Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Особенности «геометрического» натюрморта Хуана Санчеса Котана

Оглавление

Творчество Хуана Санчеса Котана – одного из представителей испанского барокко – примечательно в первую очередь особым видом натюрмортов, известного как «бодегон» (с испанского bodegon - харчевня, съестная лавка). В подобных работах нередко изображались предметы народного обихода, преимущественно овощи и фрукты. Одной из особенностей натюрмортов Котана была их «геометричность»: минимализм, аскетичность, строгое расположение объемов, свет под определенным углом, акцент на фактуре.

«Айва, капуста, дыня и огурец»

Ярким примером является картина «Айва, капуста, дыня и огурец» 1602 года. Первое, что бросается в глаза – необычное расположение плодов. Представляя натюрморт, мы привыкли к определенным композициям – более свободным, живым. Предметы, фрукты, овощи, цветы чаще всего создают «естественный беспорядок». Здесь же элементы натюрморта расположены строго по порядку. И более того – сверху вниз. Сначала мы видим подвешенную, возможно, над подоконником на веревке золотистую айву, чуть ниже – закрепленную таким же образом капусту. Любопытно, что в XVI веке таким способом хранили продукты. Далее в центре полотна расположена дыня, а завершают композицию долька дыни и огурец.

«Айва, капуста, дыня и огурец» 1602 года.
«Айва, капуста, дыня и огурец» 1602 года.

У Котана свет падает слева направо, мягко выделяя тенью каждую деталь плодов: неровности и вмятины на кожуре айвы, каждую жилку и складку листьев капусты. Левая половина дыни заметно темнее правой, которая будто светится. То же самое и с ее долькой – она кажется наполненной ярким сиянием. Огурец же почти полностью погружен в тень.

Следующий важный момент – иллюзия перспективы. Кажется, что айва и капуста уходят в глубину, дыня находится посередине, а долька дыни и огурец уходят вперед. Создается ощущение, что элементы натюрморта расположены по диагонали. Глубина усиливается также при помощи контраста между яркими плодами и черным фоном.

Любопытно отметить, что черный фон в живописи используется как обозначение «вне времени и пространства». Это значит, что действие на картине может происходить где угодно и когда угодно. Американская писательница Сири Хустведт подтверждает эту мысль:

…это пространство нельзя рассматривать как отсылку к какому-либо реальному пространству. Картина намеренно нереалистична и абстрактна, а [фон] представляет собой не сплошную стену, а бесконечность. Это пища как священный дар, сияющий внутри системы точных отношений, установленных Богом.

Интересное видение натюрморта предложил журналист британского интернет-издания Independent Майкл Гловер:

Хотя мы знаем, что подвешивание фруктов или капусты таким образом помогало предотвратить их порчу, мы не можем не чувствовать, что за этим стоит нечто большее. Сочетание этих элементов кажется интригующим. Сам Котан был картезианцем, и в этой картине чувствуется глубокая религиозность. Самые простые и ничем не украшенные фрукты и овощи расположены здесь особым образом, в определенном порядке, так, словно они отделяются друг от друга и предлагаются нам, один за другим. И каждый из них, кажется, наполнен сверхъестественным светом из какого-то неведомого источника, своего рода духовной аурой. Айва и капуста могут быть планетами. Каждый элемент этой картины кажется уникальным подарком, не похожим на все остальные. Они чудесным образом вырвались из своей скромности.

Другие натюрморты Котана

Среди похожих натюрмортов Котана можно выделить «Натюрморт с дичью, овощами и фруктами», где расположение предметов создает ощущение кругового движения, происходящего также «вне времени и пространства».

«Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» 1602 год.
«Натюрморт с дичью, овощами и фруктами» 1602 год.

А также «Натюрморт с фруктами и овощами», «Натюрморт с дичью» и «Натюрморт с цветами, овощами и корзинкой вишен». Эти работы прекрасны в своей простоте, лаконичности и порядке.

Другие художники

Помимо Котана «строгие» натюрморты писали и другие известные испанские художники. Среди них Франсиско де Сурбаран «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой» и Хуан ван дер Амен «Натюрморт со сладостями» и «Натюрморт с фруктами».

Если хотите продолжить любоваться натюрмортами, оцените подборку лимонов с работ Питера Класа в нашем тг-канале!

Читайте также: