Найти в Дзене

Как и зачем застройщикам работать с памятниками архитектуры?

Наш эксперт Павел Якимчук, партнер, руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership Как правило, основные сложности при работе с охранными памятниками происходят не в общественном пространстве, а в кабинетах городских департаментов, и это соблюдение разрешительной документации. Если речь про Москву, то это взаимодействие с Мосгорнаследием, ДКН, ДГИ, ВООПИиК и другие. Конечно, определенные проекты реставрации порой сталкиваются с громким общественным резонансом (Бадаевский пивоваренный завод, комплекс особняков Кнопов в Колпачном переулке и палаты дьяка Украинцева), однако на исход реализации проекта они не оказывают решающего эффекта и реставрация идет своим чередом. Любая реставрация, даже при самом четком просчете, обычно выходит за пределы сметы и оказывается неприбыльным проектом. Почему же застройщики за нее берутся? Это может быть имиджевая история коллаборации с модным брендом или всемирно известным производителем предметов роскоши (еще 3 го
Оглавление

Наш эксперт

Павел Якимчук, партнер, руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership

Памятники архитектуры с охранным статусом – насколько тяжело работать с такими объектами?

Как правило, основные сложности при работе с охранными памятниками происходят не в общественном пространстве, а в кабинетах городских департаментов, и это соблюдение разрешительной документации. Если речь про Москву, то это взаимодействие с Мосгорнаследием, ДКН, ДГИ, ВООПИиК и другие. Конечно, определенные проекты реставрации порой сталкиваются с громким общественным резонансом (Бадаевский пивоваренный завод, комплекс особняков Кнопов в Колпачном переулке и палаты дьяка Украинцева), однако на исход реализации проекта они не оказывают решающего эффекта и реставрация идет своим чередом.

-2

Можно ли застройщику зарабатывать на перезапуске истории или это только имиджевая история?

Любая реставрация, даже при самом четком просчете, обычно выходит за пределы сметы и оказывается неприбыльным проектом. Почему же застройщики за нее берутся? Это может быть имиджевая история коллаборации с модным брендом или всемирно известным производителем предметов роскоши (еще 3 года назад такие проекты были ультрапопулярны в Москве).

Другой причиной, почему застройщики берутся за нее, является уникальная локация. Как правило, такие объекты располагаются в самом центре города, где получить площадку практически невозможно. Обычно застройщики строят там элитные апартаменты, имеющие ценность трофейного актива для их владельцев. Особняком стоит реставрация по городской программе «Рубль за метр», где в итоге застройщики могут разместить, например, офис своей компании по льготной аренде на долгий срок и выиграть в длительной перспективе.

Насколько трепетно застройщики относятся к историческим строениям без охранного статуса?

Судьба объектов, не имеющих охранного статуса, не так однозначна: зачастую их сносят или интегрируют в новое строительство. Однако часто такие объекты – невелики по объему и помогают сохранить особую атмосферу проекта. Это могут быть небольшие здания, ворота, фонтаны или фрагменты исторической кладки. Мы знаем много таких примеров, часть из которых отражена в названиях жилых комплексов.

Наследие как фишка проекта – работает ли это на привлечение внимания конечной аудитории?

Практика показывает: чем выше класс, тем аудитории важна атмосфера места. Поэтому, как правило, объекты исторического наследия сохраняют в проектах премиум и элиткласса, и там это отлично работает как продуктовая фишка.

Во что можно трансформировать памятник архитектуры – офис, кофейня, спортзал, арт-центр? Какой формат лучше всего монетизируется?

Все зависит от статуса объекта, его площади и вида разрешенного использования. Множество бывших фабричных объектов преобразованы в деловые и рекреационные зоны (Депо, Хлебозавод, Центр «Зотов», «Большевик» и пр.), в объектах поменьше могут располагаться локальные офисы компаний, бутик-отели, кафе и рестораны и прочее.

-3

Как вы сейчас охарактеризовали бы трансформацию такого явления как меценатство?

Разумеется, девелоперы – это финансовые институты и реализация проектов реставрации всегда должно быть финансово оправданно: застройщики либо получают возможность продажи тут объектов по рыночной цене, либо земельный участок под застройку, либо какую-то иную возможность.

Департамент управления строительными проектами CMWP оказывает услуги по разработке планировочных решений, управлению проектами по отделке, капитальному строительству, а также проектированию рабочих пространств. Если вы хотите проконсультироваться по какому-либо вопросу, оставьте заявку на сайте: https://u.to/edxVIg