Найти в Дзене
Повседневка

Хрущёвки: наши маленькие кухни

Почему площадь кухонь была такой маленькой? Только ли в экономии дело? В предыдущих публикациях о хрущёвках уже упоминалось о том, что проекты и технология быстровозводимого жилья опирались на зарубежный опыт и вполне укладывались в общемировую тенденцию. А тенденция эта состояла не только в том, чтобы в максимально быстрые сроки обеспечить людей в разрушенных войной странах жильём, но и стремлением максимально освободить людей, прежде всего, женщин от приготовления пищи в домашних условиях, за счёт развития общественного питания. Ещё в первые послереволюционные, и в предвоенные годы были попытки: фабрики-кухни, домовые кухни. Дома-коммуны эпохи конструктивизма, как известно, строились вообще без кухонь или с небольшими кухонными уголками-шкафами, а питаться людям нового времени предлагалось в общественных столовых, не отвлекаясь от строительства нового мира на домашнюю рутину . Эта, в общем-то, красивая идея так и не была массово реализована, не хватило ни ресурсов, ни времени, ни
Оглавление

Почему площадь кухонь была такой маленькой? Только ли в экономии дело?

В предыдущих публикациях о хрущёвках уже упоминалось о том, что проекты и технология быстровозводимого жилья опирались на зарубежный опыт и вполне укладывались в общемировую тенденцию.

А тенденция эта состояла не только в том, чтобы в максимально быстрые сроки обеспечить людей в разрушенных войной странах жильём, но и стремлением максимально освободить людей, прежде всего, женщин от приготовления пищи в домашних условиях, за счёт развития общественного питания.

Надо сказать, что идея эта не новая для нашей страны.

Ещё в первые послереволюционные, и в предвоенные годы были попытки: фабрики-кухни, домовые кухни. Дома-коммуны эпохи конструктивизма, как известно, строились вообще без кухонь или с небольшими кухонными уголками-шкафами, а питаться людям нового времени предлагалось в общественных столовых, не отвлекаясь от строительства нового мира на домашнюю рутину . Эта, в общем-то, красивая идея так и не была массово реализована, не хватило ни ресурсов, ни времени, ни энтузиазма.

Но вот, она вновь возродилась в послевоенные годы, сначала - не в нашей стране, и уже на более возделанной почве. Появились технологии заморозки продуктов, развивалась система общественного питания. И началось массовое производство бытовых холодильников - прорывной момент в организации домашнего быта!

То, что холодильник и освобождение от домашнего приготовления пищи связаны, хорошо показывают модели американских холодильников. Обращали когда-нибудь внимание на них, например, в фильмах? Они практически однотипные везде: невысокие, широкие, но главное - с огромной морозилкой наверху, на уровне руки, и сравнительно небольшим основным отделением, расположенном внизу, так, что нужно наклоняться. Ну, да, конечно, понимаю, что это - конструкция, при которой холод опускается сверху вниз. Но почему такая большая морозилка? Да потому, что в магазинах полно замороженных блюд, которые дома нужно только разогреть.

Это страничка из каталога Американской выставки в Москве (Сокольники, лето 1959 г.). Конечно, кухня выставочная. Обратите внимание на холодильник справа и на то, как расставлены акценты: "замороженные продукты и полуфабрикаты".
Это страничка из каталога Американской выставки в Москве (Сокольники, лето 1959 г.). Конечно, кухня выставочная. Обратите внимание на холодильник справа и на то, как расставлены акценты: "замороженные продукты и полуфабрикаты".

Наши, да и европейские холодильники такими большими морозилками не обладали. Но во многих странах давно сложилась привычка питаться вне дома, в разнообразных заведениях, в том числе - и быстрого питания. Так что маленькие кухни в быстровозводимом жилье никого особо не смущали и планировались таковыми вполне сознательно, из идейных соображений.

Вот и у нас эти идеи подхватили.

И база, вроде бы, уже была, и опыт отечественный. И, главное, стремление уйти от сталинизма с его нормами "большого стиля", в том числе - в вопросах питания. С 1953 года прекратилось массовое издание «Книги о вкусной и здоровой пище». Оно возобновляется лишь в 1965 году, после отстранения Хрущева от власти. А 1 марта 1956 года появилось важное партийно-правительственное постановление «О мероприятиях по улучшению общественного питания». В документе указывалось:

«Развитие и улучшение общественного питания в стране имеют большое значение в решении важной политической народнохозяйственной задачи — улучшении материально-бытовых условий советских людей. Общественное питание способствует перестройке быта трудящихся на социалистических началах и освобождению женщин от малопроизводительного домашнего труда» (Цитируется по книге: Лебина Н. "Хрущёвка: советское и несоветское в пространстве повседневности" - М. НЛО, 2024)

А, раз так, раз цель - освободить женщин от малопроизводительного домашнего труда - поставлена, опыт зарубежный изучен, система общественного питания и бытового обслуживания будет отлажена, то зачем проектировать большие кухни? Вполне логично! Достаточно создать пространство, где разместятся основные приборы, чтобы сохранять продукты, разогревать и мыть. А больше и не надо! Тем более, что после коммунальных кухонь и шестиметровая покажется огромной.

Строительство нового жилья по времени совпадает с началом массового производства в стране бытовых холодильников, развитием системы Универсамов - магазинов самообслуживания, первые из которых появились в 1954 году, а в 1956 их было уже 673. В это же время развивается система магазинов "Кулинария" при кафе и ресторанах, а также отделов "Кулинарии" в гастрономах, чтобы, согласно Постановлению 1956-го года, "расширить отпуск завтраков, обедов и ужинов на дом" и увеличить продажу готовых блюд за год в три раза. Если кто помнит трёхэтажную конструкцию под названием "Судки" (прототип нынешнего Ланч-бокса), так время её появления на свет - то же, 1955 год.

Судки. Они и сейчас выпускаются в разных вариантах. Могут состоять из двух, трёх, четырёх и даже пяти кастрюлек. Но типичный, мне кажется, этот: первое, второе и третье блюдо.
Судки. Они и сейчас выпускаются в разных вариантах. Могут состоять из двух, трёх, четырёх и даже пяти кастрюлек. Но типичный, мне кажется, этот: первое, второе и третье блюдо.

Так что, строительство хрущёвок и маленькие кухни - это не просто решение жилищной проблемы минимальными средствами. Это создание НОВОГО БЫТА!!!

Достаточно полистать газеты тех лет, чтобы убедиться в этом.

Я опять беру подшивки газеты "Неделя" 1962-64 годов. В каждом номере статьи о новом быте: спорт, мода, причёски, новая стилистика жилья, туризм, новая техника ... Ииии... постоянная критика службы быта, организации общественного питания.

Газеты были завалены письмами читателей о недостатках службы быта. Вот журналисты добрались до министра с вопросами. - Неделя, 1963, №33.
Газеты были завалены письмами читателей о недостатках службы быта. Вот журналисты добрались до министра с вопросами. - Неделя, 1963, №33.

Вот и споткнулись... Жильё построили, а остальное - не успели, отложили.

Отставание сферы бытового обслуживания в новых микрорайонах создавало множество проблем новосёлам. Быстро строились дома, школы и детские сады, а вот об инфраструктуре на первых порах будто забыли. Можно предположить, что в аналогичных районах стран с рыночной экономикой появлялись кафе, ресторанчики, магазинчики, парикмахерские и т.д. То же самое предполагалось сделать и в наших новых районах, чтобы на каждые 3-4 дома были комбинаты общественного питания и центры бытового обслуживания. Но, в условиях плановой экономики, а тем более после фактического уничтожения потребкооперации такое осуществить оказалось невозможно.

Недоразвитость службы быта в стране была постоянной темой сатириков, критических статей в газетах, писем трудящихся. Для иллюстрации приведу рассказ жительницы Новых Черёмушек, опубликованный в газете «Неделя».

«… Хорошее дело – полуфабрикаты, готовые наборы продуктов, приём заказов на работе, доставка молока, мяса, хлеба домой. Это облегчает домашний труд хозяек, экономит их время. Но, к сожалению, мы, жители района Новых Черёмушек – это громадный район новостроек с населением в несколько десятков тысяч человек – лишены этих благ. Строители, мне кажется, ещё в большом в долгу у жителей этого района. Магазинов мало. Например, 33, 34 и 40-й кварталы обслуживает магазин №103, расположенный в одной из квартир жилого дома. Мы понимаем, что это временно. Но неужели … не могут организовать торговлю хлебом, мясными, молочными и другими товарами в фургонах. … Или взять такой вопрос, как обслуживание населения через комбинаты бытового обслуживания, прачечные, химчистки. В районах «старой» Москвы недостатка в таких предприятиях не ощущается. А в районах новостроек их пока очень мало.»[ «Неделя», 1964, №4, с.18.]

Далее она делится опытом своей семьи по снабжению продуктами: муж, отправляясь в поликлинику (в район Арбата), покупает по пути полуфабрикаты в «Кулинарии», невестка, работающая в центре города, посещает магазины там и покупает основные продукты, сын приносит продукты, купленные на работе «в буфете». Вот так, общими усилиями, и решали проблемы снабжения. И ехали из центра домой люди с авоськами и сумками, тряслись в метро и автобусах, а встречным потоком – в парикмахерскую, в химчистку, в поликлинику, в ремонтные мастерские, в промтоварные магазины…

Вот и получалось, что борьба за «новый быт», за создание комфортных условий жизни в отдельных квартирах вылилась для многих семей в бесконечный поиск решения «старых» бытовых проблем, прежде всего – приобретения продуктов. Как ни старались жить по-новому, а условия не создали. Да и постоянные кризисы в продовольственном снабжении сформировали стойкое убеждение в необходимости иметь запас продовольствия дома. Уж когда в 80-х совсем плохо стало, то не только запас продуктов надо было иметь, но и производить их, по возможности, самим, на дачных участках и огородах.

Не учли в борьбе за новый быт и патриархальные традиции народа.

Маленькие кухни, полуфабрикаты противоречили нашей отечественной любви к домашней еде, домашним заготовкам. Устойчивый принцип, что дом славен не углами, а пирогами, живёт в поколениях.

Например, привычки к питанию вне дома у нас - старших поколений так и не сформировалось. Когда мы росли, кафе, ресторанов, столовых было мало, и располагались они преимущественно в центре города. В центре Москвы можно было перехватить советский фаст-фуд: пирожок, пончик, мороженое или зайти в пельменную, где в довольно спартанских условиях, стоя, съесть тарелочку пельмешек.

  • Однажды племянник задал мне вопрос, почему наше поколение редко ходит в кафе. Эх, что тут скажешь… Непривыкшие мы, для нас посещение кафе или ресторана – по-прежнему событие, для которого нужен повод. Хоть мы и стараемся переделать себя, чтобы как в кино – встретиться в кафе с респектабельной подругой за чашечкой кофе с пирожным, демонстрируя всем благородные манеры. Пока получается не очень.

У нашей нынешней молодёжи эта привычка уже есть. Причём, не только к посещению различных заведений общественного питания (которых сейчас множество, на любой вкус и кошелёк), но и к приобретению готовых блюд, в магазинах или онлайн. Заметили, наверное, как стремительно разрастаются отделы готовой еды в супермаркетах. Так что маленькие кухни пятиэтажек им бы вполне подошли. И, кстати, молодежь вспоминает о них с нежностью:

И всё явственней становится тенденция освободиться от домашнего труда, посвятить себя саморазвитию, карьере. Благо, возможности есть.

Так что мы - свидетели новой волны "перестройки быта трудящихся на социалистических началах и освобождению женщин от малопроизводительного домашнего труда" (Постановление 1956 г.) Ну, хорошо, не социалистических, а .... Да, не важно, в конце концов, на каких, суть не меняется.

Как не отменяется противоречие между патриархальной ценностью домашней еды, общественного одобрения умения вкусно готовить и стремлением молодых людей, особенно - представительниц женского пола, к освобождению от домашней рутины.