Будущее образования — это не только внедрение ИИ и виртуальной реальности, но прежде всего переосмысление фундаментальных принципов того, как мы учимся и для чего готовим следующие поколения. Пока эксперты спорят о трендах цифровизации и персонализации, более глубокие вопросы остаются в тени: кто определяет, каким должно быть «желанное будущее»? Как избежать технологического детерминизма? Соня Смыслова, со-основательница School of Education, рекомендует 5 книг о самом важном человеческом навыке — обучении. Джен Росс — Digital Futures for Learning: Speculative Methods and Pedagogies Джен Росс — учёный из Центра исследований цифрового образования Эдинбургского университета. Она специализируется на критическом анализе образовательных технологий и методологии футурологических исследований в сфере обучения. Ключевые темы книги: Критика «неизбежных» образовательных будущих. Росс анализирует, как определенные представления об образовательных технологиях (автоматизация, открытость, цифровая вовлеченность, наблюдение) укореняются в политике и практике, лишая нас способности видеть альтернативы. Спекулятивные объекты для размышления. Четыре подробных кейса демонстрируют методы на практике: автоматизированный Twitter-бот, участвующий в массовом онлайн-курсе; спекулятивный дизайн курса с открытыми образовательными ресурсами; альтернативные подходы к оценке вовлеченности посетителей музеев; инструменты для исследования будущего наблюдения в высшем образовании. Баланс между игривостью и ответственностью. Автор подчеркивает важность работы в пространстве «not-yetness» («еще-не-состоявшегося») — между ожиданием и неопределенностью, где спекулятивные методы могут быть одновременно творческими и этически обоснованными. Книга предлагает конкретные инструменты для образования: объекты, созданные исследователями, дизайн-активности для участников, спекулятивный анализ, сторителлинг в исследованиях, альтернативные подходы к проектированию курсов и оценке знаний. Росс показывает, как новые методы могут творчески работать со связями между прошлым, настоящим и будущим, быть изобретательными и создавать реальности, важные для политики, практики и инвестиций в цифровое образование. Сегодняшние дебаты о технологических трансформациях социальных, культурных и образовательных пространств нуждаются в более критическом понимании того, как создаются и используются видения будущего обучения и как они начинают восприниматься как желательные, неизбежные или невозможные… Спекулятивные подходы направлены не на то, чтобы предсказать или сформировать будущее, а на возможности — игривые, творческие и даже беспорядочные, — которые служат для того, чтобы поколебать видимую определенность того, куда мы движемся. Работа пригодится всем, кто хочет выйти за рамки технологического детерминизма в образовании и стремится развивать критическое мышление в отношении цифровых трансформаций. Кери Фейсер — Learning Futures: Education, Technology and Social Change Кери Фейсер — профессор и исследователь образовательных инноваций, бывший директор по исследованиям в британской организации Futurelab. Более десяти лет она изучает пересечения образования, технологий и социальных изменений. Ключевые темы книги: Вызовы ближайших десятилетий. Автор анализирует системные изменения, которые потребуют от образования новых ответов: новые формы взаимодействия человека и технологий, демографические сдвиги и старение населения, развитие новых моделей знания и демократии, климатические изменения, а также потенциальный рост экономического и социального неравенства. От «устойчивых к будущему» к «строящим будущее» школам. Фейсер критикует концепцию future-proof schools, ориентированную на адаптацию к неопределенности, и предлагает идею future-building schools — учебных заведений, которые активно участвуют в создании желаемого будущего. Образование как общественный проект. Школы должны стать «префигуративными пространствами» — местами, где уже сегодня можно моделировать то, как люди хотели бы жить завтра. Это включает обучение созданию коллективного знания, развитию демократических навыков и укреплению солидарности. Переосмысление отношений. Книга исследует, как технологические и социальные изменения влияют на отношения между взрослыми и детьми, на вопросы социальной справедливости, дизайн учебных программ и связи школ с сообществом. Фейсер описывает модель школы будущего 2035 года, показывая, как могут выглядеть образовательные учреждения, которые берут на себя ответственность за построение лучшего будущего. Такие школы функционируют как исследовательские лаборатории, общественные пространства и платформы для диалога о будущем. «Просто подготовка студентов к неопределенному будущему путем развития их гибкости и адаптивности — неадекватный ответ на социальные изменения, которые мы переживаем. Нам нужно видение лучшего альтернативного будущего. Школы, как универсальные общественные службы, могут быть "префигуративными пространствами", где люди моделируют сегодня то, как они хотели бы жить завтра... Школа, строящая будущее, воспринимает всерьез свою ответственность за подготовку учеников к будущему, внося вклад в дебаты о том, какие сценарии развиваются и какие мы хотели бы видеть, позволяя людям переосмыслить свои представления о возможном» Книга особенно ценна для тех, кто ищет альтернативы рыночной логике в образовании и рассматривает школы как агентов позитивных социальных изменений, а не просто инструмент адаптации к внешним требованиям. Элвин Тоффлер — Learning for Tomorrow: The Role of the Future in Education Элвин Тоффлер — один из самых влиятельных футурологов XX века, автор знаменитых книг «Шок будущего» и «Третья волна». До того как стать футурологом, он работал на заводе, а затем журналистом, что придавало его прогнозам практическую глубину. Ключевые идеи 1974 года, предвосхитившие наше время: Переход от прошлое-ориентированного к будущее-ориентированному образованию. Традиционная школа, считали авторы, слишком фокусировалась на передаче знаний прошлого, не готовя к жизни в быстро меняющемся мире. Необходимость обучения навыкам адаптации. Тоффлер предсказывал, что главной проблемой станет «шок будущего» — неспособность людей справляться с ускоряющимися изменениями. Индивидуализация и технологизация обучения. В 1974 году авторы уже предвидели персонализированные образовательные программы, использование телефонов, телевидения и компьютеров в обучении. Интеграция школы с реальным миром. Предлагалось размещать офисы компаний в школах, чередовать работу учителей в школе и бизнесе — идеи, которые сегодня реализуются в STEM-программах и корпоративных партнёрствах. Одновременно многие проблемы, которые авторы считали решаемыми с помощью технологий, остаются актуальными: социальное неравенство в образовании, подготовка к неопределённому будущему, баланс между стандартизацией и индивидуализацией. «Всё образование основывается на образах будущего. Если образы неточны, если они не соответствуют возникающей реальности, то всё образовательное предприятие обречено на провал... Мы должны искать совершенно новые способы закрепить себя, поскольку все старые корни — религия, нация, сообщество, семья или профессия — теперь сотрясаются под ударом ускоряющихся изменений. Нам нужно создать новую теорию образования, которая учитывает будущее как активное измерение всего, что мы изучаем» Рекомендуется к прочтению для понимания того, как представления о будущем образования формировались 50 лет назад. Книга помогает критически взглянуть на современные образовательные тренды через призму исторической перспективы. ЮНЕСКО — «Переосмыслим наше будущее: новый общественный договор в области образования» Международная комиссия по перспективам образования под председательством Сахле-Ворк Зевде, президента Федеративной Демократической Республики Эфиопия, была создана ЮНЕСКО в 2019 году. Доклад подготовлен на основе глобального консультативного процесса с участием более миллиона человек. Центральная концепция — новый общественный договор: Образование как общественное благо и общее дело всего человечества, а не только национальный проект. Обучение на протяжении всей жизни как право каждого человека. Коллективная ответственность за создание знаний и инноваций для устойчивого будущего. Положения написаны как ответ на множественные кризисы современности: пандемию COVID-19, климатические изменения, рост социального и цифрового неравенства, эрозию демократии. Авторы подчёркивают, что «человечество и планета Земля находятся под угрозой», и образование должно стать ключом к изменению курса развития цивилизации. «Концепция будущего нашей планеты должна формироваться на местном и демократическом уровне. Только благодаря коллективным и индивидуальным действиям, использующим богатое разнообразие наших народов и культур, мы сможем добиться для себя желаемого будущего... Этот новый общественный договор должен объединить нас на основе коллективной работы и выработать знания и инновации, необходимые для формирования устойчивого и мирного будущего для всех, основанного на социальной, экономической и экологической справедливости. Образование можно рассматривать с точки зрения общественного договора — негласного соглашения между членами общества о сотрудничестве ради общей выгоды» Доклад заинтересует руководителей образовательных учреждений, педагогов и исследователей образования. А ещё он пригодится для анализа глобальных трендов и необходимости системных изменений в ответ на вызовы XXI века. Документ служит основой для национальных диалогов о будущем образования и вдохновляет на создание более справедливых и устойчивых образовательных систем. Барбара Адам и Крис Гроувз — Future Matters: Action, Knowledge, Ethics Барбара Адам — профессор социологии Кардиффского университета, специалист по социальной темпоральности и исследованиям будущего. Крис Гроувз — исследователь философии и социологии, старший преподаватель в Университете Суонси, соредактор журнала Futures. Центральный парадокс современности: в мире, где темп жизни продолжает ускоряться, будущее становится всё более сложной территорией. Фокус социальной жизни сужается до настоящего, но при этом будущее, которое мы создаём ежедневно, отбрасывает всё более длинные тени. Ключевые темы и критические перспективы: Историческая эволюция отношений с будущим — от древних практик предсказания и астрономии до современных научных прогнозов и футурологии. Авторы прослеживают, как менялись способы «знания» будущего. Колонизация будущего — критика того, как современные институты (экономика, наука, политика) превращают открытое и неопределённое будущее в предсказуемый и контролируемый объект, лишая его альтернативности. Этические проблемы ответственности: как практики конструирования будущего делают принятие ответственности за долгосрочные последствия практически невозможным. Критика «пустого будущего» — анализ того, как абстрактные концепции прогресса и развития создают представления о будущем, лишённые конкретного содержания и этической глубины. Книга предлагает альтернативу доминирующим подходам к изучению будущего: вместо попыток предсказать или контролировать его авторы призывают к пониманию сложных взаимосвязей между действием, знанием и этикой в темпоральных процессах. Это особенно важно для образования, которое по определению является деятельностью, направленной в будущее. «Будущее — это не просто то, что придёт после настоящего; это активная сила в настоящем, которая формируется нашими действиями и решениями. Современные общества создали парадоксальную ситуацию: мы живём в эпоху, когда наши действия имеют беспрецедентные долгосрочные последствия для планеты и будущих поколений, но наши институциональные практики и способы мышления систематически затрудняют принятие ответственности за эти последствия. Мы нуждаемся в радикальном переосмыслении наших отношений с будущим — не как с объектом контроля или предсказания, но как с областью этической ответственности» Работа полезна для тех, кто хочет переосмыслить доминирующие нарративы о прогрессе, инновациях и развитии. Издание даёт теоретическую основу для понимания того, почему многие современные образовательные реформы терпят неудачу: они основаны на проблематичных представлениях о будущем и ответственности.