Найти в Дзене

"Гордость и предубеждение"-1995: секреты корсета

Вообще-то главный "секрет корсета" в этом фильме я уже выдала (ссылка на статью об этом — в конце): именно корсет — исторически достоверный и правильно подчеркивающий фигуру — определяет, кто из барышень будет считаться привлекательной в глазах мужчин — и зрителей. Джейн, Элизабет и Лидия. В прошлый раз я сравнивала этих девушек с их сёстрами и подругами. Но стоит глянуть и на других дам — на общий "контекст"; на фон, на котором блистают три красавицы Беннет. Вот бал в Меритоне: Удачный корсет только у Лидии. Ещё разве что у миссис Хëрст. А остальные меритонские дамы — вообще без корсетов (про отличие Китти от других говорили в прошлый раз). Вот, кстати, и разрушение мифа о том, что в ампирные времена не носили корсетов. Носили! Иначе — унылое зрелище, как на балу в Меритоне! На другом балу, в Незерфилде, корсетов намного больше, общий вид дам — элегантнее. Корсеты — ещё один "водораздел" между шикарным балом в Незерфилде и простецким в Меритоне (кроме этого — характер движений в т

Наш герой
Наш герой

Вообще-то главный "секрет корсета" в этом фильме я уже выдала (ссылка на статью об этом — в конце): именно корсет — исторически достоверный и правильно подчеркивающий фигуру — определяет, кто из барышень будет считаться привлекательной в глазах мужчин — и зрителей. Джейн, Элизабет и Лидия.

У Джейн и Элизабет платье и то, что надето под ним, подчёркивают фигуру, а у Мэри и Шарлотты — вычëркивают. Кстати, это платье Джейн "засветилось" в двух экранизациях "Эммы" по Джейн Остин.
У Джейн и Элизабет платье и то, что надето под ним, подчёркивают фигуру, а у Мэри и Шарлотты — вычëркивают. Кстати, это платье Джейн "засветилось" в двух экранизациях "Эммы" по Джейн Остин.

В прошлый раз я сравнивала этих девушек с их сёстрами и подругами. Но стоит глянуть и на других дам — на общий "контекст"; на фон, на котором блистают три красавицы Беннет.

Вот бал в Меритоне:

Заметили, что Лидия непочтительно заглядывает в декольте мисс Бингли и весьма иронично относится к увиденному?
Заметили, что Лидия непочтительно заглядывает в декольте мисс Бингли и весьма иронично относится к увиденному?

Удачный корсет только у Лидии. Ещё разве что у миссис Хëрст. А остальные меритонские дамы — вообще без корсетов (про отличие Китти от других говорили в прошлый раз).

Вот, кстати, и разрушение мифа о том, что в ампирные времена не носили корсетов. Носили! Иначе — унылое зрелище, как на балу в Меритоне!

-4

На другом балу, в Незерфилде, корсетов намного больше, общий вид дам — элегантнее. Корсеты — ещё один "водораздел" между шикарным балом в Незерфилде и простецким в Меритоне (кроме этого — характер движений в танцах, количество и качество музыкантов, еда, украшения и даже цвет стен в зале).

Экранизация "Гордости и предубеждения"-1995 прекрасна тем, что она кажется исторически абсолютно точной. Но секрет в том, что достоверность лишь частичная. И все расхождения почти незаметны и идеально работают на раскрытие героев и обстановки.

А ещё веселит меня вот эта сценка:

Весьма вероятно, что для этого эпизодика специально шили огромный корсет.
Весьма вероятно, что для этого эпизодика специально шили огромный корсет.

Дамочки справа и слева воплощают две "костюмные тенденции" этого фильма. На одной из дам нет корсета, на другой — идеально правильный корсет. Но при таких габаритах эта "правильность" несёт совсем комический эффект.

Да ещё у декольте меандровая "рама"))) Кадр вовсе не обрезан, а взят из фильма целиком))
Да ещё у декольте меандровая "рама"))) Кадр вовсе не обрезан, а взят из фильма целиком))

И уж больно этот момент мне напоминает карикатуру Херлуфа Бидструпа. Не удивлюсь, если постановщики действительно её имели ввиду. Потому что она — в общем о том же.

-7

А потом, глядя на миссис Беннет в сравнении с нелепыми дамочками по бокам, вдруг понимаешь: миссис Беннет, конечно, сама смешна и нелепа. Но, что касается именно внешности, она нелепа только в деталях.

У неё то дурацкие бантики, то на щеках слишком яркие румяна, как на балу в Незерфилде, то на голове огромный берет с горизонтально торчащим пером...

-8

Большие шляпы никак не гармонируют с узкими "вертикальными" ампирными платьями. В реальности такие появятся только в 1820-1830-е годы, чтобы уравновесить широкие юбки и рукава-окорока.

-9

-10

Какое счастье, что я не жила во времена такой моды...
Какое счастье, что я не жила во времена такой моды...
Маятник моды качнулся в другую сторону — вертикаль ампира превратилась в горизонталь бидермейера.
Маятник моды качнулся в другую сторону — вертикаль ампира превратилась в горизонталь бидермейера.

Миссис Беннет нелепа в деталях, а в целом её образ вовсе не нелеп. Силуэт её платья, в отличие от платьев соседок, гармоничен. Ампирная мода не слишком благожелательна к матронам — но платья миссис Беннет благородно и скромно обрисовают её фигуру. Покрой и цвета уместны для леди её возраста и комплекции.

Коллаж из свободного доступа.
Коллаж из свободного доступа.

И здесь словно намёк на известную "мудрость": хочешь знать, как твоя жена будет выглядеть через двадцать лет? Посмотри на её мать!

И миссис Беннет внушает надежду: её дочери — умные дочери — тоже будут взрослеть и стареть благородно. Нелепыми они не станут.

Первая часть:

Про то самое платье Джейн: