Найти тему
ЯМадама

Советское кино о пионерском лете. История, которую постарались предать забвению

Оглавление

Этот фильм был снят в 1958 году. И часто появлялся на больших экранах. На сеансы водили школьников. Кино показывали по телевизору. А потом, в конце восьмидесятых, кто-то принял решение, что этот фильм больше никому не понадобится. Ленту едва не уничтожили. Но, к счастью, она сохранилась, хоть и сильно пострадала. Фильм удалось восстановить. Теперь, вспоминая постперестроечное время, всё равно удивляешься: как так вышло, что из памяти целых поколений стёрлось всё, что когда-то любили? Ведь это кино сняли по повести, строчки из которой были известны каждому советскому ребёнку. Но теперь название фильма мало кому о чём-то говорит. По нынешним временам оно кажется суровым. А в период создания это была обыденная повседневность. Героическая романтика 1930-х годов.

Здравствуйте!

Кино снято по одноимённой повести Аркадия Гайдара. Даже сейчас, когда имя этого писателя начинают упоминать всё чаще, когда оценили стиль и искренность «Тимура» и «Голубой чашки», повесть «Вoeнная тайна» остаётся в тени. А ведь когда-то все знали строчки из этой повести. Вернее, из одной – сказочной – главы.

В те давние-давние годы, когда отгремела по всей стране вoйнa, жил Мальчиш по прозванию Кибальчиш
Мальчиш-Кибальчиш
Мальчиш-Кибальчиш

Эту сказку рассказал маленький мальчик Алька пионервожатой Натке, заговаривая тоску по отцу.

Алька (Серёжа Остапенко)
Алька (Серёжа Остапенко)

А Натка пересказала сказку пионерам, чтоб отвлечь их от тревожных мыслей о грозной непогоде и близкой аварии.

Натка (Нина Антонова)
Натка (Нина Антонова)

Действие этой истории происходит в прекрасном пионерском лагере у моря. Только жизнь вокруг совсем не безоблачная. Наполнена тревогой и подозрительностью тридцатых годов.

-5

Сложно нам представить настроение времени. Необъяснимыми кажутся поступки людей. А Гайдар рисует атмосферу эпохи, юных и отважных, что мечтали о героических подвигах, стремились покорять моря, горы и небо.

Владик (Валерик Овчинников) и Толька (Вова Смирнов)
Владик (Валерик Овчинников) и Толька (Вова Смирнов)

А героиню повести Натку посылают на пионерскую работу. И здесь тоже иногда приходится подменять товарищей. Следить за беспокойными пионерами, юными искателями приключений.

-7

Когда Натка впервые прибывает во вверенный ей отряд, то видит, что жизнь детей в лагере – сплошное веселье. Качели, карусели, смех и беготня.

-8

Но это только потому, что ребята остались без надзора. Задача вожатого: собрать всю эту вольницу, пересчитать, упорядочить и направить в соответствии с планом мероприятий.

-9

Пионерский лагерь тридцатых годов совсем не похож на современные. Почему все ребята одеты в одинаковую форму? Мы сейчас об этом не задумываемся. Положено – и всё. Такие правила.

-10

А тогда на берег Чёрного моря привозили детей со всей страны. И некоторых – из семей по-настоящему бедных.

-11

Есть в фильме один забавный эпизод, когда в лагерь приходит босой мальчуган с узелком – Баранкин из села Баранкино. Он не стал дожидаться автобуса на железнодорожной станции – не знал, что так можно. Пошёл пешком несколько десятков километров. А что? Привычный.

Вот такие ребята приезжали: босые, в ветхой одежде. Не видевшие кроватей и белоснежного постельного белья. Задача пионерского начальства: всех отмыть, откормить и обеспечить медицинской профилактикой от опасных хворей.

-12

А вокруг – сказочный Крым. Морской прибой, гордые вершины, старинные развалины.

-13

Но это особая сказка – советская. Строится новый мир, в котором самые уважаемые люди – инженеры и военные. Красные командиры. И они легко меняют цивильный пиджак на гимнастёрку.

Алька и инженер Ганин (Анатолий Федоринов)
Алька и инженер Ганин (Анатолий Федоринов)

Потому что не теряют бдительности

Это сторожевой корабль.
Почему сторожевой? Может, обыкновенный

Здесь всё сторожевое. И все настороже.

-15

И эта настороженность была не напрасной, не чрезмерной. Именно так виделось Гайдару. Именно так показано в фильме.

-16

Это совсем невесёлая история. Кто читал или смотрел, тот знает. И с годами ничего не изменилось – по-прежнему замирает сердце и очень хочется, чтобы опасность пролетела мимо.

-17

Сейчас, конечно, многое видится иначе. Этот жанр – героический – почти утрачен.

-18

А героические истории отличаются от тpaгичecких. В них нет безнадёжности

-19

Плывут корабли – привет Мальчишу!

Летят самолёты – привет Мальчишу!

А пройдут пионеры – салют Мальчишу!

Советское кино по выходным | ЯМадама | Дзен
Детское кино 60-х | ЯМадама | Дзен