Соотношение технологий и общества — тема сложная и не такая однозначная, какой она может показаться на первый взгляд. Как новые технологии влияют на социальные формации, так и сами формации могут наделять технологические новации отвлечёнными значениями. Подобная диалектика порождает множество дискуссий, тематика которых варьируется от радикально консервативных настроений до передовых лозунгов о том, что вот-вот настанет эпоха полного синтеза человека и машины.
Иронично, когда футурология становится хроникой современности, а сами прогнозы будущего скорее сводятся к суждениям о том, к чему приведёт развитие нынешних технологий. Жанр фантастики словно обретает форму ностальгии по тем временам, когда будущее писали в утопических, идиллических тонах. На деле будущее, кажется, осталось ископаемым «золотого века» фантастики.
Но отбросим меланхолию! И попробуем сосредоточиться на следующем аспекте: Интернете.
Что имеем на данный момент?
На первый взгляд, в наших руках находится безумная по своим объёмам кладовая информации, которая не пребывает в статике, но постоянно обновляется, пополняется новыми сведениями, фактами, данными, мнениями. Лет двадцать назад доступ к Сети был ограничен, сейчас же, тем более у молодого поколения, общество буквально пронизано информационными токами, и дело не в реальной коммуникации, а в цифровом «облаке», что клубится близ каждого индивида. А со свежими новостями о том, как в человеческий мозг вживляют нейрочипы, создаётся впечатление, что скоро и необходимость в электронных интерфейсах отпадёт, как и нужда в речевом общении — вся информация будет передаваться непосредственно в мозг. Смычка между реальным и виртуальным будто бы становится всё менее заметной и ощутимой...
Возникает справедливый вопрос: становятся ли люди от этого умнее? Хочется ответить, что да, несомненно, когда под рукой такие массивы данных, интеллект и память совершенствуются. Однако не всё так просто.
Просвещение в условиях постоянного искажения
Если отбросить факт существования нейросетей и алгоритмов, которые представляют собой автоматизированные методы обработки информации, то Интернет остаётся обычной сетью с закаченной в неё информацией. И отчасти она верифицирована, но лишь отчасти. Интернет не учит критически мыслить, он только предоставляет сведения, в которые общество может безоговорочно верить. И о каком тогда просветительском процессе может идти речь?
Информация — это хорошо. Она — нынешний ресурс. Но специфика информации состоит в том, что в процессе передачи она искажается, и пришедший сигнал может разительно отличаться от отправленного. А в Интернете информация передаётся постоянно. Возникает своего рода эффект «испорченного телефона». Поэтому особенно важными становятся критерии оценивания и проверки приходящих данных.
Можно сказать, что Интернет и те объёмы данных, которыми он располагает, могут послужить подспорьем для просвещения, но навыки и принципы логического и критического мышления он не заменит.
Разумеется, здесь можно упомянуть озвученные выше нейросети и сказать, что у нас уже есть программы, что в силах проверить степень подлинности найденной информации. Бесспорно, некоторые нейросети обладают поразительными вычислительными мощностями, однако их «интеллект» всё же ограничен тем же контекстуальным полем, что и Сеть. К тому же, никто не отменял факт человеческой интуиции и предчувствия, которые базируются не на прогнозировании, а на подспудном ожидании какого-то маловероятного или не абсолютно невозможного исхода событий.
Что в итоге?
Интернет, как и нейросети, помогает в просвещении, но не заменяет его. Информция сейчас куда доступнее, чем раньше, но, как ни странно, подобный доступ не гарантируют общую просвещённость и широту взаимопонимания. Результат будто бы прямо противоположный: каждый пользователь «строит» вокруг себя информационный «заслон», который всё сильнее утверждает точку зрения пользователя как истинную и тем самым препятствует конструктивному диалогу с другими. Цифровой мир, где все со всеми находятся в постоянно контакте вне каких-либо разделений и препон, словно повышает разобщённость. А ведь просвещение и обучение — это процессы, держащиеся на открытости, взаимопонимании и свободе от предрассудков и стереотипов.
Интернет — одна из подпорок в просвещении. Подпорка, но не опора. Опорой же остаётся стремление к познанию истины.
На это всё! Спасибо:)
Ещё можете прочесть в моём блоге:
***
Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГЭ, помогаю с прохождением ДВИ.
Занимаюсь также и со взрослыми учениками — если хотите освежить в памяти математические знания, если математика вам нужна для работы/учёбы, или если вы хотите заняться математикой для себя, то обращайтесь!
Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath)
Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.
***
Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!