Знакомясь с произведением искусства, мы обращаем внимание не только на его красоту, но и стремимся уловить замысел художника. Однако не всегда это просто! Представьте: картина маслом изображает дородную, почти квадратную корову. Какой здесь смысл?
Так его попытались описать в Британском комедийном сериале «Книжная лавка Блэка»:
Корова смотрит куда-то, и мы не видим то, что видит она. Возможно, художник хочет сказать, что коровы знают что-то, чего не знаем мы
Но сейчас давайте без шуток разберемся, зачем в Англии фермеры заказывали парадные портреты своих коров, и есть ли в таких портретах какой-то «высокохудожественный» смысл.
Фермерство – хобби британских аристократов
В XIX веке Британия бурно развивается: промышленность бьет все рекорды, и фермеры тоже не хотят отставать. Большое внимание в сельском хозяйстве начинают уделять селекции, а британские аристократы открывают для себя фермерство в качестве хобби. Особенно интересно для них стало разведение скота, а главная цель – всеми правдами и неправдами откормить животное.
Крупная корова, овца или свинья становилась личной гордостью фермера и его визитной карточкой. Такие животные получали призы на выставках, а хозяева охотно заказывал портреты «любимцев».
Портрет коровы – реклама фермы
Нередки случаи, когда хозяева доплачивали художникам, чтобы они изобразили образцовую корову или овечку еще более крупной, чем она была на самом деле!
Ведь главное назначение такого портрета – заявить о своем передовом деле. Неслучайно подобные портреты коров сопровождались не только именем животного и его владельца, но и адресом фермы и регулярно публиковались в прессе.
Какие художники брались за такую работу?
Изображать до невероятности откормленных животных начинают бывшие авторы рекламных плакатов. Закон 1763 года ограничил количество рекламы в Лондоне из-за чего многие художники, специализировавшиеся на ней, разбредаются по стране в поисках работы. И в лице фермеров они отыскали благодарных заказчиков, готовых приплачивать за каждый килограмм изображенный на филейной части овцы или молодого бычка. Сами авторы таких картин отмечали, что заказчики требовали изображать животных по-настоящему «чудовищно толстыми»!
Одним из самых известных авторов портретов крупного рогатого скота стал Уильям Генри Дэвис. Издание «Журнал фермера» поручило именно ему готовить портреты животных-победителей сельскохозяйственных выставок, чем он и занимался почти тридцать лет. Его художественное наследие составляет более 160-ти портретов крупного рогатого скота.
Примечательно, что портреты внушительных по размеру коров продавались даже в качестве сувениров! А повышение дородности скота было названо буквально делом государственной важности!