Найти в Дзене

История искусства: Этрусское искусство. Первое искусство Италии

Добрый день, уважаемые читатели! Этрусская цивилизация появляется в Италии в VIII в. до н. э. Исторические исследования позволяют установить ее апогей в VII и VI вв. до н. э., период, когда Рим находился под властью этрусских королей, о чем свидетельствуют, например, черепки черной этрусской керамики, найденные в Форуме. Понимание этрусской цивилизации зависит не только от дошедших до нас археологических и художественных документов, но также и от оценок, которые делали греки и римляне. Этим вопросом задавались уже тогда греческие и римские авторы. Туземцы ли они, потомки вилланованов или переселенцы из отдаленных местностей Малой Азии? Что касается их языка, буквы которого происходят из легко читаемого греческого алфавита, то он не похож ни на какой другой и долго оставался для всех загадкой, тем более что большая часть дошедших до нас надписей - это эпитафии, а они, с лингвистической точки зрения, слабо подвержены изменениям. Греческие и римские историки принимают по отношению к этрус
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Этрусская цивилизация появляется в Италии в VIII в. до н. э. Исторические исследования позволяют установить ее апогей в VII и VI вв. до н. э., период, когда Рим находился под властью этрусских королей, о чем свидетельствуют, например, черепки черной этрусской керамики, найденные в Форуме. Понимание этрусской цивилизации зависит не только от дошедших до нас археологических и художественных документов, но также и от оценок, которые делали греки и римляне.

Фрагмент фрески из гробницы Триклиния, около 470 г. до н. э.
Фрагмент фрески из гробницы Триклиния, около 470 г. до н. э.

Кто такие этруски и откуда они пришли?

Этим вопросом задавались уже тогда греческие и римские авторы. Туземцы ли они, потомки вилланованов или переселенцы из отдаленных местностей Малой Азии? Что касается их языка, буквы которого происходят из легко читаемого греческого алфавита, то он не похож ни на какой другой и долго оставался для всех загадкой, тем более что большая часть дошедших до нас надписей - это эпитафии, а они, с лингвистической точки зрения, слабо подвержены изменениям.

Крылатые кони из терракоты, II век до н.э.
Крылатые кони из терракоты, II век до н.э.

Греческие и римские историки принимают по отношению к этрускам двоякую позицию. С точки зрения греков, этруски - это моряки-торговцы, конкуренты на Средиземноморье. Тем не менее они с ними торгуют, об этом свидетельствуют многочисленные аттические вазы, найденные в этрусских некрополях. Римляне отрицают тот факт, что Рим был этрусским, при этом признают, что три этрусских короля передали им регалии власти, отдельные аспекты их религии (как гаруспистика, позволявшая толковать божественную волю, гадая на внутренностях жертвенных животных), а также их искусство. Поражение и романизацию этрусков они объясняют их «декадансом», признаки которого они усматривают во внешней инертности и в роскоши их одежды.

Этрусская лошадь, VI век до н. э.
Этрусская лошадь, VI век до н. э.

Этрусское искусство самобытно или испытывало влияние?

Этрусское искусство развивалось в соотношении с греческим искусством. Поскольку в VII в. до н. э. греческий мир находился под восточным влиянием, существовало стремление внести восточное влияние и в этрусское искусство с греческими корнями. К стилизации фигур людей и животных, к распределению декора по регистрам у этрусков прибавляются прямые заимствования у восточных цивилизаций.

Фрагмент фрески из гробницы Триклиния, около 470 г. до н. э.
Фрагмент фрески из гробницы Триклиния, около 470 г. до н. э.

Признаки влияния древнего искусства в этрусских городах по времени совпадают с появлением в Италии ионического населения, вытесненного из Малой Азии персами. Это влияние наблюдается в скульптурах из терракоты, в оформлении фресками частных жилищ или усыпальниц.

Саркофаг молодого человека, Тускания
Саркофаг молодого человека, Тускания

Приспосабливаясь к специфическим требованиям общества и религии, искусство становится самобытным. Таким образом, этрусская цивилизация строится на группе городов, конкурирующих между собой; отражение быстро растущей урбанизации этих центров находят в развитии крупных некрополей.

Известные произведения

САРКОФАГ СУПРУГОВ

Около 520 г. до н. э.

Из некрополя Бандитаччиа

Саркофаг супругов, около 520 г. до н. э.
Саркофаг супругов, около 520 г. до н. э.

Эта пара, лежащая на кровати, принимает позицию участников пиршества на своем ложе: ноги вытянуты, туловище прямое, в стиле греческого симпозиума, но оба партнера здесь равны, в отличие от греческой модели, здесь мужчина обнимает женщину. В соответствии с египетскими условиями, принятыми древнегреческим искусством, цвет кожи у женщины белый, а у мужчины - красно-коричневой охры. Ионическое влияние просматривается в этих лицах, в едва заметной улыбке, в прическах с длинными косичками. Во всяком случае, прическа женщины, как и ее обувь с загнутыми носами, характерны для этрусской одежды.

БРОНЗОВЫЙ ТРОН

VII в. до н. э.

Бронзовый трон, VII в. до н. э.
Бронзовый трон, VII в. до н. э.

Этруски развили и довели до совершенства технику ламинированной бронзы и литья. Множество деревянных и бронзовых тронов, датируемых VII в. до н. э., было найдено в некрополях. Трон с расширяющейся цилиндрической спинкой свидетельствует о восточном влиянии. Спинка здесь представляет ряд регистров, на которых повторяются схематические элементы: сильно стилизованные колеса, животные и фигуры людей.

ФРЕСКИ НЕКРОПОЛЯ ЧЕРВЕТЕРИ

3-я четверть VI в. до н. э.

Фрески некрополя Черветери, 3-я четверть VI в. до н. э.
Фрески некрополя Черветери, 3-я четверть VI в. до н. э.

Шесть декоративных плит, повторно используемых в некрополе Черветери, хранятся в Лувре. Они свидетельствуют, насколько искусство этрусской фрески обязано греческому стилю Ионии. Силуэты, обведенные черным контуром, выделяются на белом фоне.

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

dzen.ru

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: