Дорогие подписчики и гости нашего канала, приветствую вас!
Мы завершаем цикл статей об играх для малышей до года и поговорим о занятиях с детьми в возрасте десяти-двенадцати месяцев.
Меня зовут Кобозева Ирина. Я логопед, учитель русского языка и литературы школы для детей̆ с тяжелыми нарушениями речи. Имею большой̆ опыт профессиональной̆ деятельности, более 35 лет. Работаю с детьми, начиная с младенческого и до подросткового возраста, а также со взрослыми. Являюсь организатором студии развития детей̆ от 0 до 14 лет, «Балаболы», которая создана для того, чтобы оказывать профессиональную помощь, прежде всего, родителям, в воспитании и развитии собственных детей и профессиональному сообществу, которое занимается коррекционной работой.
Итак, приступим.
В этот период совершенствуются двигательные навыки ребенка, он постепенно учится удерживать предметы в руках, манипулировать ими, сидеть, ползать, стоять, ходить.
Еще раз хочу напомнить, что основной задачей этого периода продолжает считаться развитие восприятия – пространственного, тактильного, зрительного, слухового. В дальнейшем, это создает основу для развития высших психических функций.
Основной деятельностью младенца до года является эмоционально яркое, телесное общение с мамой или с другим значимым взрослым, который удовлетворяет его базовые физиологические и эмоциональные потребности - еда, комфорт тела, сон и т.д. Только так ребенок может чувствовать себя в безопасности. Если мамы нет рядом, возникает стресс, и все силы организма идут не на развитие, а на борьбу с ним. Поэтому любые навыки, игры кроха лучше осваивает, когда мама рядом.
Как уже говорилось выше, важной частью развития в этом периоде становится взаимодействие с предметами. Ребенок разглядывает их, учится отличать друг от друга, удерживать в руках. Поэтому разнообразие предметов вокруг и возможностей манипулировать и изучать их – залог успешного развития младенца. Главное условие – они безопасны, ими невозможно пораниться или проглотить.
В вашем арсенале могут быть:
• Деревянные, пластиковые кубики;
• деревянные, пластиковые пирамидки;
• резиновые, пластиковые мячики, небольшие фигурки животных, пупсы, герои мультфильмов и сказок;
• пластмассовая, металлическая посуда с крышками, одноразовые пластиковые стаканчики, деревянные ложки;
• пустые баночки, коробочки с крышками, которые можно наполнить водой, крупой, камешками, песком;
• ленточки, ткани разной фактуры;
• формочки для прогулки - засыпать в них песок, мелкие камни, играть с водой;
• крупы с разной фактурой (пшено, гречка, рис, овсянка, горох, фасоль, орехи);
!!! Помним о безопасности, внимательно контролируем действия ребенка !!!
• природные материалы - веточки, листочки, цветы, камешки для рассматривания, ощупывания.
!!! Помним о безопасности, внимательно контролируем действия ребенка !!!
Десять месяцев.
Что умеет малыш?
Некоторые начинают ходить самостоятельно, многие с помощью взрослых. Их познавательный интерес растет, территория передвижений увеличивается.
Играем:
• Игры с зеркалом. Кроха уже привык рассматривать свое отражение. Рассматривайте, трогайте, называйте части лица и тела (щеки, нос, глаза, руки, ноги). Показывайте различные игрушки в отражении и у себя в руке.
• «Бросай-ка». В этом возрасте малыши любят разбрасывать игрушки, родителям надоедает их поднимать! Привяжите их к детскому стульчику ленточками, научите тянуть, поднимая. Говорим: «Тянем-потянем!». Это обязательно ему понравится.
• «Машинки». Научите кроху катать машинку или другую игрушку на колесиках. Устройте соревнование – чья машинка дальше уедет. Он будет осваивать и понимать зависимость движения машинки от силы, с какой ее запускают.
• «Куколки». Мягкие тряпичные куколки могут служить для обучения названиям частей тела, цвета, зачаткам ролевой игры (спать, сидеть, стоять), просто для тренировки тактильного восприятия и эмоций.
• «Кубики, конструктор». Крупные кубики или детали конструктора развивают наглядно-действенное и пространственное мышление, и координацию движений.
• «Повторюшки». Одним из самых важных условий обучения считается умение подражать. Во время игры предлагайте ему повторять различные действия: хлопать, топать, стучать, кивать головой, махать руками и т.д. Если в это время будет звучать задорная музыка, будет здорово!
Одиннадцать месяцев.
Что умеет малыш?
Многие дети начинают ходить самостоятельно, изучение окружающего мира становится более активным, и игры усложняются и становятся разнообразнее.
Играем:
• «Игры в песочнице». Развивают моторику, сенсорику (тактильные ощущения), координацию движений, и даже помогают научиться самостоятельно есть. Малышу доставит удовольствие орудовать совочком, «печь куличики», просто загребать и сыпать песок руками.
• «Качалка». Качание развивает координацию, вестибулярный аппарат, улучшает крупную моторику и успокаивает нервную систему. Способствует в дальнейшем освоению речи (ритм). Можно обойтись в игре и без игрушки – у папы на коленях – «Ехали по кочкам, по кочкам, по ровненьким дорожкам…»
• «Машинка-каталка». Хорошая помощница малышу, который начинает ходить. Сначала его возят взрослые, потом малыш сам научится сидя отталкиваться ножками. Тогда можно с ним побегать наперегонки.
• Фигурки животных и людей. Способствуют развитию любознательности, помогут малышу познакомиться с окружающим миром. С ними можно придумать множество игр. В этом возрасте это может быть имитация движений со звукоподражаниями, элементами ролевых игр (кормление, катание и т.д.)
• Музыкальные игрушки и инструменты. Игры развивают слух, внимание, координацию движений. Вод весёлую музыку можно танцевать, а звучащие игрушки научат новым звукам, словам.
• Пирамидки, сортеры. Несмотря на простую конструкцию, игрушки развают логику, моторику. И с ними не обязательно играть по привычным алгоритмам. Можно строить башни, можно катать колечки, можно прятать фигурки, словом, все, на что хватит фантазии у взрослых. Напомню, самые полезные игры те, в которые играет маленький с мамой и папой.
Двенадцать месяцев.
Что умеет малыш?
Малыш уже многое умеет. Он с удовольствием играет и в старые знакомые игры, и новые осваивает с радостью! Из новых следует отметить рисование красками (пальчиковыми), лепку из теста (соленого), игры для изучения цвета, величины на базе привычных предметов и игрушек.
Играем:
• «Рисование». Лучше взять пальчиковые краски и лист побольше (ватман). Естественно, уборка пространства и мойка «художника» вам обеспечены! Совместные с крохой занятия рисованием доставят и вам и ему огромное наслаждение, даже несмотря на издержки с уборкой и мытьем.
• «Такой же». Показывая игрушку определенного цвета (используем только основные цвета в этом возрасте: желтый, красный, синий, зеленый), попросите показать такую же. На начальных этапах освоения навыка соотнесения по цвету, лучше иметь по две одинаковых игрушки одного цвета. Таким же образом осваивается представление о величине.
Напомню некоторые правила для проведения игр:
- малыш здоров;
- у него хорошее настроение;
- вы занимаетесь регулярно;
- вас никто и ничто не отвлекает;
- обязательно поощряйте кроху эмоциональной мимикой, жестами, ободряющими словами во время игры;
- не забывайте о технике безопасности во время подвижных игр и занятий с мелкими предметами.
Мы все понимаем, что, когда в семье есть маленький ребенок, найти время и ресурс для игр достаточно сложно. Но поверьте, найти десять-пятнадцать минут для игры не так сложно. А вот упущенное время для общения потом не наверстать, малыш так быстро вырастет!
Этим вы вносите вклад в ваш будущий эмоциональный контакт с ребенком на долгие годы.
Мира и добра вам!
📌 Ставьте 👍
📌 Пишите комментарии 📝
📌 Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное 😊
❗️Рекомендуем к прочтению и просмотру другие интересные материалы нашего канала: