Найти в Дзене
Язар Бай | Пишу Красиво

Глава 4: Первый бой (и первый провал)

Роман «Небесный рыцарь» Март 1943 года. Воронежский фронт. Фронтовой аэродром встретил старшего сержанта Ивана Кожедуба не стройными рядами самолетов на бетонных полосах, а унылой, бескрайней грязью. Весенняя распутица превратила летное поле в топкое болото, в котором по самое брюхо вязли истребители Ла-5. Это была война без плакатного глянца — суровая, пропахшая бензином, порохом и вечным напряжением. Здесь, в 240-м истребительном авиационном полку, его, прибывшего из учебной части в Иваново, встретили без особого восторга. Для ветеранов, уже год горевших в небе войны, он был очередным «желторотиком», необстрелянным пополнением. И его сержантские нашивки на петлицах не добавляли ему веса. Здесь уважали не звания, а сбитые самолеты. А счетчик Кожедуба был девственно чист. — Еще один «сокол» из гнезда выпал, — проворчал его новый механик, старшина Михаил Степанович, или просто дядя Миша. — Ну, здравствуй, сержант. Принимай хозяйство. «Хозяйством» был Ла-5 — мощный, приземистый истреби

Роман «Небесный рыцарь»

Март 1943 года. Воронежский фронт.

Фронтовой аэродром встретил старшего сержанта Ивана Кожедуба не стройными рядами самолетов на бетонных полосах, а унылой, бескрайней грязью.

Весенняя распутица превратила летное поле в топкое болото, в котором по самое брюхо вязли истребители Ла-5. Это была война без плакатного глянца — суровая, пропахшая бензином, порохом и вечным напряжением.

Здесь, в 240-м истребительном авиационном полку, его, прибывшего из учебной части в Иваново, встретили без особого восторга. Для ветеранов, уже год горевших в небе войны, он был очередным «желторотиком», необстрелянным пополнением.

И его сержантские нашивки на петлицах не добавляли ему веса. Здесь уважали не звания, а сбитые самолеты. А счетчик Кожедуба был девственно чист.

Старший лейтенант Иван Кожедуб у своего разбитого истребителя Ла-5 после первого неудачного боя, Воронежский фронт, весна 1943 года ©Язар Бай.
Старший лейтенант Иван Кожедуб у своего разбитого истребителя Ла-5 после первого неудачного боя, Воронежский фронт, весна 1943 года ©Язар Бай.

— Еще один «сокол» из гнезда выпал, — проворчал его новый механик, старшина Михаил Степанович, или просто дядя Миша. — Ну, здравствуй, сержант. Принимай хозяйство.

«Хозяйством» был Ла-5 — мощный, приземистый истребитель, пахнущий свежей краской. Иван провел рукой по его крылу, чувствуя легкую дрожь металла. Это был не учебный «Ишачок». Это был настоящий боец. С двумя синхронными 20-миллиметровыми пушками ШВАК над мотором, способными разорвать врага в клочья.
— Ты с ним поласковее, сержант, — продолжал дядя Миша. — «Лавочкин» — машина честная, но строгая. Силу любит, но и голову. Будешь жалеть — спасет. Будешь дурить — похоронит.

Дни ожидания первого вылета тянулись мучительно. Иван изучал свой сектор по картам, до дыр зачитывал донесения разведки, вслушивался в разговоры ветеранов в прокуренной землянке.

Он узнавал о повадках немецких асов, о том, как «Мессершмитт» Bf 109 любит навязывать бой на вертикалях, а «Фокке-Вульф» Fw 190 страшен в лобовой атаке. Он впитывал все, готовясь к главному экзамену.

Где-то в том же секторе неба.

Гауптман Дитер Фогель, ас Люфтваффе, вел свою эскадрилью на «свободную охоту». Его «Мессершмитт» Bf 109G, украшенный десятками отметок о победах, шел легко и уверенно.

Внизу, в весенней дымке, лежала русская земля. Фогель презирал грязь на земле, но любил чистоту неба. Небо было его стихией.

— «Ахтунг! Внимание всем! Вижу группу русских истребителей. Идут ниже нас. Похоже, новички, строй держат слишком плотно», — раздался в наушниках голос его ведомого.

Фогель усмехнулся. Новички. Легкая добыча. Он качнул крыльями, отдавая приказ. Охота начиналась.

***

26 марта 1943 года.

Сирена взвыла на рассвете.
Воздух! По машинам!

Сердце Ивана гулко ухнуло. Вот он. Первый боевой вылет.
— Сержант Кожедуб! Идешь в составе второй эскадрильи, ведомым у лейтенанта Евсюкова. Задача — прикрытие наземных войск в районе Белгорода.

Взлет с раскисшего поля был испытанием. Мотор ревел, комья грязи летели из-под колес. Но вот его Ла-5 оторвался от земли и устремился ввысь. Он пристроился к хвосту ведущего, стараясь не отставать.

Они увидели их на высоте три тысячи метров. Шестерка «Мессершмиттов» висела выше, выжидая. А ниже шла группа «Юнкерсов».
— Атакуем «юнкерсы»! — скомандовал командир эскадрильи.

И мир взорвался. Десятки самолетов смешались в бешеной карусели. Иван пытался держаться за своим ведущим, но тот, увлекшись атакой, резко ушел вниз. Кожедуб на мгновение замешкался, потерял его из виду. И остался один. На секунду. Этой секунды хватило.

***

Дитер Фогель увидел его сразу. Одинокий Ла-5, отбившийся от строя. Классическая ошибка новичка. Он не стал атаковать в лоб. Он, как истинный охотник, зашел со стороны слепящего утреннего солнца и зашел в хвост, в мертвую зону.

Русский пилот летел прямо, не видя его. Фогель спокойно подвел свой «мессер» на дистанцию в сто метров. Взял в перекрестие прицела громоздкий, угловатый силуэт «Лавочкина». И нажал на гашетки.

Короткая, точная очередь из пушек и пулеметов.

Он видел, как его снаряды вспарывают фюзеляж и крыло «Лавочкина». Из мотора брызнуло масло, потянулся шлейф черного дыма. Русский самолет неуклюже клюнул носом и стал заваливаться в штопор.

Фогель удовлетворенно качнул крыльями и, не провожая жертву до земли, отвернул в сторону. Еще одна победа. Сто тридцать первая.

***

Для Ивана мир раскололся на звук и боль.

Сначала — оглушительный, рваный удар, который потряс все тело самолета. БА-БАХ! Это не был сухой щелчок пули. Это было попадание снаряда. Он увидел, как в левом крыле, у самого фюзеляжа, разверзлась черная, рваная дыра размером с тарелку. 20-миллиметровый снаряд из немецкой мотор-пушки MG 151 пробил обшивку и взорвался, перебив силовые элементы крыла.

И тут же, в ту же долю секунды, кабину наполнил сухой, частый треск, будто кто-то с яростью сыпанул по фюзеляжу пригоршню стального гороха. Это были пули из двух пулеметов MG 17.

Они прошли очередью за спиной пилота, прошив радиостанцию и превратив приборную доску в месиво из стекла и искореженного металла

Фонарь кабины покрылся сеткой трещин. Приборная доска взорвалась стеклянной пылью.

Самолет дико крутануло и бросило в штопор. Земля начала стремительно вращаться перед глазами.

«Все…»

Но тело, натренированное до автоматизма, сработало само. Левую ногу до упора в педаль — против вращения! Ручку от себя!

Самолет, треща и разваливаясь на части, с диким ревом вышел из штопора у самой земли. Но он был смертельно ранен. Из пробитого маслопровода хлестала горячая струя, забрызгивая фонарь. Мотор чихал и мог заглохнуть в любую секунду.

Он тянул на восток. К своим. Он не видел аэродрома, только поля и перелески. И вот, когда он уже готовился к посадке на брюхо в чистом поле, прямо перед ним показалась своя линия обороны. Спасение!

Но спасение обернулось вторым кругом ада. Зенитчики, увидев одинокий, дымящий самолет, идущий с запада, не стали разбираться. Несколько 37-миллиметровых зенитных автоматов ударили по нему в упор.

Воздух вокруг взорвался черными шапками разрывов. По правому крылу и фюзеляжу хлестнули осколки.

— СВОИ-И-И! СВОЛОЧИ! — заорал Иван в пустоту, в мертвую тишину разбитой рации.

Это было страшнее немецкой атаки. Это было "предательство".

Он из последних сил дотянул до своего аэродрома и рухнул на вспаханное поле рядом с взлетной полосой. Удар. Скрежет рвущегося металла. Тишина.

***

Когда его вытаскивали из разбитой кабины, он не чувствовал боли. Только оглушающий, ледяной стыд. Он стоял, шатаясь, и смотрел на то, что осталось от его самолета.

Это была груда искореженного металла, не подлежащая восстановлению. Первый боевой вылет — и потеря машины. Это был приговор.

Летчики молча смотрели на него. Кто-то с жалостью, кто-то с презрением. Его тут же повели в землянку СМЕРШа.

— Почему отделился от группы? — следователь смотрел на него тяжелым, немигающим взглядом. — Испугался? Решил отсидеться?

Иван молча рассказал все как было. Кратко, без оправданий.

Когда к развалинам его самолета подошел командир полка, майор Солдатенко, он был мрачнее тучи. Он долго ходил вокруг, внимательно изучая пробоины.

— Вот это, — он ткнул пальцем в большую рваную дыру в левом крыле, — работа немецкой мотор-пушки. А вот эти, мелкие, — в правом, — это уже наши осколки.

Когда из землянки вывели Кожедуба, Солдатенко подозвал его.

— Ты, сержант. Ты самолет потерял. Это трибунал. Но скажи мне одно: как ты его довел? Он же неуправляемый должен был быть.

— Характер показал, товарищ майор, — тихо ответил Иван. — Не хотел умирать.

Солдатенко всмотрелся в его ясные, упрямые глаза. Он видел перед собой не испуганного мальчишку, а летчика, который только что прошел через ад и выжил.

Он повернулся к особисту.

— Самолет списать. Причина — боевые повреждения.

Потом снова к Ивану.

— А ты… Ты пойдешь летать. Через два дня получишь новую машину.

Он развернулся и ушел, но остановился и бросил через плечо фразу, которую услышали все:

— То, что ты сумел вернуться на этом — уже победа.

В глазах Кожедуба, стоявшего посреди летного поля, впервые за этот страшный день блеснули слезы. Слезы не отчаяния, а благодарности. Ему дали второй шанс. И он поклялся, что небо еще узнает имя старшего сержанта Кожедуба.

Все главы романа