически бог. Отцовская фигура. Но Волшебник загрустил. Ему скучно. Почему? Чего ему не хватает? Можно жить счастливо с его-то способностями к чародейству. Можно легко решать все хозяйственные проблемы. Но ему это неинтересно. Это так предсказуемо, понятно и механистично. А хочется глоток свежего воздуха, чего-то живого, и поэтому по-настоящему волшебного.
Он решил развеселить свою жену-музу и создать нечто. Жену ли он хочет потешить? Может, себя? Волшебник знает, что его жена смертная, а время несется неумолимо… Приходит понимание, что это когда-нибудь все закончится, и волшебнику от этого страшно! Хочется наполнить супружескую жизнь событиями. Он ценит каждый день, проведенный с ней, потому что знает, что этому придет конец! И вот волшебник решил «пошалить», то есть оживить эту размеренную и очень предсказуемую жизнь: «Душа просит чего-то эдакого – не пустяков, не развлечений».
Придумав сказочную историю, чародей полон решимости воплотит ее в жизнь. Он сценарист, режиссер, продюсер и подбор действующих лиц тоже на нем! И волшебник уверен, что это будет интересно, событийно, и жена будет очень рада. Но задумка, несмотря на его желание души о развлечении, не вяглядит веселой. Сценарий жесткий и предсказуемый!
Волшебник создает из медведя человека, чтобы потешить себя и свою жену. Но почему при встрече с принцессой, он снова должен превратиться в медведя? Чтобы было интересно и захватывающе? Возможно. Но, главное, это должно продлить семейное счастье Волшебника. Медведь – это символический сын («Ну, здравствуй, сынок!» — говорит он ему при встрече).
Любая супружеская пара, соглашаясь на любовь своих детей, уступает им дорогу. Принимает то, что время бежит неумолимо… Всему приходит конец. Именно через детей мы понимаем, что наша жизнь конечна. И каждый возрастной рубеж наших детей нам напоминает, что ничто не вечно. И внутреннее принятие взросления детей, дает возможность принять свой возраст без страданий. Взрослые дети, которые влюбляются и отделяются, образуя свои семьи, напоминают нам, что пришло их время, а наше заканчивается.
Превратить из медведя человека, но наложить запрет на любовь, может, это возможность остановить время, возможность продлить любовь со своей женой? Принцесса целует медведя, медведь превращается в зверя. Сюжет закольцован! Можно снова превращать медведя в человека, и так по кругу!
А возможно, он сочинил сказку, чтобы пережить с женой высокие чувства любви через соприкосновения с героями сказки. Уйти от каждодневной рутины и почувствовать безумство, какое они испытывали при встрече.
Ну, здравствуй, сынок!
Волшебник все предусмотрел, придумал, спрогнозировал и спланировал, и теперь готов смотреть на свое творение и веселить свою жену. Он уже в предвкушении: как это все будет, как все случится?
Сцена готова. Медведь уже превращен в человека, король прибыл, принцесса присутствует. Спектакль в честь жены начинается! Спектакль как шоу! Любовь, поцелуй, превращение в медведя! Он чего-то не учел… Чего?
В фильме крутятся колесики и шестерни – образ механической конструкции. Это про заданность течения жизни. Мы попадаем в мир, где все придумано и теперь реализуется. Волшебник думает, что он творит, но он с железной правильностью насилует течение жизни.
Примчался главный герой с решимостью снова стать медведем («Трудно быть человеком!») и уселся напротив картины. На картине дракон. Он заворожен драконом, дракон пожирает его взглядом, ведь дракон есть символическое воплощение силы Волшебника. Медведь уже великой силой Волшебника вписан в сказочный сценарий. Он красив по замыслу Волшебника, но совершенно несвободен. За него все решил Волшебник (бог, судьба, отец, фатум, карма…) Медведь здесь почти нежизненная, логически выверенная красивая фигура. Да он и не сопротивляется!
Предсказуемость — условие для реализации сценария
Король и его свита – это мир заданности и предсказуемости. В этом мире хотя и есть король, но он ничего не решает, так как все решили за него его предки. Это очень удобно, так как можно быть самодуром и не нести никакой ответственности. В королевстве, где все уже предопределено, нет места творчеству, чувствам, спонтанности. Там правит бал жесткий расчет, циничность, безысходность. Все поверхностно и хмуро. Поэтому здесь главный – администратор. Он считает, подсчитывает и контролирует. Именно такое королевство нужно Волшебнику для реализации его затеи.
Принцесса, необыкновенная и совсем не похожа на королевскую дочь, — опасность для реализации сценария
Итак, король со своей свитой – это мир заданности и предсказуемости. И вот среди этой механистичности появляется Принцесса. И это что-то другое. Она появляется среди огня, беспорядочного вороха бумаг и на фоне звучания завораживающей «Песни Волшебника». Появление принцессы сметает всю механистичность Волшебника, и песня, как гимн творчеству, это подтверждает. Она «необыкновенная и совсем не похожа на королевскую дочь». И эта ее непохожесть начинает разрушать сценарий Волшебника. По сценарию появляется принцесса, избалованная, капризная, и поэтому ее будет не жалко, когда Медведь ее поцелует. Будет весело! Но принцесса другая, нетипичная, она живая! Она необыкновенная. И именно она разрушает сценарий Волшебника.
Приходит срок - и вместе с ним
Озноб и страх, и тайный жар,
Восторг и власть!
И боль, и смех, и тень, и свет -
В один костер, в один пожар!
Где смысл? Где связь?
(Песня Волшебникасл. Ю.Михайлова (Ю.Ким))
Влюбленность по велению волшебника. Все идет по плану!
Но некоторое время все развивалось как надо, как должно было быть, в рамках логически обусловленной задумки Волшебника. Все идет по сценарию.
Вот Принцесса столкнулась с Медведем, и они влюбились друг в друга. Но что стоит за этой влюбленностью? Да, они милые, лиричны до умиления, и нам кажется, что их гармония – есть предел совершенства. Они понимают друг друга практически без слов, с полувзгляда и полувздоха. Но это сценарий! Источник их счастья – Волшебник, его замысел, его сказочная история. Он зримо и незримо присутствует в этой идеальной картинке влюбленности. И мы чувствуем какую-то нежизненную механистичность возникшей ситуации.
Влюбленные как-то слишком быстро влюбились и как-то легко стали гармоничными. Принцесса при столкновении с Медведем похожа на куклу или ребенка. Это нечто хрупкое, тонкое и изящное. Она одета в белое воздушное платье с рюшами. Медведь – романтический герой! Они в процессе влюбленности всем своим видом и поведением красиво реализуют предписанное волшебником, не более того. Вся их любовь придумана, гармония искусственная, ненастоящая, а у Волшебника пока идет все по плану, как задумывалось. Это волшебство влюбленности. Это реализация предписания. Вся влюбленность Медведя и Принцессы – придумка волшебника.
Срыв сценария. Жизнь не сценарий!
Но принцесса-то необыкновенная. Она не из мира заданности, она живая! Поэтому кроме задумки Волшебника случилось что-то еще, более глубокое, настоящее, но более легкое, чем железная воля Волшебника («Нелепо, смешно, безрассудно, безумно... волшебно!»). Это что-то легкое и вносит сумятицу. План рушится, замысел начинает рассыпаться… Ростки жизни (принцесса выбивается на фоне королевства заданности), пытаются пробить толщу цемента предписанных правил. В момент, когда должна была случиться роковая кульминация, Медведь отказывается играть свою роль и не целует Принцессу. Он стремительно вскакивает на коня и уносится в неизвестную даль. Сценарий сорван!
Герои сумели сорвать предписанный сценарий и попытались написать свой сценарий. Но не выдержали напряжения жизни. Почему?
Принцесса — от идеальности к жизни
"Она совсем не похожа на королевскую дочь»
(Фильм «Обыкновенное чудо»)
Принцесса выросла без матери. Ее отец – самодур, тиран и просто хам. Ведь Его Величеству и нужно быть таким. Он король, и предки заставляют. Но есть у него одна радость – его дочь. Через нее он проживает свою светлую часть личности («Перестаю быть королем, когда вижу ее»). Принцесса озаряет его жизнь и радует. Король не может быть собой и проявлять себя настоящим, но через дочь он проживает что-то прекрасное и сохраняет себя. Поэтому он так старательно оберегает ее от всего ужасного в мире. Коронованному отцу нужна дочь светлая, чистая, идеальная. Принцесса верит ему, идеализирует его и через него идеализирует мир. Она всегда добрая, чуткая, нежная, так как все условия для этого созданы. Все ужасное творит отец, ее миссия – быть светлой и идеальной.
Она идеальная, но грустная. И вот она узнает, что ее папаша врет. Она, как идеальная и светлая, упала в обморок – психологически травмировалась. И стала взрослеть. А затем влюбилась в прекрасного юношу и чувствует, что взаимно – сплошная идиллия. Все идеально! Вот оно — счастье! А он целоваться отказался и в лес умчался. Она уже в полной травме! Но в обморок уже не падает и даже не ревет как идеальные принцессы. Нежная принцесса исчезает. Агрессия фонтанирует! Всех застрелить готова, папу бросает, за юношей скачет! Скачет, чтобы сказать, что она погорячилась о своей любви ему поведать, поэтому слова свои назад забирает и любовь тоже.
Вам жалко принцессу? Не стоит, она с пистолетом на лошади, полна решимости…Вся ее жизнь была идеальной. Но эта идеальность создавалась ее могущественным отцом. Все ее прихоти исполнялись, все желания реализовывались. Мир негативных чувств и агрессии был изгнан из ее жизни. И вдруг отказ! Конечно, она не выдерживает грубого «нет». В ее жизни не было этого «нет», но не было и жизни. Человек не может отказать принцессе во взаимности. А отказ случился! Оказывается, не все зависит от нее, от ее желаний, от ее представлений. Оказывается, любовь, симпатия принцессы не всесильны и не гарантируют взаимности. Мир рухнул, но пришло освобождение от идеальности.
Сценарий развалился. Волшебник в шоке! Но сколько у него восторга! Сценарий, конечно, разрушен, но свежий ветер настоящей жизни повеял. Королевство заданности начинает трещать. Ворвалось что-то живое, не придуманное. Волшебник разрезает полотно с изображением дракона. Дракон как символ его величия и контроля. Персонажи его истории оживают… Шоу отменяется, сценарий изменился.
Грустный типичный сценарий влюбленных
Перед нами – трактирщик, горестно сидящий с одиноким бокалом вина. Мы узнаем его историю и понимаем, что наши герои вышли из сценария Волшебника, но вошли в типичный сценарий, который прожили Эмиль и Эмилия. Ведь у влюбленных мир всегда рушится по одним и тем же причинам.
И мы видим, что бывает, если влюбленные ведут себя как дети. Главная фрейлина пожизненно закована в путы несостоявшейся любви, и оттого довольно резка и груба.
А Принцесса принимает решение выйти за Администратора. Брак с этим человеком символически означает, что она обесценивает свою чувственность и делает выбор в сторону рациональности, циничности и прагматичности (идет по стопам Эмилии). А Медведь безумно зол и в пылу своих чувств готов тоже принять решение о женитьбе (звериное в нем побеждает). Но здесь есть Эмиль, который знает финал таких решений и призывает Медведя помешать повторению того, что он прожил с Эмилией. Герой откликается на этот призыв и пытается спасти Принцессу от замужества с министром-администратором. Он понимает, что брак с этим циничным Администратором убьет в Принцессе то живое, что позволило ему влюбиться в нее. Влюбленные признаются друг другу в своих высоких чувствах, и Медведь сообщает ей о предначертанном: после ее поцелуя он должен превратиться в животное. И что же наша трепетная Принцесса? Она горько плачет на отцовском плече и отказывается от возлюбленного.
Эта ситуация для принцессы травматична. Это очень сложно принять, что, даже если есть взаимная любовь, могут быть вполне объективные препятствия. Не всегда реальность благоприятствует любви. Принять своего возлюбленного в образе медведя невозможно, лучше расстаться. Принцесса не может это принять, она ищет помощи у своего отца, она все та же маленькая девочка. Влюбленные расстаются второй раз!
Человек или животное?
Забрали чары души покой
Возник вопрос: "Кто я такой"
Моя судьба мне неподвластна
Любовь моя, как смерть, опасна
Я был медведем, проблем не знал
Зачем людских кровей я стал
(Из песни группы «Король и Шут» «Медведь»)
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"
Медведь-человек – это творение Волшебника. Из дикого и не упорядоченного Волшебник создал человеческое. Кто он: человек или животное? Он был животным. Животные не выбирают сценарий жизни. Он четко и подробно описан природой через инстинкты. У животных нет осознанных смыслов и возможностей делать выборы. Поэтому необходимо понимать, что Медведь – незаколдованный принц, не просто влюблённый юноша. Он по своей животной сущности во власти предопределенности. Во взгляде Медведя мы видим ненависть к собственной судьбе и слепую веру в рок.
Но что-то происходит с ним в процессе знакомства с Принцессой. Что-то человеческое просыпается в его сердце. Но это человеческое (взрослое) пока не может справится с его звериной предопределенностью. Он не может принимать решение и делать осознанные выборы, но повиноваться воле Волшебника он тоже не хочет, поэтому он убегает, узнав, что Принцесса собирается его поцеловать! Медведь, конечно, боится испугать Принцессу, но еще больше он боится показаться любимой в образе медведя, разочаровать ее, не оправдать ее ожидания, не соответствовать ее идеальным представлениям о возлюбленном («Увидит, что я медведь, сама разлюбит»). Он еще не человек, но уже не животное. В нём самоотверженность воюет с пассивностью, а глубокая грусть способна в мгновение превратиться в звериную ярость.
Медведь признается Принцессе о своем превращении, если ее поцелует, и дает ей возможность принять решение. И в этот момент он не допускает малейшей возможности, что может быть по-другому. И тут на него обрушивается великий гнев Волшебника.
Отделение от Волшебника (творца, отца), получение права на свой сценарий
Почему Волшебник так зол? Конечно, он злится, что его сценарий второй раз разрушается. Но главное — в другом! Он очень хочет через Медведя прожить миг безумства от любви. Волшебник бы с удовольствием занял место Медведя в придуманной им сказке и совершил отчаянный поступок, невзирая на все ужасы последствий. Когда-то он совершил такой поступок, когда, влюбившись в смертную женщину, женился на ней, зная финал этих отношений, зная, что после ее смерти он вечно будет жить в страданиях.
Волшебник тоскует, хочет пережить еще раз это пьянящее чувство, когда зная, что всему придет конец, он идет навстречу любви. Поэтому так велико его разочарование Медведем, который побоялся рискнуть («А ты знаешь, что только раз в жизни выпадает влюблённым день, когда у них всё получается…»). Проблема в том, что такие поступки невозможны под гнетом рока. Отказавшись от любимой, Медведь вышел из сценария. Он снимает белые перчатки, символически показывая, что он уже не послушный сынок, а человек, который может делать выборы и нести за них ответственность. Это момент взросления, момент отделения от Волшебника, творца, родителя.
А Волшебник сжигает свои рукописи, понимая, что не может контролировать ход событий своей сказки, потому что герои взрослеют и начинают жить своей жизнью. Герои уже неподвластны ему, но не могут самостоятельно закончить сказку.
Принцесса умирает, а Король совсем потерялся. Он не может больше через нее проживать свою светлую часть себя. Ему приходится быть собой. А это трудно. («Чувствую смутно, случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности — нечем»). Поэтому он хочет ничего не видеть и не слышать. Но постепенно все встает на свои места. Королевство оживает. Даже министр вспоминает, что должен докладывать правду королю.
Жена Волшебника стирает изображение дракона. А изображение-то на зеркале. Стерев дракона как символ величия и контроля можно увидеть себя. И Волшебник с женой видят себя. А нужны ли истории, персонажи, чтобы снова высокие чувства овладели ими?
Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец! Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны!
(Фильм «Обыкновенное чудо»)
Встреча с реальностью и взросление.
Бедная Принцесса умирает от тоски и печали. Она пытается прожить свою травму, но ее невозможно пережить, оставаясь идеальной маленькой принцессой. Принцесса проживает процесс взросления. Реальный мир открывает ей глаза, и ей сложно понять и принять его. Сначала она узнает, что отец не идеальный, он врет. Затем она лишилась своей идеальности: она способна злиться и даже угрожать убить человека. Она может быть упрямой и взбалмошной. Это результат того, что она не способна магическим способом влиять на человека, исполнить свои желания. Другой может сказать «нет». И самое страшное то, что даже если есть взаимная любовь, она не гарантирует реализацию ожиданий.
У реальности есть свои правила, законы и преграды. И Принцесса умирает, умирает эта милая наивная девочка, чтобы смогла родиться взрослая, спокойная и еще более красивая Принцесса. Нет уже платьиц с рюшами, нет того наивного взгляда. Есть та, которая способна принимать себя, реальный мир и своего возлюбленного, даже в образе медведя.
И Медведь мчится к ней! И не потому, что у него такая судьба не потому, что он влюблен по велению Волшебника, а потому что он сам сделал выбор. Охотник уже ждет с ружьем, Принцессе ничего не угрожает. И Волшебник не может уже ни мешать, ни помогать, потому что они уже не дети, они повзрослели и сами готовы писать свой сценарий жизни.
Взрослость – это умение выдерживать несоответствие желаемого и реальности. У них получилось. Но они рисковали… и это не последний раз.