"Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «Не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвёл во мне всякое пожелание. Ибо без закона грех мёртв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Итак, закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак, но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, предлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти? Благодарю Бога моего через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божьему, а плотью — закону греха" (Рим. 7:7-25).
Завет — это соглашение об обязательствах двух сторон. С момента сотворения мира всемогущий Бог заключил несколько заветов. Он заключил завет с Ноем после потопа. Он заключил завет с Авраамом, когда призвал его стать главой великого народа.
Но только два письменных завета заключил Бог со Своим народом. В Ветхом Завете Бог дал письменный завет Израилю через Моисея. Его называют первым заветом, или Ветхим Заветом. И Он заключил письменный завет со всеми людьми через Иисуса Христа; его называют вторым заветом, или Новым Заветом. Очень важно понимать назначение и место этих двух заветов.
В первой части Рим. 7 Павел объясняет, что мы умерли для закона, чтобы принадлежать другому — Христу. Церковь в этом веке принадлежит не Моисею или закону, а именно Христу. Мы должны быть благодарны, что живем под Новым, а не под Ветхим Заветом, который есть закон Моисея.
Библия делится на две большие части: Ветхий Завет и Новый Завет. Некоторые люди начинают читать Библию наугад, с того места, где она откроется. Такое чтение вряд ли принесет пользу. Важно понимать, что, читая Ветхий Завет, мы читаем о Божьей воле для человечества от начала мира до смерти Иисуса. В Новом Завете мы читаем о Божьей воле для человечества от смерти Иисуса и до конца света. Оба Завета богодухновенны. Они показывают, как Бог говорил с человеком от начала, и что Его слово утверждено до конца веков.
Давайте, основываясь на Рим. 7, вместе с Павлом рассмотрим три факта, касающихся этих вопросов.
ФАКТЫ О ПРИНЦИПЕ ЗАКОНА
В Послании к римлянам Павел рассматривает весь принцип закона на примере закона Моисея. К какому выводу относительно закона мы можем прийти, прочитав Рим. 7?
Закон убивает
Прежде всего, мы можем сильно удивиться, узнав из стиха 6, что закон убивает. (См. также 2 Кор. 3:6). В Рим. 7:6 читаем: "Но ныне, умерев для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве".
Закон обнаруживает грех
Во-вторых, в стихе 7 Павел показывает, что закон обнаруживает грех: "Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «Не пожелай»". Сам по себе закон был хорошим. Его целью было обнаруживать грех.
Представьте себе игру в футбол. В этой игре есть свои правила. Поле имеет определенную ширину и длину. Предположим, игрок с мячом бежит к воротам, чтобы попытаться забить гол. Ему противостоят защитники. Если бы нападающий мог выйти за боковую линию всего на полметра, ему ничто не помешало бы добежать до нужной точки. Но он не может продлить боковую линию на полметра. Почему? Потому что в футбол играют по правилам. Когда игрок с мячом переступает через боковую линию, он становится вне игры. Он совершил ошибку. То же и с законом Моисея. Закон давал определение греху; закон показывал человеку, когда тот совершал ошибку.
Закон свят
В-третьих, в этой главе Павел говорит, что закон свят: «Итак, закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» (7:12). Мы не должны делать вывод, что раз закон обнаруживает грех, значит он плох. Нет, закон свят. Ведь он был дан Богом. Закон устанавливает, что такое правосудие. Закон Моисея говорит, как человек должен был относиться к Богу и к своему ближнему. Если бы при Моисеевом законе человек жил совершенной жизнью, то у него были бы совершенные взаимоотношения с Богом и с окружающими. Но в том-то все и дело, что человек не соблюдал закон в совершенстве. Он не всегда должным образом повиновался Богу, не всегда правильно относился к своим ближним. Это был недостаток человека, а не закона. Закон свят; он от Бога. Закон справедлив; он объяснял, как можно иметь праведные отношения с Богом и человеком. Закон добр, потому что он был задуман во благо человека. Если бы человек исполнял его совершенным образом, то достиг бы совершенного благочестия.
Закон выдвигает требования
В-четвертых, Павел показывает, что закон выдвигает требования. Закон налагает на человека обязательства. В этом разделе Рим. 7 Павел подчеркивает, что закон требует определенных действий со стороны человека. Закон выдвигал перед человеком требования, но человек не мог исполнить их в совершенстве. Человек несовершен, и поэтому закон не мог удовлетворить его нужды. В Гал. 3:19 апостол спрашивает: «Для чего же закон?» Для чего был он дан? И отвечает на свой же вопрос: «Он дан после по причине преступлений». Закон демонстрировал, что человек грешен. Это как если бы человек жил в комнате со множеством зеркал. Посмотрев в зеркало, вы можете увидеть на своем лице какой-то изъян, но когда вы отворачиваетесь от зеркала и обращаетесь к своим повседневным делам, то забываете об этом изъяне. Но всякий раз, когда вы смотритесь в зеркало, отражение напоминает вам о нем. Закон был чем-то вроде комнаты со множеством зеркал. Вы никуда не могли деться от своей греховности. Куда бы вы ни повернулись, везде видели напоминание о своем несовершенстве. Закон выдвигал перед человеком требования, но не мог ответить на несовершенство человека. Он не мог спасти его. «Ибо законом познаётся грех», — говорит Павел.
Закон был временным
В-пятых, закон был временным по своей сути. О его временном характере говорят слова Павла, который заявлял, что мы умерли для закона. В Гал. 3:19 Павел пишет: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование…» Закон был дан до чего-то другого. Изучающий Библию должен помнить, что через Ветхий и Новый Заветы Бог осуществляет тройное обетование Аврааму. Он сказал, что через него создаст великий народ, даст ему ханаанскую землю для проживания и приведет через него в мир Мессию. В Новом Завете мы видим исполнение Божьих обетований. К тому обетованию Аврааму Бог добавил закон. Он был временным. Он был дан по причине преступлений и чтобы показать людям их нужду в Спасителе, Мессии. Он был дан до времени пришествия семени. Кто был этим обещанным семенем? В Гал. 3:16 сказано, что это был Христос. Закон просуществовал от горы Синай до смерти Христа.
ФАКТЫ О ГРЕХЕ
Теперь рассмотрим вторую группу фактов: некоторые факты о грехе.
Грех использует закон
Первым в Рим. 7 указан тот факт, что грех использует закон. В стихе 8 Павел говорит: «Но грех, взяв повод от заповеди, произвёл во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мёртв». Грех использует закон, чтобы обвинить человека.
Грех приносит смерть
В-вторых, грех приносит смерть. В Рим. 7:9, 10 говорится: «Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти». Расплата за грех — смерть. Грех отделяет человека от Бога.
Грех обманывает
В-третьих, грех обманывает. Стих 11 говорит: «Потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил [обманул — см. совр. переводы] меня и умертвил ею». Грех говорит: «Я обещаю тебе благо», но никогда не дает его. Грех говорит: «В этом нет ничего плохого», но ведет к смерти и отчуждению от Бога.
ФАКТЫ О ЧЕЛОВЕКЕ
Теперь Павел переходит к человеку. Третья группа фактов — о человеке.
Человек «плотян»
Первый факт — человек «плотян» (7:14). Если человек хочет делать то, что правильно, он вступает в конфликт — конфликт между правильным и неправильным, между плотью и Духом. Так как человек образован из плоти, внутри него происходит борьба. Чем больше над нами властвует Дух, тем очевиднее эта борьба. Победим мы в этом сражении или нет, целиком зависит от того, насколько мы покоримся Духу.
Человек находится в постоянном противоборстве
Во-вторых, человек находится в постоянном противоборстве. Об этом конфликте говорит Рим. 7:15-23. Павел пишет: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Ну разве не достойно сожаления? Человек хочет поступать правильно, но обнаруживает, что абсолютная правильность недостижима для него, и потому то и дело поступает неправильно. Совершается все новый и новый грех. А если он живет при таком мироустройстве, который не дает никакого ответа на грех? Тогда его ждет только осуждение.
Человек — пленник, который может быть избавлен от плена
Каков же ответ на эту дилемму? В-третьих, Павел говорит, что человек — пленник, но он может быть избавлен от плена. В конце главы Павел восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» Под законом нет избавления, но под благодатью Павел мог сказать: «Благодарю Бога моего через Иисуса Христа, Господа нашего». Только евангелие дает ответ на нашу проблему греха.
Но что же тогда сказать о тех, кто жил и умер под законом Моисея, еще до прихода Христа? Они каждый год приносили свои жертвы в ожидании прихода Мессии. Когда же пришел Иисус, Его кровь пролилась назад и очистила их, так же как, пролившись вперед, очистила нас. Она искупила их, как искупила нас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без Христа человек не выживет. Он не может спастись законом. Мы должны быть благодарны, что живем не под законом, который убивает, а под евангелием, которое дает жизнь. Вместе с Павлом мы можем сказать: «Благодарю Бога моего через Иисуса Христа, Господа нашего». Мы непременно должны покориться Христу. Мы находим ответ, когда исполняем Его волю — когда умираем к греху, погребаемся с Ним и воскресаем, чтобы ходить в обновленной жизни. Хотя мы несовершенны, мы можем спастись, но не законом, а евангелием Христа.