Найти в Дзене

Культпоход: выставка «Свет между мирами»

Сходила в наш «Новый Иерусалим». Выставка масштабная, о ней рассказали на «Арзамасе» в подкасте «Зачем я это увидел», и я сначала его послушала, а потом пошла смотреть своими глазами, хотя обычно делаю наоборот. Три больших зала, 160 работ, 40 художников — работы 1920–1930-х годов, из тех, что официальной советской культурой не приветствовались и в музейные собрания не попадали. И остаться бы им невидимками или вовсе затеряться и пропасть, однако нашлось два региональных музея — один в Истре, другой в Нукусе (Узбекистан), где «музейные партизаны» на свой страх и риск собирали неугодные официозу живопись и графику. И фишка этой выставки в том, что она объединяет обе уникальные коллекции. Судьбы у художников в основном печальные («репрессирован», «оставил живопись и ушел работать в школу», «перешла в театр работать декоратором», «ушел в книжную графику», «уничтожила свои работы»), а искусство светлое и вдохновенное. Это было поколение мастеров, получивших качественное образование, впитав

Сходила в наш «Новый Иерусалим». Выставка масштабная, о ней рассказали на «Арзамасе» в подкасте «Зачем я это увидел», и я сначала его послушала, а потом пошла смотреть своими глазами, хотя обычно делаю наоборот.

Три больших зала, 160 работ, 40 художников — работы 1920–1930-х годов, из тех, что официальной советской культурой не приветствовались и в музейные собрания не попадали. И остаться бы им невидимками или вовсе затеряться и пропасть, однако нашлось два региональных музея — один в Истре, другой в Нукусе (Узбекистан), где «музейные партизаны» на свой страх и риск собирали неугодные официозу живопись и графику. И фишка этой выставки в том, что она объединяет обе уникальные коллекции.

-2
-3
-4

Судьбы у художников в основном печальные («репрессирован», «оставил живопись и ушел работать в школу», «перешла в театр работать декоратором», «ушел в книжную графику», «уничтожила свои работы»), а искусство светлое и вдохновенное. Это было поколение мастеров, получивших качественное образование, впитавших лучшие традиции русской живописной школы, многие учились в том числе за границей, имели широкий кругозор и обладали широчайшей культурой. У многих был и явный писательский талант: через звуковые инсталляции звучат их «голоса» — фрагменты дневников/воспоминаний/писем — и это прежде всего превосходная литература.

-5

Главное, что видишь на этой выставке: между авангардом и соцреализмом у нас была ДРУГАЯ живопись, несколько оригинальных направлений, и если бы им позволили быть, мы могли бы иметь другое современное искусство. То есть в этих залах представлен еще один — возможный — вариант его развития. Поэтому выставка не только о прошлом, в ней зашито еще и альтернативное, пусть и несбывшееся, настоящее/будущее.

Понравившиеся работы, просто калейдоскопом.

Солнечные узбекские — глядя на них, я по-настоящему согрелась (у нас очень было зябко).

-6
-7
-8

Женские образы.

-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Городские пейзажи.

-17
-18
-19
-20

Метафизика — и это писалось в колхозе, на конном заводе.

-21
-22
-23

Любимый Соколов, о нем у меня есть отдельный пост.

-24
-25

Немного слов, на всякий случай, вдруг кому-то будет интересно — искусствоведы пишут лучше.

-26
-27
-28

Еще «Новый Иерусалим»:

Еще культпоходы: