Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

На деревню дедушке (2025 г.) издали напоминающая деревенский уклад трагикомедия, в которой пытаются привить страсть к науке и…

Поначалу, когда по молодости сознания ушёл из дому, хлопнув дверью, нет сожаления. Есть обида, гнев и опять обида. Лишь нечаянные обстоятельства могут так прижать к стенке, что нет возможности поступить иначе, как вернуться и попросить о помощи родного отца. Как, например, поступила мама Владика, сбежавшая из деревни в город, а через 10 лет вернувшаяся с сыном и впервые познакомила внука с дедушкой. Ей срочно надо уехать по работе, а няни мальчика, сколько их было не счесть, все наотрез отказались от него. Старик поворчал-поворчал, да и согласился приютить кровиночку. Только он не подозревал, что Владик окажется не просто занозой, а целым черенком от лопаты в том месте, о котором при детях говорить не принято. Отечественный кинопром со всех сторон осваивает, навёрстывает упущенное за два предыдущих десятилетия, детское и подростковое кино. Каждые каникулы выходят по две-три картины, разного качества, однако тенденция положительная и это радует. Случаются совершенные откровения (По щучь
Кадр из фильма "На деревню дедушке".
Кадр из фильма "На деревню дедушке".

Поначалу, когда по молодости сознания ушёл из дому, хлопнув дверью, нет сожаления. Есть обида, гнев и опять обида. Лишь нечаянные обстоятельства могут так прижать к стенке, что нет возможности поступить иначе, как вернуться и попросить о помощи родного отца. Как, например, поступила мама Владика, сбежавшая из деревни в город, а через 10 лет вернувшаяся с сыном и впервые познакомила внука с дедушкой. Ей срочно надо уехать по работе, а няни мальчика, сколько их было не счесть, все наотрез отказались от него. Старик поворчал-поворчал, да и согласился приютить кровиночку. Только он не подозревал, что Владик окажется не просто занозой, а целым черенком от лопаты в том месте, о котором при детях говорить не принято.

Отечественный кинопром со всех сторон осваивает, навёрстывает упущенное за два предыдущих десятилетия, детское и подростковое кино. Каждые каникулы выходят по две-три картины, разного качества, однако тенденция положительная и это радует. Случаются совершенные откровения (По щучьему велению), чаще работы среднего звена (Иван Семёнов. Большой поход), а то и вовсе пустяковые ленты, на которые жалко тратить драгоценное время. В данном случае нам предлагают ознакомиться с чем-то средним между недавними Поле чудес и Батя 2. Дед. Получается колхозный, в хорошем колоритном смысле, рассказ в духе шукшинских, где интеллигентный Юрий Стоянов, изощрённо, по науке, учит уму-разуму нынешнего парнишку. Делает это как и положено сельскому жителю, с деревенской гордостью и точно по расписанию.

Юрий Стоянов один из самых недооценённых артистов своего поколения. Многие его знают по работам на телевидении, ещё со времён Городка. Однако это настоящий талант, не признанный, и ушедший из профессии в более лёгкий жанр. Тем не менее, в последние 5-7 лет, он стал востребован в кино, и это то справедливое положение вещей, которое пусть и поздно, но восстановилось. Здесь, в силу возраста, Стоянов изображает сурового отца и деда, из-за раннего ухода супруги вынужденного воспитывать дочь в одиночку. Он, наверное, перегибал иногда, поэтому она ускользнула, подло и со скандалом, оставив старика доживать век в глуши. Знакомый репертуар для всех семей планеты Земля. Только здесь это наиболее приближено к экзистенциальной ментальности русской души.

Кадр из фильма "На деревню дедушке".
Кадр из фильма "На деревню дедушке".

Вообще кино трудно будет понять детям, даже подросткам, хоть формально возрастной ценз обозначен «6+». Дело в том, что авторы решили пойти той непопулярной ныне тропой, которой является формат откровенного морализаторства и тыканья в необразованность нынешних зумеров и младше. Старик зачем-то начинает выяснять широту полосы, которая необходима Владику для интернета, объясняя при этом, что в его детстве были такие факультативы – радио-кружки. Потом ещё сосед, в замедленной съёмке, что удивительно сошлось с бревенчатыми постройками и деревянными заборами, бежал и кричал – «Физика!». Всё это, наверное, способно отвернуть определённую часть аудитории, того возраста, на который рассчитывали создатели. Однако упоминание о коммуналках и холодильниках ЗиЛ со встроенным замком, многим придётся по душе.

В фильме всё-таки получилось создать тот мостик, связывающий поколения через поколение, пусть с оговорками и лирическими отступлениями. К финалу со скрипом и шумом, но налаживается связь старче и малыша. Они не так много смешили публику, как старались втемяшить какие-то очевидные истины, которые понимают все поголовно, а напомнить не помешает. Сценаристам в третьем акте надо было эффектней закрутить интригу, накалить не одним пожаром. А режиссёру сотоварищи сотворить в кадре естественность поступков, соответствующих характерам и моменту. В таком виде тоже можно проглотить какие-то условности, но нам всегда хочется большего, одновременно и магии, и правды от героев.

Кадр из фильма "На деревню дедушке".
Кадр из фильма "На деревню дедушке".

На деревню дедушке не одноразовое кино, в том смысле, что поклонникам Юрия Стоянова он продемонстрирует новую грань его многочисленных амплуа, и сделается пересматриваемым, как минимум его почитателями. Это стройно отработанный характер, не надуманный, а сотворённый из мельчайших деталей, сонма наблюдений. Он живёт в образе, точно сам, вот только авторы несколько сузили драматургию, и, соответственно, возможности актёра. Здесь многое покажется знакомым, даже если ни разу не бывал в сельской местности. Люди говорят и живут как везде, только их уклад, всё по модели тайминга, может показаться продвинутее всяких корпоративных теорий и методик. И если когда-нибудь, дай бог дожить, к нам в старости подойдёт внук и попросит отвезти на тракторе в город на конкурс ИИ, надо тут же соглашаться, ибо никогда не ведомо, что они могут сотворить там в своих нейросетях с нашим творчеством в стол.