ПРОДОЛЖЕНИЕ
2 февраля 2023 г. вышла публикация “ЗАМЫСЛЫ ИМАМА ШАМИЛЯ В НАЧАЛЕ ЛЕТА 1843 ГОДА И ГИБЕЛЬ МЮРИДА ШАХ-ШАБАНА, ВИДНЕЙШЕГО СПОДВИЖНИКА КАЗИ-МУЛЛЫ И ГАМЗАТ-БЕКА «НА ПРОСТОМ РАЗБОЕ» В КАХЕТИИ”, завершавшаяся упоминанием о Восточной Грузии. Лучшие полководцы имама Шамиля после проведения основательной подготовки начали переходить к активным наступательным действиям, прощупывая оборонительные позиции правительственных войск на Северо-Восточном Кавказе.
Столь длительный отступ от основной темы напрямую связан с многогранными отношениями и помощью, которая оказала Российская империя древнему христианскому народу, оказавшемуся в окружении многочисленных врагов. По существу рассматривается стремление Российского правительства создать надежный коридор в Закавказье, что и явилось чуть ли не основной причиной начавшейся вскоре крупномасштабной войны с горцами Северо-Восточного Кавказа. Подобная трактовка слишком проста, чтобы достаточно аргументировано объяснить по какой причине горцы Дагестана очень быстро восприняли идеологию мюридизма, предложенную шейхом Магометом Ярагским и не просто объединились, но и вольные общества признали над собой власть назначаемых управленцев от имама Шамиля.
В то же время присоединение территории бывшего Картли-Кахетинского царства к Российской империи вскоре и стало той причиной, по которой отдаленные горские общества Дагестана, не имея в своем распоряжении самых минимальных природных ресурсов, оказались на грани полного разорения. Перед ними открывалась единственно возможная перспектива, а именно - добывать прибавочный продукт у своих ближайших соседей, которые в большинстве своем уже имели вполне сформированное государственное устройство. Однако одновременно возникали и серьезные трудности с выпасом домашней скотины в зимний период времени, когда возникала необходимость арендовать пастбища у тех же феодальных владетелей, на подвластное население которых и совершались периодические набеги. Как такого восприятия единства еще не существовало и зачастую каждое селение воспринимало себя как совершенно отдельную часть, а не сложившийся народ. Те же жители окрестных общин с аварским селением Гимры - родиной двух имамов Дагестана, сознательно разрушали в горах пути подхода к ним, чтобы сохранить свое и без того скудное имущество в неприкосновенности, а при случае и сами беспокоили соседей.
Ситуация в вольных обществах Дагестана становилась все более запутанной и необходимо было срочно найти решение, отвечающее не только большинству еще свободных общинников, но уже обозначившей себя новой горской верхушки, в лице старейшин, мусульманских проповедников и предводителей набеговых партий. В сложившейся дилемме достаточно хорошо сориентировались представители дагестанского духовенства, решив повысить собственный статус в изменяющихся общественных отношений, а также дать горцам твердые представления о мусульманской религии и приучить их соблюдать основные каноны.
Союзниками богословов выступили и военные предводители, для которых открывалась прекрасная возможность совершенно на законных основаниях сохранить достигнутое положение в своей родовой среде. В противном случае не возникло бы необходимости вводить шариат в том виде, который одержал вверх в богословском споре взамен традиционных многовековых адатов, которые были близки и понятны большинству горского общества.
Следующим шагом стал поиск пути выхода из экономического кризиса, все явственней обозначавшийся в Нагорном Дагестане, вследствие перекрытия российскими восками наиболее удобных маршрутов в Картли-Кахетинские земли. Нашли его военные предводители горцев, переняв соответствующий опыт у чеченских баячи, для которых берега Терека являлись излюбленным местом для пополнения прибавочного продукта и проявления удальства молодежи. Территория от крепостей Кизляр до Моздока в самом начале XIX столетия переживала настоящий экономический бум, что связанно с эпохой наполеоновских войск в Европе и существованием континентальной блокады, существенно подорвавшей международную торговлю. Используя благоприятную конъюнктуру рынка, местные садоводы увеличили собственные плантации и в разы выпуск виноградного спирта, получившего широкую известность далеко за пределами Кавказа под наименованием “Кизлярка”.
Подобное событие не осталось без внимания и горцев Дагестана, которые в отличие от своих ближайших соседей чеченцев, приступивших к поставкам лесоматериалов для жителей левого берега Терека, ничего существенного предложить не могли.
Им оставалось только наниматься на сезонные работы по уходу за виноградниками, сбору и переработке урожая. Среди них, как гласят предания, находился и будущий первый имам Кази-мулла, который успел влюбиться еще и в дочку садовладельца. Крупный винодел армянин был настолько растроган перспективой подобного родства, что предпочел самым простейшим способом избавиться от проблемного теперь уже родственника. Но став во главе еще совсем немногочисленной партии мюридов, Кази-мулла напомнил о себе своему обидчику и вопреки желанию садовладельца, породнился с ним, организовав бурное празднество.
Тяжелейшие условия работы, неустроенность быта, несоответствующая оплата труда под палящим южным солнцем и т.д. вызывали обоснованное раздражение среди дагестанцев, которые все активнее присоединялись к набеговым партиям.
Постепенно мюридизм обрел силу в Нагорном Дагестане ликвидировав противников, включая всю семью владетельных аварских нуцалов и приступил к своему территориальному расширению
Имам Шамиль, прекрасно понимая основную первопричину кровопролитной войны, учел опыт своих предшественников и уже выстраивал свои взаимоотношения с подвластным населением на несколько иной основе.
Он не мог полностью игнорировать методы первых имамов, но пока не обрел мощь. Однако во многом его методы и идеи были поддержаны большей части населения, т.к. он забывал постоянно проявлять заботу и милосердие о наиболее обездоленных слоях горского общества Дагестана и Чечни. Отражая интересы большей части народа, ощутившего на себе действия военно-экономической блокады, введенной российским командованием в ответ на активизацию набегового промысла, он неуклонно продвигался к пику своего могущества. Созданная им государственная структура управления, как нельзя лучше подходила к условиям войны за веру при самых минимальных затратах ввиду отсутствия достаточно крепкой экономической основы.