Найти в Дзене

Переходим Бискайский залив этим летом, ретроспектива.

Переходим Бискайский залив. Это одна из самых суровых акваторий в мореходном деле. Он расположен на западном побережье Франции, на берегу Атлантического океана. Здесь материковый берег далеко выбегает в океан, за гринвичский нулевой меридиан и часть Франции оказывается в западном полушарии, там где Америка. Этот полуостров называется Бретань, здесь самые умелые мореходы и искусные яхтсмены. Крепкое телосложение рубленные лица, словно высеченные из местных береговых скал. На самом деле это ни какие не французы, местное население в своей основе генетических кельты, и это накладывает свой отпечаток на их характер, немногословные и молчаливые, одним словом моряки.Они называют свой залив иногда кантабрийским морем, иногда ласково "мешком бурь". С юга залив ограничивает испанский берег, и местные также называют залив морем, Галисийским морем. По названию своей северной испанской провинции Галисия. На западе море-залив ничем не ограничен там океан. Некоторые из наших бывалых

Переходим Бискайский залив. Это одна из самых суровых акваторий в мореходном деле. Он расположен на западном побережье Франции, на берегу Атлантического океана.

Здесь материковый берег далеко выбегает в океан, за гринвичский нулевой меридиан и часть Франции оказывается в западном полушарии, там где Америка.

Этот полуостров называется Бретань, здесь самые умелые мореходы и искусные яхтсмены. Крепкое телосложение рубленные лица, словно высеченные из местных береговых скал. На самом деле это ни какие не французы, местное население в своей основе генетических кельты, и это накладывает свой отпечаток на их характер, немногословные и молчаливые, одним словом моряки.Они называют свой залив иногда кантабрийским морем, иногда ласково "мешком бурь". С юга залив ограничивает испанский берег, и местные также называют залив морем, Галисийским морем. По названию своей северной испанской провинции Галисия. На западе море-залив ничем не ограничен там океан.

Некоторые из наших бывалых скажут: «Ну чего там сурового, ну немного волна, и ветер бывает крепкий, ходили - знаем, ничего запредельного. Это вам не «ревущие сороковые» в южном океане, шторма у мыса Горн или мыса Доброй Надежды».

Начинающий капитан должен знать, что бывает по-разному. Хорошо бы знать статистику и истории морских происшествий на вашу конкретную акваторию и прогноз погоды на дни перехода.

Рис. 1 Штормовой океан у берегов Бретани во Франции, там где расположен порт назначения перехода г. Брест. Маяк Ля Жумьен («Кобыла»), около острова Уэссан чуть севернее входа в брестский залив.
Рис. 1 Штормовой океан у берегов Бретани во Франции, там где расположен порт назначения перехода г. Брест. Маяк Ля Жумьен («Кобыла»), около острова Уэссан чуть севернее входа в брестский залив.

И так, идём по маршруту Порту (Португалия) – Брест (Франция). В Бискайском заливе сравнительно мелкий морской шельф образует «порог» глубины, создавая часто нетривиальное волнение, другими словами эти большие волны называют океанский накат.

Рис. 2 На скрин - шоте план перехода. На фотографии из Космоса чётко видна граница между глубинными акваториями океана (4-2 км) и достаточно мелководным прибрежным шельфом (150-200 м).
Рис. 2 На скрин - шоте план перехода. На фотографии из Космоса чётко видна граница между глубинными акваториями океана (4-2 км) и достаточно мелководным прибрежным шельфом (150-200 м).

Рис. 2 На скрин - шоте фотографии из Космоса чётко видна граница между глубинными акваториями океана (4-2 км) и достаточно мелководным прибрежным шельфом (150-200 м).

Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Рис. 3 Волны океанского наката у берегов Португалии. г. Назар.
Рис. 3 Волны океанского наката у берегов Португалии. г. Назар.

Ширина шельфа у берегов Франции примерно 100 морских миль, у берегов Испании немного уже - около 50 морских миль. Об одной зимней катастрофе на этой акватории с яхтой Cheminées Poujoulat известных яхтсменов Bernard Stamm & Damien Guillou, мы уже знакомили читателей здесь же на ленте дзен в статье "Страшные предновогодние истории": https://dzen.ru/a/ZYZSEPee-G3BFRCk Яхта предположительно «споткнулась» о волны возросшей величины на пороге прибрежного шельфа и разломилась.

Рис. 4 Яхта Cheminées Poujoulat класса IMOCA 60 разломилась на большой волне на границе берегового шельфа и океанских глубин
Рис. 4 Яхта Cheminées Poujoulat класса IMOCA 60 разломилась на большой волне на границе берегового шельфа и океанских глубин

Известно, что к любому морскому походу (переходу) нужно готовиться, и к этому тоже. Иногда даты зависят от сроков отпуска и билетов, купленных на самолёт туда/ обратно. Но резервные дни для морских переходов обязательны, или крайне желательны.

В обыденной жизни, когда всё отрегулировано под нас или за нас: дом работа, работа – дом и.т.п. такого не бывает. Календарный план нашей жизни заранее нами, или за нас кем-то расписан, мы к этому привыкли. Погода воспринимается лишь по факту как данность, а не как действующая не зависимо от нас объективная реальность. Но в некоторых особых случаях приходится учитывать не только погоду, но мириться и с «мнением» океанских волн и приливных течений, с «желанием» ветра дуть нам в паруса "неудобно" по отношению к генеральному курсу перехода от дной путевой точки до другой путевой точки. Ветру все равно отпуск у вас или нет: просто в «морду лица», превращая судовождение парусной яхты в настоящее несмешное испытание. Но иногда нужно иметь возможность и уметь ждать. Иногда ждать когда возможности пережидать погоду нет. Так делали мореходы от начала времён.

Всё начало июля мы ждали благоприятной погоды в португальском г. Порту. Порту стоит на берегах реки Дору. В устье реки Дору яхтенная марина по левому берегу. На фото впереди за мостом виден выход в океан. В этом месте дух и колорит старинного портового города, крики чаек и запах океана, наполняет улицы.

Рис.5 Фото устья с правого берега реки Дору в Порту, на севере Португалии. Впереди в дымке Атлантический океан.
Рис.5 Фото устья с правого берега реки Дору в Порту, на севере Португалии. Впереди в дымке Атлантический океан.

Встречная волна и слабые встречные ветра делали продвижение вперёд на север через Бискайский залив скорее мучительным, чем невозможным. Пришлось бы много работать мотором, причём на встречной волне, и это для нашего старого мотора совсем неполезно. К тому же яхта парусная, и на ней правильнее ходить под парусами, а не под мотором.

Рис.6 Карта ветра в начале июля из windy.com Карта дана для примера. При ветре указанном на карте в 12 узлов идти вполне можно, но тогда когда было нужно ветра не было. Штиль и отсутствие ветра это самая большая беда для яхтсмена.
Рис.6 Карта ветра в начале июля из windy.com Карта дана для примера. При ветре указанном на карте в 12 узлов идти вполне можно, но тогда когда было нужно ветра не было. Штиль и отсутствие ветра это самая большая беда для яхтсмена.

И мы решили переждать некоторое время от начала июля в Порту, чтобы дождаться лучших погодных времён.

Рис.7 Карта волны из прогнозной системы windy.com. Слабый ветер наряду со встречной волной делали безотлагательное продвижение вперёд затруднительным
Рис.7 Карта волны из прогнозной системы windy.com. Слабый ветер наряду со встречной волной делали безотлагательное продвижение вперёд затруднительным

Всем известно, что Порту - родина портвейна, настоящего портвейна, и грех его здесь не попробовать. Вдоль реки причал и традиционные гребно - парусные лодки для перевозки бочек с вином.

Рис. 8 Традиционные лодки для перевозки вина вниз по течению  реки Дору
Рис. 8 Традиционные лодки для перевозки вина вниз по течению реки Дору

Лодки оснащены и парусным вооружением. Вино с виноградных плантаций в верховьях реки Дору доставлялось к устью реки в г. Порту, где семь патентованных компаний в ранге «Портвейновый дом» готовят из виноматериала настоящий портвейн, для употребления в стране и на экспорт. Главный потребитель этого алкогольного напитка, уже не одно столетие, - Великобритания.

А благоприятная погода всё не наступала и не наступала, и тогда было принято решение перебраться поближе к участку перехода открытым морем («без берегов»).

Из Порту перейти поближе к намеченной цели в гавань Ла-Корунья, на севере Испании. Это за три дня небольшими дневными переходами (65 +40 +50 мормких миль). Смотрим иллюстрации погоды в картах ветра и волны для перехода Порту – Ла-Корунья.

Рис.9 Ветер во время старта из г. Порту 18.07.21.Зеленое поле ветра не доходит как назло до берега Португалии. Синяя яма безветрия висит вдоль берега. Нужно уйти подальше от берега по дуге в океан, но  там больше встречные волны. Если смотреть на картинку нужно идти "вперёд и вверх".
Рис.9 Ветер во время старта из г. Порту 18.07.21.Зеленое поле ветра не доходит как назло до берега Португалии. Синяя яма безветрия висит вдоль берега. Нужно уйти подальше от берега по дуге в океан, но там больше встречные волны. Если смотреть на картинку нужно идти "вперёд и вверх".

Рис. 9 Город порт Ла Корунья находится на полуострове, вытянутом на запад от материка в северной Испании в провинции Галисия на Атлантическом и побережье. Хороший укрывистый от волны и ветра залив севернее полуострова.На фото залив начинается в правой части снимка
Рис. 9 Город порт Ла Корунья находится на полуострове, вытянутом на запад от материка в северной Испании в провинции Галисия на Атлантическом и побережье. Хороший укрывистый от волны и ветра залив севернее полуострова.На фото залив начинается в правой части снимка

За полуостровом Ла Корунья севернее большой и удобный залив. Хороший и укрывистый от волны и ветра залив имеет порт и марины для яхт, предоставляет мореходам возможность для отдыха и пополнения запасов.

Переход на север, вдоль португальского и испанского побережья также и при неустойчивых ветрах и против волны не совсем простое дело, но переходы сравнительно небольшие длительностью примерно в день между близлежащими гаванями: Порту, Виго, Ла Корунья. Иногда, хотя это не совсем комфортно, правильнее идти вперёд. Пусть это не совсем оптимально, с точки зрения скорости и использования парусов. Стоянка на одном месте, в одном порту, - деморализует экипаж яхты. Этот манёвр нужен, чтобы подобраться поближе к отправной базе, для «штурма основного маршрута экспедиции» - перехода открытым морем от Ла Корунья до Бреста.

Рис. 7  Карта волнения  при старте из Порту 18.07.21  Волна как видите в левую скулу около метра, не очень приятная.
Рис. 7 Карта волнения при старте из Порту 18.07.21 Волна как видите в левую скулу около метра, не очень приятная.

Встречная волна на названном «коротком» прибрежном участке пусть и небольшая для этих мест (0,8 м), но встречная и слабый ветер в день старта из Порту заставляют подрабатывать мотором или идти отдельные участки вообще под одним мотором, без парусов.

И так, ещё три дня «не спеша», яхта добиралась до Ла Коруньи. Там, сравнительно благоприятная ситуация для перехода открытым морем образовалась только после 21 июля, смотрим скрин-шоты ветра и волны.

После выхода из Ла Коруньи нас «поджидает» грозный мыс Финистерра, или "край земли" в переводе с испаснского, можно сказать после него начинается Бискайский залив.

Рис.8 Мыс Финистерра, что в переводе с испанского означает "край земли". Справа на фото это акватория от Ла Коруньи до мыса, слева Бискайский залив.
Рис.8 Мыс Финистерра, что в переводе с испанского означает "край земли". Справа на фото это акватория от Ла Коруньи до мыса, слева Бискайский залив.
Рис. 8  Старт из порта Ла Корунья в Бискайский залив на север. Карта ветра на 21.07.21
Рис. 8 Старт из порта Ла Корунья в Бискайский залив на север. Карта ветра на 21.07.21

Ветер в бакштаг-галфвинд и почти попутная волна не менее чем на три дня. Ветер и волна 21 и 22 июля давали возможность пересекать Бискайский залив (около 300 морских миль) за время около 2 суток, но получилось почти трое суток.

Рис.8 Волнение при старте из Ла Коруньи курсом на Брест 21.07.21.  Волна при старте западная вполне приемлемо для хода под парусами в бакштаг.
Рис.8 Волнение при старте из Ла Коруньи курсом на Брест 21.07.21. Волна при старте западная вполне приемлемо для хода под парусами в бакштаг.

На финише перехода при входе устье залива Бреста необходимо учитывать возможность встречи со значительным течением отлива от 4 до 6 узлов противного ходу яхты. Итого с учётом переходов от Порту до Ла-Корунья (4 дня), всего на движение по маршруту потрачено 7 суток.

Рис. 9 На фотографии г. Брест и вид на залив с выходом в Атлантический океан с высоты полёта птицы.Чтобы рассмотреть выход в океан лучше смотреть в увеличении.
Рис. 9 На фотографии г. Брест и вид на залив с выходом в Атлантический океан с высоты полёта птицы.Чтобы рассмотреть выход в океан лучше смотреть в увеличении.
Рис 10.  Условный предварительный план маршрута перехода Порту (Португалия) - Брест (Франция)
Рис 10. Условный предварительный план маршрута перехода Порту (Португалия) - Брест (Франция)

А с учётом ожидания погоды в Порту затрачено времени почти месяц до финиша в Бресте. В то время, как при благоприятных условиях, можно уложиться и в два-три дня между Ла Корунья и Брестом. Так тоже бывает.

Повторимся, волны на прибрежном шельфе имеют место на многих акваториях мирового океана.

Но на одно место необходимо указать особенно: шельф на акватории прилегающей к мысу Горн, на южном окончании континента Южная Америка. Смотрим иллюстрацию из другой нашей статьи: Дорогой южного океана, парад циклонов и путь героев:

Рис. 11 Шельф на акваториях прилегающих к мысу Горн.
Рис. 11 Шельф на акваториях прилегающих к мысу Горн.

Волны течения западных ветров ( это на фото слева, в Тихом океане) нагоняют к мысу Горн массы воды, которые «спотыкаются» о местный прибрежный шельф и набирают особую силу и высоту.

Этот очерк написан по мотивам переходов и для подготовки к стандартному курсовому заданию для начинающих капитанов по теме «Планирование морских переходов – интерактивный морской поход» Скрин-шоты ветра и волны с участка перехода «открытым морем» это именно то, что компонует и анализирует курсант в задании.

В реальной судоводительской практике отсрочки не всегда возможны, но думать о резервных днях для перехода нужно. Лучше в обязательном порядке и заранее просматривать карты прогноза погоды и соизмерять прогноз погоды и его годовую статистику по временам года с техническими возможностями, прочностью конструкции, парусным и штормовым оснащением вашей яхты, с уровнем подготовки экипажа. Кроме скрин - шота волнения от действующего настоящего ветра, хорошо просматривать приходящую зыбь, волну от ветра, который действовал на акватории ранее. Не повредит проконтролировать в прогнозах карту грозовой деятельности и осадков.

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи или на вот-сап или Max +7 915 365 75 33,

@А.Б.С.