Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

По щучьему велению (2023 г.) сказочная драма о мечте и реальности (последняя лучше, в этом и сказка).

Ленивый Емеля нагло обманывает незрячего отца, прикидываясь малоросликом. Пользуясь доверчивостью (или безмерной любовью), он готов все время валяться на печи, это было его обычным состоянием, прерываясь на катание с горы и рыбалку. В один из таких походов ему прилетает сверху, в прямом смысле, удача в виде говорящей щуки. Она готова исполнить три желания уволня без условий. Два он, как полагается, тратин впустую, а третье преберегает на особый случай. Тем более щука оборачивается красной девицей Василисой, которая берётся сопровождать Емелю к будущей жене, принцессе их царства.  В последнее время снимают много картин и мультфильмов, полнометражных и сериалов, для детей на основе русского народного фольклора. Оно и понятно, фентези ушло, да и не наш жанр. А вот сказка дело другое, тут все знакомые персонажи, характеры, их быт, мотивы и поступки понятны, да и посложнее они конструктивно. Но с По щучьему велению дело обстоит ещё сложнее. Здесь история включает в себя не только преодолев

Кадр из фильма "По щучьему велению".
Кадр из фильма "По щучьему велению".

Ленивый Емеля нагло обманывает незрячего отца, прикидываясь малоросликом. Пользуясь доверчивостью (или безмерной любовью), он готов все время валяться на печи, это было его обычным состоянием, прерываясь на катание с горы и рыбалку. В один из таких походов ему прилетает сверху, в прямом смысле, удача в виде говорящей щуки. Она готова исполнить три желания уволня без условий. Два он, как полагается, тратин впустую, а третье преберегает на особый случай. Тем более щука оборачивается красной девицей Василисой, которая берётся сопровождать Емелю к будущей жене, принцессе их царства. 

В последнее время снимают много картин и мультфильмов, полнометражных и сериалов, для детей на основе русского народного фольклора. Оно и понятно, фентези ушло, да и не наш жанр. А вот сказка дело другое, тут все знакомые персонажи, характеры, их быт, мотивы и поступки понятны, да и посложнее они конструктивно. Но с По щучьему велению дело обстоит ещё сложнее. Здесь история включает в себя не только преодолевание препятствий физических, но и морально-нравственных, душевных. Он из недоросля вначале кино доростает до настоящего мужчины. 

Такие метаморфозы в сказках предполагались и ранее, по умолчанию, но не демонстрировались. Условный Ваня прыгал в чан с кепящей водой, затем молоко и уж после в воду, из которой выпрыгивал богатырем Иваном. Ясно, что и внутренний мир менялся, но зрителю этого не показывали. В По щучьему пошли дальше и раскрыли переживания героев полностью. Тут и тупая любовь к образу, а не к конкретному человеку, и безответная, способная на всё, любовь. И к родителю, которому отдашь не только последний грош, но и бесценный дар. Наоборот, отцовская, сдержанная, но не имеющая границ. Да и другие качества и чувства разворачиваются словно скатерть самобранка, жажда власти, жёсткое проучивание родной крови, зависть, предательство и даже болезненная скорбь по усопшей. 

Кадр из фильма "По щучьему велению".
Кадр из фильма "По щучьему велению".

Фильм начинается как принято, и тем вводит в обман публику, волшебствами да шуточками. Но этот фимиам быстро выдыхается, и остаётся как есть - драматичнская сказка о вечном и не только. Режиссёр Войтинский много снял на подобную тематику, но сейчас думается, будто это была разминка пере данным произведением. Он решил создать новый эталон подачи такого материала. Дело очень рискованное, но сделал это, поставил и не проиграл. Может в силу того, что народ несколько устал безустали смеяться, а может и соскучился по совершенно иному. И вот эти два фактора сыграли решающую роль в принятии у людей. 

Ленивый и непутевый парень проходит весь путь без помощи волшебства имея за грудью сильное сердце, душу и веру. Разумеется без авося тоже никуда. И в моменте он уверует в себя с приставкой "пере", поскольку идёт к мечте, которая его сгнобить хочет. Не видит рядом большие глаза, наполненные глубиной нежностью. Он идёт за любыми кавришками не отдавая отчёт, что это мираж, а настоящее близко. И достигнув нужного, расставаясь с "рыбой своей" как будто забывает её. Но печаль точит и к финалу не помня себя, всё-таки возвращает утраченное, уже окрепший силенкой и умом. Чисто русский характер и поступки. 

Тем не менее, как и надо по закону жанра, здесь много спецэффектов, которые очень необычные, в хорошем смысле, усовершенствуют традиции советских сказочных фильмов с учётом времени и технологий. Как и музыка, которая и в пляс способна завести и затопить кинозал слезами. К костюмам особое внимание, они все сделаны для этого фильма, их много и смотрятся аутентично данной истории. Грим и причёски тоже продуманы мельчайшим образом. Шикарные панорамные натуральные локации, интерьерные, в хате у Емели и во дврце царя, в его же мастерской. Никаких фильтров или светотеней, без искусственно наведенной красоты. 

Кадр из фильма "По щучьему велению".
Кадр из фильма "По щучьему велению".

Актёрский состав по большей части не очень примелькавшийся. Кроме Романа Мадянова, который как Царь очень хорош. Но то, что актёры не звезды первой величины только больше добавляет той самой аутентичности.

В общем это талантливое кино для всей семьи с неглупым сюжетом, понятным и стару и младу. В кино или дома. Только надо учитывать почти двухчасовое время фильма. При первом ознакомление оно вообще никак себя не проявляет, то есть проходит незаметно. При повторном не знаю, пока не проверял, но это дело времени. Хочется разобраться в некоторых деталях технического характера.

Создателям низкий поклон за сноп эмоций разной силы и величины, за напоминание о детстве и что будущее наших деток не такое уж безнадёжное, как его "там" малюют.