Нам только кажется, что мы всё знаем о пионерских лагерях. Но в благополучные застойные годы система лагерей отдыха ориентировалась на оздоровление и развлечение детей. А ведь изначально лагеря были идеологически направленными, пионерскими. Когда большая страна свыкалась с новым бытом, пионерские лагеря выполняли важную задачу: воспитывали людей будущего. И вполне с этой задачей справлялись. Именно такой сюжет развивается в старом кинофильме, который снимался в середине тридцатых годов в «Артеке». Называется этот фильм «Счастливая смена».
Здравствуйте!
В фильмах про пионерские лагеря в качестве сюжетной основы часто используют путаницу: когда одного воспитанника приняли за другого. Это закономерно: ведь лагерь – место, где можно проявить себя с новой стороны, сломать образ, к которому привыкли учителя и одноклассники. Лето – это маленькая жизнь, которая может обернуться весёлым приключением.
Самый известный фильм о перепутанных пионерах, конечно, «Каникулы Петрова и Васечкина». Но там обман пошёл всем героям на пользу.
Меньше известно другое кино, где тоже приличного мальчика приняли за хулигана. Но ему это скорее доставило беспокойство. Кино интересно тем, что главную роль сыграл Владислав Галкин, тогда ещё совсем юный.
Есть ещё фильм, где бойкий предприимчивый пионер присвоил себе чужие заслуги, оттеснив застенчивого скромного героя.
А в фильме «Счастливая смена» история практически криминальная. Один нехороший мальчик сознательно выдал себя за другого, присвоив чужие документы и чужую личность. Ради получения выгоды.
Что это за пионер такой, способный на неблаговидные поступки? – спросите вы. И добавите: Разве ему место в солнечном советском детстве и пионерском лагере?
Как писал великий поэт:
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
А уж тем более в кино показывать. Должно быть так: экранный пионер – всем зрителям пример.
Но дело в том, что фильм, про который я хочу сегодня рассказать, снят очень давно. Это самое старое кино в моих подборках «Советское кино по выходным» и «Пионерское лето».
Этот фильм называется «Счастливая смена». Он вышел на экраны 2 мая 1936 года.
Прошу прощения за качество фотографий. Это скриншоты из фильма, который чудом сберегли и восстановили по отдельным сохранившимся фрагментам.
Здесь каждый кадр – история.
История, детали которой постепенно стёрлись за восемьдесят восемь лет. А киноплёнка их бережно сохранила.
Мы и сейчас знаем, кто такие беспризорники. Но тогда, в тридцатых годах, было и другое понятие: безнадзорники. Дети, у которых есть дом, и есть родители, но они живут жизнью беспризорников – на грани нарушения закона. Главный герой фильма «Счастливая смена» именно такой – безнадзорник Колька.
И спасти такого ребёнка от улицы может пионерская организация.
Пионеры тридцатых годов не все завязывают галстуки – некоторые скрепляют специальными зажимами.
А поездные составы водят паровозы, бодро пускающие дым в мирное небо.
Кинематограф совсем недавно перестал быть Великим Немым – первый советский звуковой фильм вышел всего за пять лет до этого. И на экране отчётливо заметно влияние прежней эстетики – долгие молчаливые планы на фоне музыки, продолжительные титры. Совсем мало диалогов, а выразительность и эмоциональность добирается операторским мастерством и актёрской игрой.
В главных ролях Володя Ходосовцев и Володя Кругликов - совсем юные актёры, для которых их роли остались единственными.
И, конечно, большая нагрузка ложится на композиторов.
Музыку к фильму написали Николай Иванов-Радкевич и Нина Макарова (супруга Арама Хачатуряна).
«Счастливая смена»: о чём фильм
Через всю страну идёт поезд в «Артек».
На станциях вожатые встречают пионеров, сверяют списки и размещают ребят в вагонах. Время стоянки ограничено – надо успеть всех принять.
Петя Караваев, счастливый обладатель путёвки, спешит к вагонам, боясь опоздать.
Второпях мальчик выронил пакет с документами. Это приметил безнадзорник Колька. И решил подшутить над пиванером – схватил артековскую путёвку.
Милиционер заметил нарушителя, засвистел и помчался наводить порядок. Колька пустился наутёк – и заскочил на ходу в тот самый артековский поезд. Где бдительный вожатый немедленно принял его за опоздавшего пионера Петю Караваева.
Путёвку в Артек Петя получил не за красивые глаза. И даже не за отличную учёбу. А за героический поступок: он спас от крушения поезд. И теперь безнадзорник Колька должен соответствовать высокому званию героя-пионера.
А это значит – рано вставать, делать зарядку, умываться и чистить зубы.
Решать конфликты мирным путём и не жульничать в состязаниях.
Не обирать колхозные сады.
Простодушные пионеры безоговорочно поверили подмене. А вот мудрые вожатые засомневались. И быстро раскрыли обман. Но не спешили обнародовать истину. Потому что главная задача пионерии – перевоспитывать самых трудных и перековывать самых отсталых.
В течение фильма сама артековская жизнь, дружный сознательный коллектив перевоспитают безнадзорника. И сделают из него настоящего пионера.
А Петя Караваев тоже не останется без отдыха. Хоть и с опозданием, но приедет в «Артек». Потому что в Советской стране всё по справедливости.
«Счастливая смена», фильм 1936 года
Главный герой этого фильма – пионерский лагерь «Артек».
Большую часть экранной картинки составили документальные кадры, на которых запечатлена подлинная артековская жизнь.
Конечно, парадная, образцово-показательная. Но тем не менее, та самая, середины тридцатых годов двадцатого века.
Тогда ещё никто не знал слов реалити-шоу и камео. Слов не было, а явления эти были. Потому что в художественном фильме показали настоящий «Артек» – сбывшуюся сказку соцреализма.
А в роли артековцев на экране появились настоящие пионеры, отдыхающие в лагере.
Заслуженные, как скрипач-виртуоз Борис Гольдштейн (тогда ещё – Буся) и обычные советские ребята.
А ещё в кадр попал знаменитый лётчик Каманин, Герой Советского Союза и гость пионерского костра. И все ребята узнают в лицо спасителя челюскинцев.
«Счастливая смена»: «Артек» как символ счастливого будущего
В знаменитый пионерский лагерь попадали только самые лучшие, самые достойные. За каждым – громкий поступок. Про каждого есть статья в газете.
Но сила этого места больше всего нужна тем, кто видел в своей жизни мало добра. Большие светлые помещения с чистым бельём, внимательный медицинский осмотр, условия для соблюдения гигиены, отличное питание – слишком многие советские дети росли совсем в других условиях. И «Артек» воплощал для них обещанное социалистическое будущее.
Море, солнце – сама природа благословенного края лечит душу.
В таком прекрасном окружении и человек становится лучше.
Где гор великаны, где бродят туманы
И моря шумливый набег,
Под старой горою, что стала стеною,
Раскинулся лагерь «Артек».
В зелёных аллеях, красиво белея,
Палатки на отдых зовут,
Кто галстуком красным с борьбою опасной
Сплетает свой жизненный путь.
Ребята, которые снимались в фильме «Счастливая смена», к началу сороковых повзрослели достаточно для того, чтобы уйти сражаться за Родину. И многие из них остались там.
А старая плёнка сохранила их счастливыми и полными надежд.