В поисках принца
Клавдия, главная героиня фильма, устав от одиночества и в состояние отчаяния, развесила объявления о том, что желает познакомиться. Шаг рискованный и очень эмоциональный! Это то, что главной героине совсем несвойственно. И к ней приходит, но не принц! Или всё-таки принц, но бывший?
Сказку "Красавица и чудовище" многие неверно понимают. Думают, она о том, что любовь женщины может превратить любое чудовище в прекрасного принца. Но это не так, совсем не так! Это сказка про то, что Красавица (то есть по-настоящему женственная девушка) сможет разглядеть даже в чудовище принца. И если ещё точнее — Красавица может полюбить только принца.
Нельзя из чудовища сделать принца, он всегда будет чудовищем. Более того, он и красавицу уничтожит. В сказке чудовище изначально было принцем, но его заколдовала ведьма. Ведьма — это и другая женщина, и несчастный случай, и вообще — судьба-злодейка.
Этот фильм не про то, что любого алкоголика можно превратить в приличного мужчину. Он про то, что иногда мужчина, будучи принцем, бывает заколдован чем-то или кем-то.
Сказка как описание внутреннего мира
А если рассматривать сказку как историю событий внутреннего мира человека, то получается, что Красавица и принц — это внутренние фигуры нашей психики. И проблема найти прекрасного принца не во внешнем мире, а в своей душе. В жизнь женщины приходит тот мужчина, который живёт в её психике, так называемый внутренний мужчина. Этот внутренний объект вмещает представление женщины о мужчинах, её опыт общения с ними, в том числе и детский.
Мужчин изменить невозможно. Никакая женская сила напрямую не заставит мужчину бросить пить, встать с дивана и пойти на подвиги. Никакие жертвы и бесконечная доброта женщины не превратит алкоголика в дивного принца. Но изменения своего внутреннего мира может что-то менять и во внешних отношениях с реальным мужчиной. Но только при условии, что мужчина этого хочет.
Когда одиночество рвёт душу — хочется обратиться во внешний мир, чтобы кто-то пришёл и прекратил эту пытку. Но одиночество — это не столько недостаток кого-то внешнего, сколько нехватка чего-то внутреннего. В поисках человека, который придёт и прекратит муки одиночества, необходимо заглянуть себе в душу.
Мужчина во внутреннем мире Клавдии — образ чего-то пугающего, опасного и ужасного. Это реализуется при первой встрече с Валентином, главным героем фильма. Клавдия испытывает непреодолимое желание выгнать этого неприятного мужчину, а лучше вообще уничтожить.
Кто кого спасает?
Кажется, что главная героиня спасает бедного мужчину. Она даёт ему деньги, покупает костюм, угощает чаем... Ну давайте посмотрим внимательно. Клавдия всё время ведёт себя с Валентином грубо, а он это психологически выдерживает. Именно выдерживает, а не терпит. Слушает её неприятные, эмоционально заряженные речи и возвращает ей что-то позитивное. Она обрушивает на него всё то, что думает о мужчинах, всё своё недовольство миром, а он не отворачивается от неё. Валентин находится рядом, но когда она его выгоняет, безропотно уходит.
Клавдия чувствует себя очень одинокой, но боится сближаться. Для нее близость опасна. Причина в том, что внутри ее психики нет тёплого внутреннего объекта. Этой женщине одной быть невыносимо, но и приближаться к другому человеку страшно. Замкнутый круг.
Клавдия боится близости, но Валентин кажется ей безопасным. Как можно полюбить такого? Она медленно к нему приближается, не боясь привязаться и влюбиться. В результате общения с Валентином она получает опыт позитивного принятия. Страх сближения с мужчиной постепенно растворяется.
Для Валентина Клавдия тоже очень полезна. Он хочет понимание и сочувствие, другими словами, он хочет любящую маму, а она ему этого не даёт. Клавдия покупает ему костюм, но не становится ему маменькой. Она не командует им, не распоряжается, не контролирует. Клавдия обрушивается на Валентина негативом, как будто чувствует, что он выдержит. Валентин с упоением ей рассказывает о своих успехах как артиста цирка, а она ему про то, что с ним происходит сейчас. Жестоко? Да! Но возможно, на самом деле ему нужно не сочувствие и жалость, а напоминание о том, что пора снова поднимать под купол своей жизни. Если он заколдованный принц, значит, вспомнит и почувствует свою силу. А если не принц, тогда зачем он ей нужен?
Внутренний и внешний мир Клавдии
Клавдия одинока. У нее не только нет любящего мужчины, но и вообще близких теплых отношений. Она в хороших и надежных отношениях только со швейной машинкой. Ее подруга относиться к ней весьма холодно и снисходительно и точно уверена, что лучше знает, как жить Клаве. Все это отражает внутренний мир главной героини. Там холодно...
Ее начальница — это суровая материнская фигура, которая запрещает иметь отношения. Клавдия бунтует, но слушается её. Начальница говорит с ней заботливо, но в то же время строго и угрожающе. В душе Клавдия так и осталась всё ещё послушной девочкой Клавой. Она не проверяет слова своей начальницы на реалистичность. Да, Валентин — пьющий, но в данный момент не пьёт, даже продуктов ей купил. Получив свою пенсию, он между покупкой спиртного (привычной для него) и заботой о Клавдии, выбирает второе. Внутри психики Клавдии пока еще надёжный мужской образ эфемерный, потому так легко разрушить отношения и выгнать Валентина.
Проблема в том, что во внутреннем мире Клавдии вообще нет надёжных и тёплых объектов. Внутри главной героини нет устойчивости, нет опоры на свои чувства и свою интуицию.
Но в ее душе что-то рождается. Не зря в ее квартире появляются пионеры. Они точно уверены, что Клавдии нужна помощь. Другой теплый внутренний объект символизирует соседка. Соседка поддерживает её, видит в её странном госте привлекательного мужчину. А Валентин в фильме символически отражает постепенное изменение внутреннего душевного пространства героини. Мужской образ постепенно из чего-то ужасного и совсем неприятного постепенно превращается в заботливый и принимающий образ, хотя еще очень слабый и непостоянный.
Финал фильма открытый в прямом и переносном смысле. В течение всего фильма Клавдия закрывала дверь и тщательно вытирала пол за гостями. Теперь она оставила дверь открытой...
Спасибо, что дочитали статью! Буду рада, если познакомитесь с моими другими статьями.