Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Батя 2. Дед (2025 г.) продолжение скребущей по душе каждого русского мужика трагикомедии, в которой на этот раз меткая вековая мудрость…

Кто не помнит, тогда казались полной дурью, размышлений (советов, рассказов) своих отцов, дедов, дядек? Не про поколение после миллениума, а начиная с шестидесятых, когда казалось – «Заживём!» и в терпеливом ожидании свершения этого лозунга скромно попивали водочку на кухне. Советы и рассуждения о жизни, применимые к ней, касались всегда главного: бери коли дают и беги когда бьют, между первой и второй… и так далее. Они, настойчивые рекомендации, касались основ будущего мужского существования, не разменивались на детали и всякий парнишка понимал их как мог. Только спустя годы, зачем так устроено человеческое сознание, когда до нас начинают доходить истинные смыслы из детства только черед десятилетия объяснить можно, но это же не справедливо!, мы понимаем сущностное влияние старшего родного отче. В продолжении достаточно успешного и безусловно народного Бати, с классным Владимиром Вдовиченковым, нам предлагают вспомнить не те истории, самые тёплые, связанные с отцами, а несколько прохла
Кадр из фильма "Батя 2. Дед".
Кадр из фильма "Батя 2. Дед".

Кто не помнит, тогда казались полной дурью, размышлений (советов, рассказов) своих отцов, дедов, дядек? Не про поколение после миллениума, а начиная с шестидесятых, когда казалось – «Заживём!» и в терпеливом ожидании свершения этого лозунга скромно попивали водочку на кухне. Советы и рассуждения о жизни, применимые к ней, касались всегда главного: бери коли дают и беги когда бьют, между первой и второй… и так далее. Они, настойчивые рекомендации, касались основ будущего мужского существования, не разменивались на детали и всякий парнишка понимал их как мог. Только спустя годы, зачем так устроено человеческое сознание, когда до нас начинают доходить истинные смыслы из детства только черед десятилетия объяснить можно, но это же не справедливо!, мы понимаем сущностное влияние старшего родного отче.

В продолжении достаточно успешного и безусловно народного Бати, с классным Владимиром Вдовиченковым, нам предлагают вспомнить не те истории, самые тёплые, связанные с отцами, а несколько прохладные, однако наполненные глубинной мудростью, отношения внука и его деда. Предлагают присесть не в кухне «панельки» со всеми удобствами, а в деревянный, обдуваемый всеми ветрами, сортир, рядом с кособоким домишкой, в котором посреди главной и единственной комнаты стоит гроб, и в нём периодически спит живой человек. Смена обстановки, с точки зрения эстетической визуализации, как будто отбрасывает нас на ещё более дальнее расстояние, в лохматые времена памяти старика. Однако в действительности, с позиции наполнения опытом, это куда более содержательно ёмкий фильм.

Кадр из фильма "Батя 2. Дед".
Кадр из фильма "Батя 2. Дед".

Дело в том, если немного пуститься в философские рассуждения о предмете «Знания» и что они собой представляют, то легко выяснится, что оно значительно более сложное, нежели простые факты. Например, знает ребёнок - все люди ходят в туалет и делают там естественные для нас вещи. Но стоит ему представить за этим занятием свою первую любовь, Светку объевшуюся слив, и оно, знание, переворачивает всё его мировосприятие с ног на голову и обретает неведомые краски. Так вот такие, кажется, простые вещи способен вскользь, но очень метко, подытожить дед, и никто более. Он не стесняясь способен рассуждать о мере в употреблении алкоголя в тот самый момент, когда от вершка внук катит его на навозной телеге с посиделок. И так весь фильм.

Кино, а это кино, со всеми первичными, вторичными и так далее, производственными процессами кинематографа, предельно содержательное и попутно с тем, как Максимка тянет руки к небу, держа телевизионную антенну, он же взрослый, Макс, старается сохранить висящую на волоске семью. И всё это, отличительная особенность от первой части, под ласковый голос котяры Никиты Михалкова. В совокупности создаётся очень мощное впечатление, а с учётом наличия реверсий в молодое военное прошлое деда, так и вовсе накапливается ворох идентификаторов у всякого глядящего на это антиобразовательное произведение. И оно накапливается не зря, ибо в финале, подходя к окошку избы, три поколения смотрят на поле и напоминают миллионам о собственном детстве.

Кадр из фильма "Батя 2. Дед".
Кадр из фильма "Батя 2. Дед".

Хорошее кино, сделанное на высоком уровне. Это история объединена семейной нитью. Какие на ней бусины, дорогущие или скромной выделки, в сущности, не так уж и важно. Главное тут диалоги и такие сюжеты, что происходя одновременно, катящаяся по щеке слеза попадает на зубы раскрывшегося в глупой улыбке рта. А это дорогого стоит.