Найти в Дзене
Книга про КВ

Первый бой танков КВ под Старой Руссой

Оглавление

Старая тема с форума РККА

К очередной годовщине боев начала августа 1941 года под Старой Руссой с участием тяжелых танков КВ решил свести все свои записи на эту тему. Возможно получится вновь продвинуть эту тему, так как установить личности танкистов из состава трех погибших 4 августа 1941 года около села Нагово Старорусского района Ленинградской области около дороги Шимск - Старая Русса экипажей танков КВ пока так и не удалось, хотя работы над этой темой начались еще в 2008 году.

Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы (коллекция автора)
Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы (коллекция автора)

На вышеприведенном снимке мы видим один из потерянных в том бою танков. Это экранированный танк КВ производства ЛКЗ выпуска июля 1941 года, который на профильной странице сайта учтен под номером 10. Его снимки неоднократно подписывались как Старая Русса.

Началась эта тема с момента первого упоминания в 2008 году об этом бое в посте ув. участника форума РККА Сергея: «4 августа 1941 года батальон 25 танкового полка принял участие в бою в районе Дубовицы. В результате боя было безвозвратно потеряно 3 КВ (один взорвался на собственном минном поле, два подбиты немецкой артиллерией). Все три танка оставлены на территории противника. Потери: один экипаж - 3 человека убито, два ранено, судьба двух экипажей к 9 сентября была неизвестна...»

Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы
Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы

Однако только в 2015 году после появления на сайте "Память народа", который предоставил «...исследователям невиданные доселе возможности по работе с архивными документами Красной армии» (Исаев А.В., 2019), разместили довольно много документов по 87-му отдельному танковому батальону 11-й армии Северо-Западного фронта. Информация из этих документов, а также из документов собственно из ЦАМО РФ позволила довольно точно установить обстоятельства и место потери танков, а также опознать все три танка КВ-1 на немецких снимках.

Отдельный танковый батальон 11-й армии

31 июля 1941 года для отдельного танкового батальона 11-й армии, который формировался на базе кадров 25-го танкового полка 163-й моторизованной
дивизии, начальником АБТУ СЗФ полковником Полубояровым было выделено 10 танков КВ и 20 танков Т-26. Командиром батальона был назначен командир
3-го танкового батальона 25-го танкового полка майор Великанов Петр
Федорович (в июле 1942 года погиб на Юго-Западном фронте в должности командира 175-й танковой бригады).

Майор Великанов Петр Федорович
Майор Великанов Петр Федорович

1 августа 1941 года в 11-ю армию прибыло 7 танков КВ, а еще три танка свалились под откос на станции Беглово в результате схода с рельс платформ на
которых их перевозили. После небольшого ремонта они потом также
добрались до будущего 87-го отдельного танкового батальона.
 2 августа 25-й танковый полк принял для формируемого батальона 8 танков КВ, 20 танков Т-26 и 78 человек личного состава. Практически сразу же толком еще несформированный батальон был разделен поротно и использовался в качестве резерва штаба 11-й армии.

Бой 4 августа к западу от Старой Руссы

4 августа рота танков КВ была придана 21-му мотострелковому полку 21-й танковой дивизии (командир - майор Хрястов), который вместе с малочисленными остатками отходивших на Старую Руссу дивизий 22-го стрелкового корпуса (командир - генерал-майор Ксенофонтов) должен был нанести контрудар и остановить наступление на Старую Руссу немцев из 30-й пехотной дивизии 10-го армейского корпуса 16-й армии ГА "Север". Однако эта контратака не увенчалась успехом, а приданная полку танковая рота потеряла три танка КВ-1. Эвакуировать их в последующие дни не удалось, так как немцы продолжили наступление и 6 августа 1941 года вышли к западной окраине Старой Руссы.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

8 августа 1941 года факт потери 3 танков КВ-1 был отражен в боевом донесении 25-го танкового полка. В нем же было указано, что оставшиеся 7 танков КВ
сосредоточены в районе Парфино и требуют ремонта. А в соответствии с
директивой Начальника Автобронетанкового управления Северо-Западного направления за № 0032 от 22 июля 1941 года факт потери тяжелых танков КВ
подлежал обязательному расследованию с «...
указанием виновных».
И такое расследование было произведено. 9 августа майор Великанов доложил командиру 25-го танкового полка полковнику Хасину (копия - начальнику автобронетанкового отдела штаба 11-й армии СЗФ полковнику Катенину) подробности того боя:

«
4 августа 1941 года в 6-30 утра командиру роты КВ командиром 21 СП в присутствии начальника штаба 11 армии была поставлена боевая задача, о которой я ничего не знал.
     В результате боя из 8 танков КВ 3 танка остались на поле боя на территории занятой противником. Рота танков КВ введена на участке 21 СП без увязки взаимодействия с хода не предупредив командира роты о минированном поле впереди направления движения роты.
     В результате танки наскочили на свое минное поле и имели повреждения ходовой части, расстреливаясь артиллерийским огнем противника. При обращении к командиру 22-го стрелкового корпуса о выделении пехоты, артиллерии, сапер и средств эвакуации для обеспечения по выводу подбитых и застрявших танков КВ, реальные меры приняты не были. Пехота противника не была отсечена от танков, минное поле не было разминировано, наша пехота наступления не вела вперед, а отошла назад на 1,5 км. В результате чего танки эвакуировать было не возможно, которые остались на территории противника
».

Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы
Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы

В тот же день обстоятельства боя, исправленные и дополненные, полковником Хасиным были доложены заместителю командующего Северо-Западным фронтом генерал-майору танковых войск Вершинину (копия - начальнику автобронетанкового управления СЗФ полковнику Полубоярову):

    « 
4 августа 1941 года в 6-30 без ведома командира танкового батальона и его штаба, командир роты танков «КВ» получил следующую боевую задачу от командира 21 МСП: «С хода атаковать противника в направлениях Дубовицы, Негово, Барсуково и после боя выйти на сборный пункт Фомино. Атака будет поддерживаться пехотой и артиллерией полка».
     Командир 21 МСП сам не вел разведку и не дал возможности командиру роты произвести самостоятельную танковую разведку. Не были выявлены огневые точки, отсутствовала артиллерийская подготовка. Не указав своих минированных участков и как вывод отсутствовала всякая увязка взаимодействия.
     В результате чего 1 танк был взорван на собственном минном поле, а 2 были подбиты артиллерией противника.
     Несмотря на ряд приказаний командира 22-го стрелкового корпуса об оказании помощи пехотой танкам, это приказание командиром 21 МСП не выполнено.
     В результате боя рота танков «КВ» потеряла три танка (оставлено на территории противника), 3 человека убиты, 2 человека ранены и 2 экипажа осталось в танках, судьба которых неизвестна...
»

Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы
Экранированный танк КВ-1 из 25-го танкового полка на окраине Старой Руссы

Справка штаба 22-го стрелкового корпуса

А свою очередь для объяснения причин потери трех танков КВ командованием 22-го стрелкового корпуса 12 августа 1941 года была подготовлена достаточно
подробная справка. В ней, в частности, говорилось:
«
Около 3.00 5 августа 1941 года от 21-го мотострелкового полка было получено донесение, что танки находятся – 2 завязли в ручье вост. Нагово и 1 несколько вост. Нагово.
     Немедленно были приняты меры к освобождению танков, т.е. выделены трактора, саперы, но наличие в Нагово противника, а потом и занятие этого района противником не дало возможности вывести эти танки.
     В ручье танки погрузились в землю по башни и трактором не могли быть вытащены, надо было провести большие земляные работы и только после этого их вытаскивать, но на это не хватило времени.
     2 танка попало в ручей по неизвестным мне причинам, 1 танк подорвался на минах расставленных 182-й стрелковой дивизией, о которых Штакор, Корпусный инженер и даже начштадив-182 не знали...
»

     Выше уже привел фотографии экранированного КВ-1 под номером 10, который и подорвался на наших минах в том бою. На снимках видно, что оборонительный рубеж был подготовлен саперами 182-й стрелковой дивизии достаточно грамотно - мост через ручей на дороге Старая Русса - Шимск взорвали, а танкодоступную местность с правой стороны от дороги заминировали.

Вот только не знали саперы 182-й стрелковой дивизии о том, что на следующий день в этом районе командованием 11-й армии планируется контрудар с участием роты тяжелых танков КВ...

Танк КВ-1 установочной серии выпуска июня 1940 года в районе села Нагово
Танк КВ-1 установочной серии выпуска июня 1940 года в районе села Нагово

Три танка КВ около села Нагово

А теперь ниже посмотрим что же было с левой стороны от дороги Старая Русса - Шимск, которая, видимо, не минировалась, так как совершенно была совершенно танконедоступна.
С левой стороны от дороги в ручье застряли два танка КВ - танк КВ установочной партии выпуска июня 1940 года, который на профильной странице учтен под номером 6, и экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года, который учтен под номером 94. Снимки этих танков в свое время продавались в одной подборке.
     Танк установочной серии застрял недалеко от дороги, так как на снимке видно её ограждение. На некоторых снимках этого танка видно, как пленные красноармейцы вытаскивают из него погибших танкистов. Кроме того, один из снимков этого танка был в книге-истории, если верно помню, 290-й пехотной дивизии ГА "Север", которая также входила в состав 10-го армейского корпуса и
наступала на Старую Руссу.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года в районе села Нагово
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года в районе села Нагово

На заднем одного из снимков экранированного танка под номером 94 видна церковь. Около танка лежат, накрытые брезентом, погибшие члены экипажа танка. Танк, видимо, застрял в ручье подальше от дороги, так как на других снимках видны только столбы вдоль дороги.

Ниже карта района восточнее села Нагово из Викимапии для наглядности.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

Церковь Иоанна Богослова в селе Нагово

Церковь на схеме - новодел, который построили в 2013 году на месте, где
до 1944 года стояла старая каменная церковь с колокольней. На карте в
предыдущем посте эта церковь отмечена. Ниже - фрагмент вышеприведенного снимка танка под номером 94, на котором видна церковь в Нагово.

Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года в районе села Нагово
Экранированный танк КВ-1 выпуска июня 1941 года в районе села Нагово

На следующем немецком снимке хорошо видна церковь Иоанна Богослова в селе Нагово, которую немцы окончательно подорвали в марте 1944 года при отступлении из района Старой Руссы.

Церковь Иоанна Богослова в села Нагово Ленинградской области
Церковь Иоанна Богослова в села Нагово Ленинградской области

Матчасть потерянных к западу от Старой Руссы танков КВ

В общем, место потери трех танков КВ из танкового батальона 25-го танкового полка можно считать установленным. Но, как уже говорилось, пока не удалось найти информацию о погибших в том бою танкистах из танковой роты, который командовал упомянутый в вышеприведенной справке из штаба 22-го стрелкового корпуса лейтенант Шурда Федор Антонович - «По заявлению командира танковой роты тов. Шурда, им было донесено командиру 21-го МСП и командиру танкового батальона о местонахождении танков около 13.00 4 августа...»

Лейтенант Шурда Федор Антонович
Лейтенант Шурда Федор Антонович

По материальной части же танков на снимках известно следующее. Машина
установочной партии под номером 6 перевооружена пушкой Ф-32. З0 июля 1941 года в Новгород начальнику Автобронетанкового управления Северо-западного фронта был направлен отремонтированный КВ-1 с заводским номером
У-15 и пушкой Ф-32, так что с большой вероятностью именно его мы и видим на одном из снимков в этой записи.
     Экранированный танк под номером 94, видимо, также ремонтный, так как его корпус экранирован, а это указывает, что танк, скорее всего, произведен в июне - начале июля 1941 года. В конце июля 1941 года в Новгород из ремонта отправили четыре таких танка (зав. №№
М-4773, М-4780, М-4814 и М-4816). Один из перечисленных танков упомянут в нижеследующей Ведомости передачи материальной части из 3-го танкового батальона 25-го танкового полка в 87-й отдельный тяжелый танковый батальон, которая датирована 12-м августа 1941 года.

Фрагмент ведомости передачи материальной части из 3-го танкового батальона 25-го танкового полка в 87-й отдельный тяжелый танковый батальон (ЦАМО РФ)
Фрагмент ведомости передачи материальной части из 3-го танкового батальона 25-го танкового полка в 87-й отдельный тяжелый танковый батальон (ЦАМО РФ)

А вот экранированный танк КВ-1 выпуска июля 1941 года был нового производства. 28 июля из Ленинграда в Новгород отправили 8 новых танков (зав. №№ М-4892, М-4894 - М-4897, М-4902, М-4907 и М-4908). Была также некоторая вероятность, что танком под номером 10 мог быть ремонтный танк с заводским номером М-4865, который 28 июля отправили в Новгород. Он тоже подходил по матчасти, но этот танк учтен в вышеприведенной ведомости.
     Дальнейшая судьба подбитых танков, пока, неизвестна. Танк под номером 10 долгое время оставался на месте, так как его снимков довольно много, в том числе и зимних. Потом немцы потихоньку разбирали его на запчасти. Снимков танков под номерами 6 и 94 гораздо меньше, так что есть вероятность, что эти танки немцы вытащили. Так очень похожий по матчасти экранированный танк КВ-1 позже немцы фотографировали на территории казарменного комплекса («Аракчеевские казармы») в селе Медведь Шимского района Ленинградской области, но это, как говорится, уже другая история.

А пока на этом всё. Продолжение следует, а исправления и дополнения в особенности по личному составу танковой роты лейтенанта Шурда приветствуются. Если данная информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/36257.html). Публикуется со значительными дополнениями.

Список источников:

1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);

2. Документы Автобронетанкового управления Северо-Западного фронта, 22-го стрелкового корпуса, 163-й моторизованной дивизии и её 25-й танкового полка (ЦАМО РФ, сайт Память народа, сайт Подвиг народа, ОБД Мемориал);

3. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);

4. Сайт Соборы.РУ (sobory.ru/article/?object=43685);

5. Живой журнал wadimych (wadimych.livejournal.com);

7. Аукционы eBay.

Другие записи о боях с участием танков КВ в районе Старой Руссы:

Танки КВ в боях за Старую Руссу. Зима 1942 года.

Танк КВ в зимних боях к западу от Старой Руссы

Тяжелые танки 103-го отдельного танкового батальона в боях в районе Рамушевского коридора. Апрель - май 1942 года.