Найти в Дзене

Странности женщины средних лет. Психологический разбор фильма "Странная женщина"

Какая странность, женщина после 30 лет набралась наглости искать любовь! У неё муж, сын, работа, а она думает про любовь! Ну, это точно блажь! Никакой это не экзистенциальный кризис и не поиск себя. Она же женщина! Семья обеспечена, у мужа престижная работа, взял даже её в командировку за границу... Ну, какая такая любовь?! "Странная женщина" 1977г. Режиссер: Юлий Райзман Что ж так грустит твой взгляд?
В голосе трещина.
Про тебя говорят —
Странная женщина. Лариса Рубальская Семья есть, а места в ней нет Евгения, главная героиня фильма «Странная женщина», живёт с мужем уже 14 лет. В паспорте печать о законном браке, сын уже подросток, квартира — полная чаша. Только места ей как жене и матери в этой семейной системе нет. Её муж со своей матерью и ее сын — прекрасная семья. Муж Евгении и его мать как символическая пара, туда Евгении хода нет. Она функция, лишняя как живой человек со своими мыслями и желаниями. Ее свекровь своего сына так и не отделила от себя, а разрешила ему брак, так
Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Какая странность, женщина после 30 лет набралась наглости искать любовь! У неё муж, сын, работа, а она думает про любовь! Ну, это точно блажь! Никакой это не экзистенциальный кризис и не поиск себя. Она же женщина! Семья обеспечена, у мужа престижная работа, взял даже её в командировку за границу... Ну, какая такая любовь?!

"Странная женщина" 1977г. Режиссер: Юлий Райзман

Что ж так грустит твой взгляд?
В голосе трещина.
Про тебя говорят —
Странная женщина.

Лариса Рубальская

Семья есть, а места в ней нет

Евгения, главная героиня фильма «Странная женщина», живёт с мужем уже 14 лет. В паспорте печать о законном браке, сын уже подросток, квартира — полная чаша. Только места ей как жене и матери в этой семейной системе нет. Её муж со своей матерью и ее сын — прекрасная семья. Муж Евгении и его мать как символическая пара, туда Евгении хода нет. Она функция, лишняя как живой человек со своими мыслями и желаниями. Ее свекровь своего сына так и не отделила от себя, а разрешила ему брак, так как для полноценной семьи нужен ребёнок. Ребёнок подрос, зачем теперь нужна Евгения?

Это не Евгения ушла из семьи, это из «полноценной» семьи «сын и мать» её вытеснили как лишний элемент. Конечно, она могла остаться, только если бы согласилась смиренно молчать, не перечить, с улыбкой красиво накрывать стол и лёгкой походкой обходить все углы, создавая семейную идиллию. Евгения, умная и красивая, как будто не имеет силы занять свое место в семье, заявить о себе. Витает ощущение, что у главной героини нет возможности почувствовать себя настоящей женой, любимой женщиной и матерью.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Оказавшись вдвоём с мужем в Берлине, в отрыве от работы, подруг и сына, Евгения ощутила особенно остро свое одиночество с мужем. Признавшись в своём желании расстаться, она услышала в ответ не про его чувства и переживания, а про обязательства. Муж открыто определил её как функцию, и ведь не ужасный человек — ее муж Николай. Просто неспособен он понять свою жену. Не умеет он выражать чувства. Ему понятней его мать. Он ее называет мамаша, без всякой нежности и любви. В его жизни все заслоняет материнский образ: в личной жизни — мамаша, на работе — родина-мать. Он верен и матери своей, и стране, и нет в его душе места чему-то эфемерному и непонятному. Женя ощущает невозможность пробудить в муже чувства, отделить его от его матери, испытать рядом с ним близость.

Фантазия о любви

Евгения чувствует свою потребность в чем-то важном, только не может её определить. Тоска по любви, возможности ощутить себя женщиной рождают у Евгении желание и фантазию о любимом и любящем человеке. Появляется Андрианов. Не его она полюбила, а фантазию о нём. Она придумала, какой ей нужен мужчина. На Андрианова она спроецировала свой желаемый образ мужчины и поверила в его существование.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Евгении уже за 30, а женственность не реализована. Она куда-то спрятана, запакована, закрыта как что-то ненужное и даже опасное. Отношение с Адриановым — это возможность распаковать и реализовать эту женственность. Он стал тем, на которого она проецирует свою потребность в мужчине, а также потребность стать женщиной.

Но любовник оказывается мужчиной интересным, очень интеллектуальным, но холодным. Настоящей и долгосрочной близости он боится. Любовь для него что-то приятное, лёгкое, но безответственное. Он, конечно, человек порядочный и готов жениться на Евгении, но чисто исходя из порядочности, а не по воле ярких чувств. Его не увлекает разбираться в идеях различия мужчины и женщины. Ему нравится идея равенства и партнёрства. Евгения опять сталкивается с ощущением того, что и для любовника она функция. И это для героини большой удар. Она испытывает разочарование, она в полном отчаянии.

Отчаяние и печаль

Евгения уезжает в провинциальный город к своей матери. Муж ее не ищет и не пытается вернуть. Он со своей мамашей счастлив и доволен, вроде беспокоится о жене, но на ее поиски не стремится. Он — не сказочный герой, за тридевять земель на белом коне в путь не отправляется. Любовник тоже не спешит искать ее, хотя письма пишет. У Евгении депрессия. Она встретилась со своей внутренней пустотой. И это не случайно.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Наследство от родительской семьи Евгении досталось не очень приятное. Отец рано умер, мать не знала опыта любви и женственности. Но мать, как может, поддерживает Женю. Как маленького ребёнка она кормит ее, эмоционально подпитывает. Евгения постепенно оживает, но в Москву не возвращается. В этом маленьком провинциальном городе она реализует свою мечту, становится адвокатом. Сама нуждаясь в помощи, она помогает людям. Евгения пытается понять себя, почувствовать свои желания. Но чувствует она пока только привязанность к сыну и огромную вину перед ним.

Возможность любви

В провинции её находит Юра Агапов, молодой человек, которого она встретила на вокзале в Москве перед отъездом. Как в сказке он появляется перед Евгенией! И у него к Жене чувства. Но она их боится, бежит от них.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

И теперь понятно становится, почему в её жизни были такими муж и любовник. Она всегда боялась истинных чувств, настоящей близости, сильных любовных переживаний. Мужчин она выбирала безопасных, холодных и рациональных. Женя прожила свою потерю, отогрелась, как маленький ребенок в ласковых руках матери, и стала готова принять свою жизнь, человека, который испытывает к ней искренние чувства. Неожиданно к Евгении приезжает сын. Он просит ее вернуться. Сын просит ее вернуться к прошлому, где она только функция (сварить, постирать, убрать), но неожиданно получает отпор. Евгения испытывает огромное чувство вины перед сыном, но уже не может позволить к себе пренебрежительного отношения. И сын это принимает.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Между любящим ее Юрой и сыном она выбирает сына, и уезжает в Москву. Юра так долго искал, что не может так просто отказаться от Евгении. Он едет тоже в Москву. Что будет дальше?... Время покажет, но так хочется верить в лучшее...

А странно ли это?

Фильм снят в 1977 году. Евгения — это женщина, которая представляет послевоенное поколение. Это поколение, у которых родители, деды и бабушки прошли через тяжелые испытания (революция, войны, голод, репрессии...). У них была главная цель — выжить. Поиски любви, нежные чувства и тонкие переживания приходилось отставлять подальше, чтобы элементарно остаться в живых.

Кадр из фильма "Странная женщина"
Кадр из фильма "Странная женщина"

Война закончилась, время прошло, и появилась возможность не просто выживать, а жить, получать от жизни удовольствие. Не зря в фильме присутствует тема прошедшей войны. Когда нет угрозы смерти, и закрыты базовые потребности, у человека появляется желание жить в любви и счастье. В годы великих потрясений женственности нет места, там необходима твердая поступь "мамаш" или бесконечное терпение бабьей доли. Евгения как будто ощущает эту возможность почувствовать себя женщиной, распаковать этот заветный сундучок женских желаний, но не знает и не имеет опыта реализации такой потребности. Это кажется странным в 1977 году. А сейчас?

Спасибо, что дочитали статью! Другие мои статьи о женщинах в кино:

Загадочная женская душа | Психолог Лариса Пугачева | Дзен