По нулю обоим, - изрёк Ван совсем так, словно он был цереброскопом.
--------------------------------------------------------------------
Продолжаем знакомство с творчеством польского фантаста Конрада Фиалковского. Встречайте: рассказ «Цереброскоп». Забавная история про изобретательных студентов.
Сюжет
В земной институт с Сириуса прибыл новый преподаватель, профессор Пат, модернизатор и новатор. Его волнует, что студенты механически зубрят материал, а в суть не вникают. Да, они успешно сдают экзамены, но в этом ли цель образования?
Пат привёз с Сириуса прибор цереброскоп, и теперь все экзамены будет принимать только он. Преподавателя можно ввести в заблуждение бойкими ответами, а цереброскоп бесстрастно и беспристрастно просканирует мозг студента и точно определит, тот просто выучил наизусть текст учебника или действительно понимает, о чём говорит.
Прибор оказался глючным, оценки ставил как попало, то зубрилам пятёрки, то тем, кто в предмете разбирался, - неуды.
Основная часть рассказа о том, как изобретательным студентам удалось обхитрить цереброскоп, а потом и вовсе вывести из строя.
Второе произведение Фиалковского читаю, и второй раз отмечаю, насколько явно автор родом из социалистической восточно-европейской страны. Поэтому, наверное, мне его рассказы так нравятся. Для бывшего советского человека в литературном стиле Фиалковского есть что-то неуловимо родное, знакомое, уютное.
Хотя этому же бывшему советскому человеку, выросшему на фильмах о Шурике, рассказ о том, как студенты хитростью сдают экзамены, может показаться неоригинальным. «Цереброскоп» и правда напоминает все советские студенческие комедии разом. Но всё равно душевно.
Даже при том, что как писатель Фиалковский слабоват. Особенно слабоват как писатель-фантаст. В «Цереброскопе» сюжет чистый реализм, к которому прилепили одну фантастическую деталь - цереброскоп привезли с Сириуса, - и вуаля, типа научная фантастика.
Есть лёгкое чувство, что меня обдурили, обещали одно, а оказалось другое.
Кстати вопрос к вам, дорогие читатели:
Вы не в курсе, как называется такой вид фантастики, где фантастическая составляющая неважна? Где фантастические детали можно заменить на любые другие или убрать вовсе, и сюжет не пострадает. В «Цереброскопе», например, прибор можно было изобрести на Земле, и рассказ бы абсолютно не поменялся.
Ещё из замечаний: Фиалковский не выдержал тему. Начал с серьёзного: ЗНАТЬ лучше, чем ПОМНИТЬ, ПОНИМАТЬ лучше, чем ЗУБРИТЬ, профессор Пат положительный персонаж, с помощью цереброскопа утверждает благую идею. А потом цереброскоп вдруг оказался барахлом, с темы понимания/запоминания вообще съехали, рассказ превратился в сказку о том, как умные студенты глупую технику обхитрили, ещё и профессор Пат стал олухом, которого обвели вокруг пальца.
Вспоминая извечный вопрос Что хотел сказать автор?, такое впечатление, что автор сам на него ответить не смог бы.
📚*📚*📚*📚*📚
А вот зато колоритная деталь. Конрад Фиалковский писательствовал на полставки, а по основной профессии был учёный-кибернетик. Зацените: студент Ван сообщает однокурсникам, что придумал, как хакнуть цереброскоп.
Ноль = нет сигнала, минус, неверно.
Единица = есть сигнал, плюс, правильно.
Вот что кибернетическое мышление с человеком делает 😆, нулями и единицами выражаться заставляет.
Итого. Я его критикую, но моя симпатия к польскому фантасту Конраду Фиалковскому крепнет. Его рассказы вопиюще любительские, но с лихвой компенсируют ностальгией и душевностью.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: