Найти в Дзене
Иван Бондаренко

Глава из книги Пустоцвет

Детство до десяти лет мне казалось счастливым

и радостным. Жили мы в частном секторе в районном

городке Подмосковья, километрах в семидесяти на се-

вер от Москвы. Дом у нас был свой, хороший, добротный,

из белого кирпича. По меркам того времени мы счита-

лись зажиточной семьёй. В доме была большая кухня,

гостиная, две спальни. Одна родительская, вторая моя,

небольшая, но уютная. В ней я спала, учила уроки. Была

ещё летняя кухня и баня. В саду росли и плодоносили

две яблони, две сливы и две вишни, кусты смородины,

малины. Был ещё небольшой огород, где выращивали

картофель, огурцы, помидоры, всякую зелень.

Я, как и все девчонки, любила играть в куклы. Но не

просто играть, я всегда строила себе, своим куклам, до-

мики. На строительство шли все подручные материалы:

стулья, стол, коробки, одеяла — всё, что попадалось под

руку. Может, это отчасти и определило мою будущую

профессию строителя. «Стройматериалы» накрывала

одеялом — и это был наш домик, в нём жили все мои

куклы и игрушки. Мама приходила с работы, разбирала

мой самострой, всё прибирала. Но вскоре вырастал но-

вый, ещё более громоздкий и просторный дом, но уже

в новом месте.

Жили дружно. Мне в этой детской жизни нравилось

всё: нравилась учёба в школе, нравились зима и лето весна и осень, у меня было много подружек, любила

проводить время с родителями.

Папа работал в местном отделении милиции, на-

чальником отдела патрульно-постовой службы. На

службу он попал по направлению военкомата. Папа был

фронтовик. В 1943 году отцу исполнилось 18 лет и его

призвали в Красную армию.

Краткосрочные курсы артиллеристов, и в звании

младшего лейтенанта осенью того же года он попал на

фронт. Красная армия уже гнала фашистов с родной

земли на запад, в фашистское логово. Со своей бата-

реей отец дошёл до Берлина. Имел одно ранение. Был

награждён боевыми медалями. Закончил войну в звании

капитана. И демобилизовался только в 1950 году в воз-

расте 25 лет. Молодой парень, но уже много повидавший

на своём веку. О войне говорить не любил, он вообще по

жизни был немногословным.

Мама работала на местном хлебозаводе техноло-

гом. Завод обеспечивал хлебобулочной продукцией весь

наш райцентр и с десяток ближайших деревень. Произ-

водственные цеха работали в две смены, чтобы к утру

у населения был свежий хлеб и всевозможная выпечка.

Маме приходилось работать и в ночную смену.

У отца тоже был ненормированный рабочий день,

и частенько он возвращался глубокой ночью. Но когда

мы собирались втроём, нам было хорошо и весело. Все

вместе работали в саду и огороде, бывало, выбирались

на рыбалку, ходили в лес собирать грибы и ягоды. В саду

устраивали семейные чаепития. Отца в городке уважа-

ли, практически все знали. Семейные дебоширы, хули-

ганы его побаивались, их иногда приходилось отцу, по

долгу службы, наказывать и закрывать, поэтому враги

у него тоже были.Ещё помню, маленькой меня родители водили на

всевозможные митинги и праздничные демонстрации.

Отец брал меня на руки, иногда сажал к себе на плечи,

и я с высоты смотрела на это море людей с флагами,

транспарантами, ­какими-то портретами, шарами. Люди

смеялись, пели, у всех было праздничное настроение.

Такие многолюдные демонстрации проходили два раза

в году: на 1‑е мая — День Международной солидарно-

сти трудящихся, и на 7‑е ноября — День Октябрьской

революции. Сейчас нет праздника 7 ноября. В детстве

я не очень понимала его смысл, но сам праздник и его

организация мне нравились. В школе каникулы, люди

на время забывали о своих проблемах, веселились, ра-

довались выходным, праздничным дням.

В школу, как и все дети, я пошла в семь лет. Прошла

все этапы идеологического становления советской мо-

лодёжи — октябрёнок, пионер, комсомолец. Не лукавя

и не в угоду нынешним веяниям, скажу, всё это мне нра-

вилось. Нравилось, что у меня — октябрёнка — на груди

появилась рубиновая звёздочка с портретом «лучше-

го друга детей дедушки Ленина». У октябрят был свод

правил: «Октябрята — будущие пионеры. Только тех, кто

любит труд, октябрятами зовут. Октябрята — прилеж-

ные ребята, любят школу, уважают старших. Октября-

та — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют,

весело живут. Октябрята — правдивые и смелые, ловкие

и умелые». Ничего плохого в этом я не вижу, и никакое

это не оболванивание детей — октябрятские правила,

как вы сами видите, не учили ничему дурному.

Мы всем классом готовились к вступлению в пио-

неры. Торжественное мероприятие должно было состо-

яться 22 апреля, в день рождения вождя всего мирового

пролетариата — Владимира Ильича Ленина. А накануне праздника погиб мой отец. В отдел

милиции позвонили с транспортного предприятия

и сообщили, что пьяный водитель угнал с территории

грузовик. Сообщили марку автомобиля, номер. Отец вы-

ехал на задержание и обнаружил угнанный грузовик.

Сигналил, пытался остановить, прижать к обочине. Но

обезумевший от алкоголя и страха за свою никчёмную

жизнь мужчина не реагировал на призывы к остановке,

наоборот только прибавлял скорость и гнал тяжёлый

грузовик в центр города.

В центре у нас был свой Арбат — метров 400 пеше-

ходной зоны, где горожане любили гулять, в том числе

и с детьми. Отец, обогнав угнанный грузовик, резко вы-

вернул руль и перекрыл дорогу безумцу. Тот на всём ходу

врезался в папину легковушку. Отец погиб. Вскоре подъ-

ехали другие милицейские машины, скрутили пьяного

безумца. Хоронили папу с большими почестями, семье

государство выделило пособие в связи с утерей кормиль-

ца. Но всё это не могло вернуть нам любимого папу.

Мать тяжело переживала смерть мужа. Настолько

тяжело, что эта утрата сказалась на её характере. Я не

вправе её судить, но она стала другой. Раздражитель-

ной, я бы даже сказала, сварливой. Всегда со всеми хо-

рошо уживалась, а с некоторых пор её все и всё раздра-

жало. Похоже, она обиделась на весь мир, что судьба

так несправедливо с ней обошлась. За что её жизнь так

наказала? Мужики и так были после войны на вес зо-

лота, а здесь такое: всю войну прошёл — и на тебе, так

погибнуть. Мне кажется, что она и отца винила за эту,

как ей казалось, нелепую смерть. Но это я поняла только

с возрастом.

Я тоже не могла пережить утрату. Он со мной всег-

да играл, укладывал спать, это был для меня самый дорогой и близкий человек. И вот его не стало, дом опу-

стел, осиротел. Мы с мамой сидели вдвоём, и каждый

ждал, что вот мы услышим его шумные шаги на веранде

и приветливый голос: «Кто у нас дома?»

Так прошло два года. И мама вышла замуж. В наш

дом пришёл чужой для меня человек. И как он ни ста-

рался вначале расположить меня к себе, я его не то что

не любила, он был мне крайне неприятен, неприятен во

всём. Во-первых, он курил, причём дома, много и часто

пил, во всём был неряшлив, за собой никогда и ничего

не убирал. Он много и шумно болтал, шутил, правда,

смешно было только ему. Шутки его были скабрёзными.

Со временем, когда обжился, начал откровенно ха-

мить маме, распускать руки. Мама всё это терпела, я её

не понимала, не понимала, как она могла выйти замуж

за такого во всех отношениях никчёмного человека.

Добытчик он тоже был никакой, лентяй и бездельник.

Может, я несколько усугубляю ситуацию и субъектив-

на в своих оценках. Наверное, мама находила в нём

какие-то достоинства и положительные качества. А мо-

жет, предполагаю, в то время быть одинокой женщиной

было просто неприлично и все пытались выйти замуж,

чтобы был, пусть хоть плохонький, но свой мужичок. Ду-

маю, мама его не любила, но так было принято. Тогда

женщины не были столь привередливы, эмансипиро-

ваны и самостоятельны.

Дальше — больше. Я взрослела, и он начал с похотли-

вым интересом на меня поглядывать, иногда трогал меня

своими грязными, липкими руками. Я уже боялась оста-

ваться с ним одна дома. Припоминаю один эпизод: мамы

не было и он начал распускать руки, когда я мыла пол.

Он схватил меня сзади за талию и прижал к себе. Я вы-

рвалась, огрела его грязной половой тряпкой, заорала не своим голосом, что всё расскажу маме. Он опешил,

не ожидал такого отпора. Я успела выскочить на улицу.

Я перестала любить свой дом. После школы не торопи-

лась домой, особенно когда не было дома мамы.

В восьмом классе у меня появилось первое чувство

к мальчику-однокласснику. Звали его Саша, а фамилия

была Мадонин. Меня стали называть Мадонной. Мне

было интересно с ним проводить время, он мне нравил-

ся. Дружба — это прогулки по городу, походы на речку,

в кино. Самое большое, что мы могли себе позволить

в этой дружбе, — это взять друг друга за руки. Не знаю,

чем бы закончилась наша дружба, но она неожиданно

прервалась. Как-то мы поссорились, я даже не помню

по какому поводу. Ну, поссорились и поссорились, та-

кое и раньше бывало, потом мирились. И вдруг, как раз

во время ссоры, я вижу его с другой девочкой, подума-

ла, мало ли что, может, случайно встретились. Но когда

увидела его второй раз с той же девчонкой, я сказала

подружкам, что больше никогда с ним дружить не буду.

И стала избегать встреч с ним.

Конечно, никакой дружбы у Саши с этой девочкой

не получилось. Он хотел возобновить наши отношения,

да и я была не против, он мне очень нравился. Саша

часами ходил по улице напротив нашего дома, я это

видела в окно и готова была побежать к нему, сердце

рвалось на части. Первая девичья любовь — она не толь-

ко самая чистая, но и самая впечатлительная. Я помню,

и плакала, и готова была всё простить, только бы быть

рядом с ним. Но брошенные сгоряча слова в кругу под-

руг о том, что я больше с ним никогда дружить не буду,

не позволяли мне сделать шаг навстречу примирению.

Так мы и расстались. Наверное, глупо, по-детски, с при-

сущим подросткам максимализмом. Но что случилось, то случилось. Сейчас, с возрастом я думаю, что я со-

вершила самую большую глупость в своей жизни имен-

но тогда, в восьмом классе. Не знаю, как бы сложилась

жизнь, но нельзя было в угоду сгоряча брошенным сло-

вам расставаться со своей первой любовью.

Коль скоро речь зашла о любви, в десятом классе

я подружилась с мальчиком. Звали его Максим. Причём

этот юноша был гордостью семьи и школы, он был кру-

глый отличник, был одним из претендентов на золотую

медаль. Как-то он при встрече мне сказал, что влюбил-

ся в мои волосы. Волосы у меня и правда были краси-

вые, светлые, вьющиеся, крупными локонами спадали

до плеч. Мы стали встречаться. Я тоже училась непло-

хо, но мои успехи в учёбе не шли ни в какое сравнение

с Максимом. За его успехами в учёбе следили городское

управление образования, учителя, родители.

Ближе к концу учебного года, после майских празд-

ников должно было состояться родительское собрание.

И надо же такому приключиться, накануне у меня про-

скочила пара трояков по ­каким-то предметам и, ужас,

у Максима тоже появилась четвёрка. На собрании

и классный руководитель, и родители Максима обвини-

ли меня в том, что я плохо на него влияю, сама съехала

на тройки и мешаю Максиму успешно учиться.

Я не могла смириться с такой вопиющей несправед-

ливостью, а Максим сидел, слушал и молчал. Я считала,

что он должен был встать на мою защиту, но он молчал.

Не знаю, от стыда, позора или предательства я выскочи-

ла из класса. И убежала домой. К счастью, дома никого

не было, я плакала и, наивная, ждала Максима, ждала,

что он обязательно прибежит ко мне, успокоит, скажет,

что все не правы, а он со мной, он рядом и он не пре-

дал меня, а просто растерялся и не знал, как себя вести.

Но он не пришёл. Я  после этого собрания ещё два дня не ходила

в школу. Вместо школы шла к реке, подальше от людей.

Жалела себя и ругала мир, что он так несправедлив ко

мне. Очень злилась на Максима. Много о чём переду-

мала и решила, что Максиму я не прощу предательства.

Справедливости ради скажу, Максим, на радость всем,

получил свою медаль, но потерял меня. Не знаю, на-

сколько это был равноценный обмен. Может, не такая

уж и дорогая для Максима цена. На выпускном вечере

он пытался помириться, но я не смогла простить его.

С возрастом начинаешь понимать, что не всё так

однозначно. Конечно, лучшим вариантом для всех

было бы и медаль получить, и дружбу сохранить. Но не

случилось.

Школу я закончила, как тогда говорили, хорошист-

кой, то есть без троек. Нам торжественно вручили атте-

статы о среднем образовании, поздравили с успешным

окончанием школы, пожелали успехов в дальнейшей

взрослой жизни и отпустили на все четыре стороны.

Все одноклассники строили серьёзные планы на бу-

дущее, были планы и у меня, но я ни с кем не делилась.

Когда спрашивали, отнекивалась, говорила, что пока не

определилась. Не делилась потому, что мои планы были

прозаичны, не связаны с поступлением в вуз. Я собира-

лась уехать в Москву, устроиться на работу, ­почему-то

на стройку, именно на стройку. Нельзя сказать, что я не

хотела поступать в вуз. Но я бежала из дома, который

перестал быть родным. Бежала от ненавистного отчима.

Я не хотела от ­кого-то зависеть. А учёба в вузе не давала

мне этой самой независимости.

Буквально через день после выпускного я села

в электричку и уехала в Москву. Мама меня отговари-

вала, но ­как-то не очень настойчиво. Она видела мою неприязнь к своему сожителю и, думаю, она была не

против, чтобы я уехала. Мать выдала мне небольшую

сумму денег на первое время и благословила на новую

и счастливую жизнь.

Я вполне реалистично представляла свою жизнь

в Москве. Не рвалась в артистки, фотомодели, в модную

тогда торговлю. Прекрасно понимала, что на стройку

меня точно возьмут. Рабочие руки всегда нужны. И, как

ни странно, мне, девчонке, действительно хотелось

строить. И для меня было важно, что рабочие на стройке

хорошо зарабатывали. Моей самостоятельности нужна

была материальная независимость.