Переходим Бискайский залив. Это одна из самых суровых акваторий в мореходном деле. Он расположен на западном побережье Франции, на берегу Атлантического океана.
Здесь материковый берег далеко выбегает в океан, за гринвичский нулевой меридиан и часть Франции оказывается в западном полушарии, там где Америка.
Этот полуостров называется Бретань, здесь самые умелые мореходы и искусные яхтсмены. Крепкое телосложение рубленные лица, словно высеченные из местных береговых скал. На самом деле это ни какие не французы, местное население в своей основе генетических кельты, и это накладывает свой отпечаток на их характер, немногословные и молчаливые, одним словом моряки.Они называют свой залив иногда кантабрийским морем, иногда ласково "мешком бурь". С юга залив ограничивает испанский берег, и местные также называют залив морем, Галисийским морем. По названию своей северной испанской провинции Галисия. На западе море-залив ничем не ограничен там океан.
Некоторые из наших бывалых скажут: «Ну чего там сурового, ну немного волна, и ветер бывает крепкий, ходили - знаем, ничего запредельного. Это вам не «ревущие сороковые» в южном океане, шторма у мыса Горн или мыса Доброй Надежды».
Начинающий капитан должен знать, что бывает по-разному. Хорошо бы знать статистику и истории морских происшествий на вашу конкретную акваторию и прогноз погоды на дни перехода.
И так, идём по маршруту Порту (Португалия) – Брест (Франция). В Бискайском заливе сравнительно мелкий морской шельф образует «порог» глубины, создавая часто нетривиальное волнение, другими словами эти большие волны называют океанский накат.
Рис. 2 На скрин - шоте фотографии из Космоса чётко видна граница между глубинными акваториями океана (4-2 км) и достаточно мелководным прибрежным шельфом (150-200 м).
Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Ширина шельфа у берегов Франции примерно 100 морских миль, у берегов Испании немного уже - около 50 морских миль. Об одной зимней катастрофе на этой акватории с яхтой Cheminées Poujoulat известных яхтсменов Bernard Stamm & Damien Guillou, мы уже знакомили читателей здесь же на ленте дзен в статье "Страшные предновогодние истории": https://dzen.ru/a/ZYZSEPee-G3BFRCk Яхта предположительно «споткнулась» о волны возросшей величины на пороге прибрежного шельфа и разломилась.
Известно, что к любому морскому походу (переходу) нужно готовиться, и к этому тоже. Иногда даты зависят от сроков отпуска и билетов, купленных на самолёт туда/ обратно. Но резервные дни для морских переходов обязательны, или крайне желательны.
В обыденной жизни, когда всё отрегулировано под нас или за нас: дом работа, работа – дом и.т.п. такого не бывает. Календарный план нашей жизни заранее нами, или за нас кем-то расписан, мы к этому привыкли. Погода воспринимается лишь по факту как данность, а не как действующая не зависимо от нас объективная реальность. Но в некоторых особых случаях приходится учитывать не только погоду, но мириться и с «мнением» океанских волн и приливных течений, с «желанием» ветра дуть нам в паруса "неудобно" по отношению к генеральному курсу перехода от дной путевой точки до другой путевой точки. Ветру все равно отпуск у вас или нет: просто в «морду лица», превращая судовождение парусной яхты в настоящее несмешное испытание. Но иногда нужно иметь возможность и уметь ждать. Иногда ждать когда возможности пережидать погоду нет. Так делали мореходы от начала времён.
Всё начало июля мы ждали благоприятной погоды в португальском г. Порту. Порту стоит на берегах реки Дору. В устье реки Дору яхтенная марина по левому берегу. На фото впереди за мостом виден выход в океан. В этом месте дух и колорит старинного портового города, крики чаек и запах океана, наполняет улицы.
Встречная волна и слабые встречные ветра делали продвижение вперёд на север через Бискайский залив скорее мучительным, чем невозможным. Пришлось бы много работать мотором, причём на встречной волне, и это для нашего старого мотора совсем неполезно. К тому же яхта парусная, и на ней правильнее ходить под парусами, а не под мотором.
И мы решили переждать некоторое время от начала июля в Порту, чтобы дождаться лучших погодных времён.
Всем известно, что Порту - родина портвейна, настоящего портвейна, и грех его здесь не попробовать. Вдоль реки причал и традиционные гребно - парусные лодки для перевозки бочек с вином.
Лодки оснащены и парусным вооружением. Вино с виноградных плантаций в верховьях реки Дору доставлялось к устью реки в г. Порту, где семь патентованных компаний в ранге «Портвейновый дом» готовят из виноматериала настоящий портвейн, для употребления в стране и на экспорт. Главный потребитель этого алкогольного напитка, уже не одно столетие, - Великобритания.
А благоприятная погода всё не наступала и не наступала, и тогда было принято решение перебраться поближе к участку перехода открытым морем («без берегов»).
Из Порту перейти поближе к намеченной цели в гавань Ла-Корунья, на севере Испании. Это за три дня небольшими дневными переходами (65 +40 +50 мормких миль). Смотрим иллюстрации погоды в картах ветра и волны для перехода Порту – Ла-Корунья.
За полуостровом Ла Корунья севернее большой и удобный залив. Хороший и укрывистый от волны и ветра залив имеет порт и марины для яхт, предоставляет мореходам возможность для отдыха и пополнения запасов.
Переход на север, вдоль португальского и испанского побережья также и при неустойчивых ветрах и против волны не совсем простое дело, но переходы сравнительно небольшие длительностью примерно в день между близлежащими гаванями: Порту, Виго, Ла Корунья. Иногда, хотя это не совсем комфортно, правильнее идти вперёд. Пусть это не совсем оптимально, с точки зрения скорости и использования парусов. Стоянка на одном месте, в одном порту, - деморализует экипаж яхты. Этот манёвр нужен, чтобы подобраться поближе к отправной базе, для «штурма основного маршрута экспедиции» - перехода открытым морем от Ла Корунья до Бреста.
Встречная волна на названном «коротком» прибрежном участке пусть и небольшая для этих мест (0,8 м), но встречная и слабый ветер в день старта из Порту заставляют подрабатывать мотором или идти отдельные участки вообще под одним мотором, без парусов.
И так, ещё три дня «не спеша», яхта добиралась до Ла Коруньи. Там, сравнительно благоприятная ситуация для перехода открытым морем образовалась только после 21 июля, смотрим скрин-шоты ветра и волны.
После выхода из Ла Коруньи нас «поджидает» грозный мыс Финистерра, или "край земли" в переводе с испаснского, можно сказать после него начинается Бискайский залив.
Ветер в бакштаг-галфвинд и почти попутная волна не менее чем на три дня. Ветер и волна 21 и 22 июля давали возможность пересекать Бискайский залив (около 300 морских миль) за время около 2 суток, но получилось почти трое суток.
На финише перехода при входе устье залива Бреста необходимо учитывать возможность встречи со значительным течением отлива от 4 до 6 узлов противного ходу яхты. Итого с учётом переходов от Порту до Ла-Корунья (4 дня), всего на движение по маршруту потрачено 7 суток.
А с учётом ожидания погоды в Порту затрачено времени почти месяц до финиша в Бресте. В то время, как при благоприятных условиях, можно уложиться и в два-три дня между Ла Корунья и Брестом. Так тоже бывает.
Повторимся, волны на прибрежном шельфе имеют место на многих акваториях мирового океана.
Но на одно место необходимо указать особенно: шельф на акватории прилегающей к мысу Горн, на южном окончании континента Южная Америка. Смотрим иллюстрацию из другой нашей статьи: Дорогой южного океана, парад циклонов и путь героев:
Волны течения западных ветров ( это на фото слева, в Тихом океане) нагоняют к мысу Горн массы воды, которые «спотыкаются» о местный прибрежный шельф и набирают особую силу и высоту.
Этот очерк написан по мотивам переходов и для подготовки к стандартному курсовому заданию для начинающих капитанов по теме «Планирование морских переходов – интерактивный морской поход» Скрин-шоты ветра и волны с участка перехода «открытым морем» это именно то, что компонует и анализирует курсант в задании.
В реальной судоводительской практике отсрочки не всегда возможны, но думать о резервных днях для перехода нужно. Лучше в обязательном порядке и заранее просматривать карты прогноза погоды и соизмерять прогноз погоды и его годовую статистику по временам года с техническими возможностями, прочностью конструкции, парусным и штормовым оснащением вашей яхты, с уровнем подготовки экипажа. Кроме скрин - шота волнения от действующего настоящего ветра, хорошо просматривать приходящую зыбь, волну от ветра, который действовал на акватории ранее. Не повредит проконтролировать в прогнозах карту грозовой деятельности и осадков.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи или на вот-сап или Max +7 915 365 75 33,
@А.Б.С.