Найти в Дзене

Фанатик цветной точки: ЖОРЖ СЁРА. Часть вторая: ТОП-9 работ художника + опрос

Добрый день, уважаемые читатели! Сёра, первым внедривший в живопись точечные прикосновения кисти, с ранних лет грезил о «научном подходе к живописи». Он как бы уловил зов эпохи. Вторая половина XIX столетия - триумф рационализма. Золя в те годы грезил иллюзиями стать «научным романистом». Флобер предсказывал: «Искусство всё больше будет уподобляться науке». Неоимпрессионизм Сёра, бросившего вызов спонтанности творчества, - это попытка преобразовать «романтический» импрессионизм в импрессионизм «научный». Наиболее любопытно, что насчёт «научности» собственной теории неоимпрессионисты сильно ошибались, они попросту не разобрались в прочитанных научных текстах. Но в области искусства гении нередко заблуждаются, причиной многих выдающихся произведений искусства стали именно заблуждения. Сёра - это тот самый случай. Рассматривая его жанровые полотна, его будто бы вневременные пейзажи, сейчас менее всего думают о «научности», но обнаруживают совсем другое - душу художника, вглядевшегося в ми
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сёра, первым внедривший в живопись точечные прикосновения кисти, с ранних лет грезил о «научном подходе к живописи». Он как бы уловил зов эпохи. Вторая половина XIX столетия - триумф рационализма. Золя в те годы грезил иллюзиями стать «научным романистом». Флобер предсказывал: «Искусство всё больше будет уподобляться науке». Неоимпрессионизм Сёра, бросившего вызов спонтанности творчества, - это попытка преобразовать «романтический» импрессионизм в импрессионизм «научный». Наиболее любопытно, что насчёт «научности» собственной теории неоимпрессионисты сильно ошибались, они попросту не разобрались в прочитанных научных текстах.

Форт-Сансон, 1885
Форт-Сансон, 1885

Но в области искусства гении нередко заблуждаются, причиной многих выдающихся произведений искусства стали именно заблуждения. Сёра - это тот самый случай. Рассматривая его жанровые полотна, его будто бы вневременные пейзажи, сейчас менее всего думают о «научности», но обнаруживают совсем другое - душу художника, вглядевшегося в мир пронзительным взором и увидевшего его «иным».

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-9 картин и рисунков мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

9. Запряженная лошадь, 1883

Запряженная лошадь, 1883
Запряженная лошадь, 1883

В начале 1880-х годов в произведениях Сёра начинает проступать необычный мир остановившегося времени. Над этим миром довлеет тишина, и он чем-то напоминает сновидение.

8. Косец, 1883

Косец, 1883
Косец, 1883

В изображениях трудовых людей у Сёра мы не найдем никакого социального пафоса, столь свойственного традиционным трактовкам этой темы. Художника занимает только техника.

7. Рыбаки, 1883

Рыбаки, 1883
Рыбаки, 1883

Вряд ли можно найти сюжеты более импрессионистические, чем те, что разрабатывает в это время Сёра. Но импрессионизма в чистом виде здесь и в помине нет. Законы композиции подчиняют «впечатление» разуму.

6. Дома на окраине, 1883

Дома на окраине, 1883
Дома на окраине, 1883

Эта картина демонстрирует зарождение пуантилистской техники Сёра. Для нее также характерна множественная перекличка вертикалей и горизонталей. Этот прием художник впоследствий будет постоянно эксплуатировать.

5. Мужчина, облокотившийся на парапет, 1881-1882

Мужчина, облокотившийся на парапет, 1881-1882
Мужчина, облокотившийся на парапет, 1881-1882

В своих штудиях этого времени Сёра отказывается от линейного рисунка Энгра, к которому он относиля с величайшим уважением. Но того требует система, в общих чертах уже понятная ему.

4. Парад, 1888

Парад, 1888
Парад, 1888

Сёра питал страсть к карнавалам и цирковым зрелищам, что нашло отражение в его творчестве, явившись вдохновением для нескольких картин. На представленном знаменитом полотне мы видим изображение парада в цирке Корви. Под парадом подразумевались короткие интермедии, которые артисты устраивали до начала представления, у входа в цирк, с целью завлечь публику. Композиция картины традиционно строится на взаимодействии горизонтальных и вертикальных линий. Ночное освещение предоставляло Сёра широкое поле для экспериментов с необычными цветовыми комбинациями. Существенная часть полотна покрыта оранжево-желтыми и синими точками, отображающими соответственно свет газовых фонарей и тени. Остальные цвета смягчены и просвечивают сквозь эти желто-синие точки. Современные искусствоведы считают, что именно эта картина приближается к абстрактной живописи, однако в своё время она не вызвала особого восторга. Её встретили без энтузиазма в Салоне независимых художников. Более того, сам Сёра позднее исключил её из перечня своих произведений.

3. Купание в Аньере, 1883-1884

Купание в Аньере, 1883-1884
Купание в Аньере, 1883-1884

На полотне разворачивается живой эпизод из жизни парижан, беззаботно проводящих время в Аньере, что неподалеку от Парижа. Сёра мастерски передал атмосферу летнего солнечного дня в окрестностях крупного промышленного центра с его железнодорожными мостами, строениями из камня и дымом из фабричных труб. На первый взгляд, "Купание в Аньере" может показаться полотном в стиле импрессионизма - благодаря яркости цветов и даже тому, что изображенная на картине фигура (гребец справа) частично обрезана краем рамы, что свойственно именно импрессионистам. Однако, в отличие от них, Сёра скрупулезно выстраивает композицию своей картины. Он выполнил для нее множество предварительных этюдов карандашом и маслом, досконально проработав каждую фигуру, позаимствовав некоторые позы у старых мастеров. Закончив работу, художник возлагал большие надежды на успех. Но картина была отклонена жюри Салона 1884 года, затем демонстрировалась на Салоне независимых и, в конце концов, оказалась в запасниках.

2. Мост в Курбвуа, 1886-1887

Мост в Курбвуа, 1886-1887
Мост в Курбвуа, 1886-1887

На этом полотне мы видим Сену в окрестностях Курбвуа, чуть выше по реке, чем Аньер. Близость темы и географии дает основания для сопоставления с картиной «Купание в Аньере». И здесь, и там передний план определяется диагональю берега, а дальний мост подчеркивает линию горизонта. Обе работы также объединяет атмосфера покоя, ощущение остановленного времени. Отличие, если можно так выразиться, лишь в «климате». В одном случае - это знойный солнечный день, в другом - холодная, прозрачная осень. Падающий свет по-прежнему отбрасывает длинные тени на траву, но фигуры на полотне представлены силуэтами. Для этой картины Сёра создал два этюда, изображающих мост и часть берега. Судя по всему, для верхней части картины предварительных набросков Сёра не делал. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь следы исправлений.

Деталь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Фигуры Сёра абсолютно похожи на манекены. Столь последовательно этот принцип не выдерживается больше нигде в творчестве художника. Мужчина кажется таким же безжизненным и неподвижным, как одна из стоящих рядом с ним мачт.

1. Канкан, 1889-1890

Канкан, 1889-1890
Канкан, 1889-1890

Примерно с 1887 года Сёра увлекся зарисовками в парижских варьете. Результатом этой деятельности стало обращение к теме канкана, к танцу, который в те времена считался довольно фривольным. Художник изобразил на полотне ночной клуб "Японский диван", расположенный по соседству с его мастерской. В этой работе ощущается отголосок "Парада", где реальный зритель оказывается немного выше персонажей картины, а основное действие разворачивается на возвышении. Сёра обратился к танцу, чтобы продемонстрировать одну из своих "научных" концепций. Согласно этой теории, угол наклона линии способен передавать конкретную эмоцию. Так, линии, направленные вверх, ассоциируются с радостью. Именно исходя из этого, Сера в "Канкане" выстроил систему линий под разными углами, стремясь передать атмосферу веселья и оживления, царящую в клубе.

Деталь

-13

Стилизованное выражение на лицах танцоров передано простыми наклонными штрихами, легко намечающими губы, усы и узкие щели глаз.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

dzen.ru

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: