Найти в Дзене

Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт, Жорж Сёра: Остановившееся время

Добрый день, уважаемые читатели! Сёра трудился над этим холстом целых два года. На нем запечатлены парижане, наслаждающиеся отдыхом в солнечный летний день на острове Гранд-Жатт, неподалеку от Парижа. В отличие от импрессионистов, этот художник отверг спонтанность и непринужденность в отображении данного эпизода. Его фигуры предстают застывшими, схематичными и лишенными каких-либо индивидуальных черт. Они вызывают ассоциации с античными фресками, а атмосфера картины наполнена ощущением остановившегося времени. Эскизы для "Воскресного дня на острове Гранд-Жатт" Сёра создавал при дневном свете, а позже в мастерской переносил эти наработки на холст, применяя изобретённую им технику пуантилизма – «точечную живопись». Финальный результат оказался настолько нестандартным, что почитатели Сёра поспешили наречь его «пророком нового искусства». Художественные критики, пытаясь осмыслить картину, говорили об общественном одиночестве человека, о высмеивании фальшивых социальных устоев, однако сам С
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сёра трудился над этим холстом целых два года. На нем запечатлены парижане, наслаждающиеся отдыхом в солнечный летний день на острове Гранд-Жатт, неподалеку от Парижа. В отличие от импрессионистов, этот художник отверг спонтанность и непринужденность в отображении данного эпизода. Его фигуры предстают застывшими, схематичными и лишенными каких-либо индивидуальных черт. Они вызывают ассоциации с античными фресками, а атмосфера картины наполнена ощущением остановившегося времени.

Жорж Сёра, Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт, 1884-1886, 207,6 х 308 см, Институт искусства, Чикаго Мемориальное собрание Элен Берч Бартлетт
Жорж Сёра, Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт, 1884-1886, 207,6 х 308 см, Институт искусства, Чикаго Мемориальное собрание Элен Берч Бартлетт

Эскизы для "Воскресного дня на острове Гранд-Жатт" Сёра создавал при дневном свете, а позже в мастерской переносил эти наработки на холст, применяя изобретённую им технику пуантилизма – «точечную живопись». Финальный результат оказался настолько нестандартным, что почитатели Сёра поспешили наречь его «пророком нового искусства». Художественные критики, пытаясь осмыслить картину, говорили об общественном одиночестве человека, о высмеивании фальшивых социальных устоев, однако сам Сёра отличался немногословностью: «Я просто применил здесь свой метод, и это всё», - утверждал он.

Этюд к картине, 1884-1885
Этюд к картине, 1884-1885

Природа цвета

Если импрессионисты применяли цвет для выражения чувств, то неоимпрессионисты, под предводительством Сёра, попытались изучить его с точки зрения науки. На последней экспозиции импрессионистов в 1886 году пуантилистам (включая Сёра, а также Поля Синьяка, Камиля Писсарро и его сына, Люсьена Писсарро) выделили отдельное пространство.

Камиль Писсарро, Женщина в поле. Весеннее солнце на лугу близ Эраньи, 1887
Камиль Писсарро, Женщина в поле. Весеннее солнце на лугу близ Эраньи, 1887

Многие участники выставки восприняли это решение без особого восторга. Это объяснимо. Манера письма пуантилистов имела больше отличий, нежели сходств с манерой импрессионистов. Хотя неоимпрессионисты тоже придавали цвету ключевую роль, но от импрессионистской интуитивности здесь не осталось и следа. Первый постулат их теории гласил: оптическое смешение (смешение точечных мазков, воспринимаемое человеческим глазом) ярче и насыщеннее, чем смешение цветов на палитре. Второй: компоненты цветовой гаммы должны наноситься в виде отдельных точек чистого цвета, а саму картину следует созерцать на некотором расстоянии.

Поль Синьяк, Портрет Феликса Фенеона, 1890
Поль Синьяк, Портрет Феликса Фенеона, 1890

Неоимпрессионизм провозглашал беспристрастность художника, отвергая свойственную импрессионизму спонтанность и ярко выраженную индивидуальность. Главным теоретиком нового направления стал Синьяк, который после кончины Сёра выпустил в свет книгу "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму".

Детали

Геометрическое превращение

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Пространство «Гранд-Жатт» населяют не уникальные личности, а сборные образы, различимые лишь по костюму и повадкам. Шляпа с ниспадающими лентами и накидка позволяют распознать в фигуре кормилицу. Не обладая индивидуальными особенностями, она предстаёт со спины, сводясь к серому геометрическому объёму, рассечённому алой полосой и увенчанному алым кругом.

Женщина с удочкой

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Яркое оранжевое платье этой женщины резко контрастирует с искрящейся синевой воды. Отдельные детали наводят на мысль, что перед нами представительница профессии, занимающаяся «ловлей» мужчин. Двойной смысл французского глагола «pecher» – «ловить» и «грешить» – часто использовался в те времена.

Дополнительная рама

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Сёра написал необычную раму, создав по краям картины бордюр из цветных точек. Точки подобраны так, чтобы их цвета были дополнительными к цветам, расположенным на холсте рядом с ними. Это позволило усилить интенсивность основных цветов.

Модная пара

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Женщина изображена в профиль, её необычный силуэт подчеркнут широким турнюром. Одной рукой она поддерживает под руку мужчину, который курит сигару, а в другой держит на поводке обезьянку. Обезьяна здесь выступает как символ, недвусмысленный. Во времена Сёра она олицетворяла собой распутство. На парижском жаргоне "обезьянками" нередко называли представительниц древнейшей профессии.

Тени и свет

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Горизонтальные тени под деревьями помогают создать перспективу удаляющегося пространства и образуют ритмичный рисунок, в котором светлые участки чередуются с полосами тени. На одном из своих этюдов маслом, сделанных для этой картины, Сёра убрал с берега реки все фигуры и написал только деревья и их тени.

Скачущая девочка

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Среди статичных фигур мы видим скачущую девочку с развевающимися на ветру волосами. Однако и ее движения (как и движения собаки на переднем плане) не добавляют динамики в композицию. Они выглядят застывшими. Точно так же бабочки кажутся скорее приколотыми к холсту, чем летящими по воздуху.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

dzen.ru

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: