Это не просто фильм, а настоящий концентрированный символ эпохи. Эпохи индустриализации, и эпохи кино тридцатых годов. В полуторачасовой ленте собрано всё: достижения советской культуры, эксперименты кинематографа, радостный энтузиазм и отчаянная горечь сурового времени. Теперь, когда его смотришь, невольно видишь приметы того, что оставлено было за кадром – но всё-таки ощущается. "Волга-Волга".
Здравствуйте!
Когда я пишу про советское кино, к характеристике фильма часто добавляю «забытый». Но эта кинолента, казалось бы, широко известна. Вроде бы все её видели неоднократно. С одной поправкой – на возраст. Молодому поколению даже и название ничего не говорит. Мы в детстве знали этот фильм наизусть. А вот моя двадцатилетняя дочь видела его впервые. Именно потому мне были интересны её впечатления. На просмотр я заманила дочь, сказав, что это мюзикл. Жанр нынче популярный.
Если дочь смотрела в первый раз, то я – как в первый. После долгого перерыва. Так что получились два свежих взгляда.
«Волга-Волга»: чёрно-белая реальность
С тем, чтобы отыскать кино в Сети, не возникает проблем. Фильм сохранился в нескольких вариантах. За время своего существования он пережил несколько редакций.
Но я искала неадаптированную версию.
Первым делом поисковик предлагает переозвученную раскраску, но мы смотрели чёрно-белый фильм в одной из ранних редакций. Памятники Сталину затемнены, но многие реалии конца тридцатых в фильме остались.
«Волга-Волга»: сюжет
Пересказывать нет нужды – вы и сами всё знаете. Напомню основные моменты
В Москве проходит всесоюзный смотр художественной самодеятельности – Музыкальная Олимпиада. Информация об этом событии разлетелась телеграммами-молниями по самым отдалённым уголкам страны.
Получил сообщение и товарищ Бывалов, поставленный надзирать за мелким кустарным производством в уральском городе Мелководске. Бывалову хочется вырасти из мелкого руководителя в крупного, московского. Вот только самодеятельных талантов у себя под крылом он в упор не видит. А таланты есть – в свободное от ударной работы время весь город поёт и пляшет.
Но коллективы дяди-Кузи-тёти-Паши-имени-курам-на смех не внушают бюрократу доверия. Он соглашается вывезти на олимпиаду любительский симфонический оркестр под управлением счетовода Алёши Трубышкина, играющий классический репертуар: Бетховена, Вагнера, Шульмана (который Шуман).
Дяди-Кузи и тёти-Паши с этим не согласны. Народными талантами руководит письмоносица Дуня Петрова по прозвищу Стрелка. Она влюблена в счетовода Алёшу, но не может смириться с тем, что тот недооценивает самодеятельные народные таланты. И смеётся над творчеством самой Стрелки. Девушка, выросшая на уральском мелководье, сочинила песню о великой Волге. Только песня нуждается в музыкальной обработке. Для начала неплохо бы записать её нотами.
И вот с Урала в Москву отправляется сразу две делегации. Водным путём – по реке Чусовой до Камы, потом до Волги, а уже оттуда по свежепостроенному каналу – до Москвы.
Товарищ Бывалов везёт Алёшу с оркестром на пароходе «Севрюга».
А следом за ними парусно-вёсельным ходом идёт «Лесоруб» с народными талантами.
И всё это с песнями-плясками, шутками-прибаутками, трюками и цирковой эксцентрикой.
«Волга-Волга»: первый век кинематографа
Хотя звук в кино пришёл ещё в начале тридцатых, эстетика Великого Немого долго ещё сохраняла актуальность. И в чёрно-белой версии «Волги-Волги» она особенно заметна. В актёрской мимике и пластике, в том, как фиксируется и гипертрофируется каждая эмоция. И операторская камера тоже замирает, чтоб дать зрителю возможность насладиться эффектным выходом.
Технические особенности киносъёмки тоже играют на это: быстрые, порывистые движения, которые сменяют статику диалогов в кадре. Сначала сказали – потом отыграли.
Чтоб насытить кадр динамикой, часто используют массовые сцены.
И красоту пейзажей. Что особенно важно – они настоящие. Никаких технических украшательств – только природа, облагороженная достижениями советского прогресса.
Комедийные приёмы тридцатых годов – это эксцентрика. Тоже наследие немого кино, которое, в свою очередь, заимствовало эту практику из цирка и эстрады. Пошутить на словах недостаточно – надо ещё непременно поставить героев в комичные обстоятельства. Жестикулируют, бегают, падают в воду – шумно и с брызгами, ловят уносимые ветром мгновения.
Недостаток технологии восполняли творческим поиском, смекалкой и личной доблестью. Сами пели, сами танцевали и даже большинство трюков исполняли сами. Актёрская синтетичность была тогда необходимым условием профпригодности.
Подходили к процессу просто: поставлена задача – надо выполнять. Это сейчас творческие люди упираются, ссылаясь на Я художник – я так вижу. А тогда просто брали и делали.
Не только актёры с режиссёрами, но и поэты с композиторами.
Не секрет, что основными авторами фильма можно считать Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача. В соавторстве они создали пространство не только внутреннего текста, но и того, что называется рамочным: в начале и в конце фильма, когда герои напрямую обращаются к зрителю.
Специально написаны куплеты, где героев и актёров называют поимённо:
Вот Бывалов перед вами,
Бюрократ он исполинский
Играет эту роль
Артист Ильинский…
Счетовод Алеша Трубышкин –
Артист Андрей Тутышкин.
Письмоносица Петрова,
Стрелкой все её зовут –
Любовь Орлова
Её играет тут.
На-все-руки-мастерство – качество, совершенно утраченное в последующие годы.
«Волга-Волга»: утраченные реалии
Почти девяносто лет прошло со дня премьеры. А съёмки начались задолго до того. И это уже не столько художественный фильм, сколько исторический документ.
Смена дней в кадре обозначена титрами, что поднимает из воды колесо парохода. И счёт этим дням ведётся в необычной календарной форме: порядковый номер шестидневки.
В тридцатые годы время мерили не неделями, а трудовой шестидневкой. Такая практика повседневности не забылась лишь благодаря кино и литературе.
В фильме наглядно видно слом старой жизни под натиском прогресса. Из уральской глубинки по тихой воде выплывают герои на стрежень на архаичных челнах. Двухтрубная «Севрюга» построена давным-давно (Америка России подарила пароход), чтоб спустить её на воду, потребовался ремонт из подручных средств и палок.
Парусник "Лесоруб" вообще пример древнего речного судоходства.
Но чем ближе к столице – тем очевидней достижения индустриализации. Герои пересаживаются со своих плавучих динозавров на московский теплоход, что назван именем вождя.
В кадр попадают и уникальные достижения тогдашней техники. В эпизоде, где разлетевшиеся ноты песни подбирают проходящие по воде суда разного типа, можно заметить вот такую симпатичную стрекозулю.
Я сообразила, что это гидроплан. Оказалось: гидросамолёт Сикорского С-43. Уже тогда он был редкостью.
А в небе над всем этим пролетает дирижабль! (Обожаю дирижабли. Всегда меня восхищал сам факт – как такой бегемотик осмеливается отрываться от земли?)
Это реальная модель СССР-В8, между прочим – боевая.
Ну, про сияющие гербы и говорить не стоит – их нельзя не заметить.
«Волга-Волга»: взгляд из современности
Интересно мне, конечно, было мнение дочери.
Она отметила нарочитую театральность. Сказала: если бы всё это видеть на сцене – когда поют вживую, танцуют – это бы произвело более сильное впечатление.
Поначалу увлекает – много действия, динамики. Но постепенно понимаешь, что сюжета как такового нет – только условные переходы от одного номера к другому. И многие номера не имеют отношения к сюжету. Как, например, знаменитая песня Водовоза:
Потому что без воды
И не туды, и не сюды!
Возникают вопросы к кино-реальности: откуда в далёком городке полноценный симфонический оркестр – все эти тубы, да ещё люди, которые на них играть умеют? Да ещё и в таком количестве? Как самодеятельный коллектив, собравшийся впопыхах, в Москве выступает при полном параде, в концертных костюмах?
И главные герои. Ну какая Любовь Орлова деревенская почтальонша? По ним с Алексеем Тутышкиным сразу видно: это столичные жители не в первом поколении. Вполне упитанные и хорошо воспитанные.
А вот остальные актёры показались вполне убедительными. Особенно Игорь Ильинский.
Но зато понравились дочери и кадры речного московского вокзала, и эпизод с мальчиком-вундеркиндом и то, что главные герои, попав на торжественное мероприятие, не включаются в наградной пафос, а продолжают выяснять отношения под столом.
Бравурность фильма кажется излишней. Фильм воспринимается как свидетельство далёкого прошлого – и хотелось бы больше исторической достоверности.
«Волга-Волга»: остаётся память
При пересмотре фильма я обнаружила, что некоторые фразы я знаю и использую. При этом совершенно забыв, откуда они взялись:
Просто хочется рвать и метать!
Чтобы так петь, 20 лет учиться надо!
Ну а про мелодии и говорить нечего – они никуда не девались.
Сейчас, глядя в эти жизнерадостные лица, не можешь не думать о том, что даже у звёзд кинематографа жизнь не была безоблачной. Съёмочная группа редела в процессе, приходилось вымарывать из титров имена. Разница между плакатной картинкой и реальной жизнью была оглушительной.
Может быть, именно поэтому все они так убедительны в кадре. Так охотно сверкают улыбками, с такой надеждой смотрят в будущее.
Будущее не было безоблачным, скорее наоборот. Но всё же теплоходы доплыли до самых дальних рек. И самолёты долетели.
Новый мир построили. Правда, и он тоже нас не совсем устраивает.
Но, может, если
Грянем сильнее,
Подтянем дружнее –
Всё и наладится.
«Волга-Волга»: всех разбудим-будим-будим, всё добудем-будем-будем!
Ещё больше памятных фильмов - в рубрике "Советское кино по выходным"