*Другие статьи инфо учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Вот и настала пора рассказать немного о морской метеорологии.
Есть места в интернете, где об этом расскажут подробнее и доходчивее, по-научному и правильно. Здесь нет претензии на это. Здесь, так сказать, на злобу дня. Из года в год немалое количество яхтсменов устремляется в океан для того, чтобы совершить кругосветную экспедицию под парусами. Среди них есть определенное сообщество, которое предпочитает неспешному плаванию в тёплых водах этот кругосветный маршрут, когда целый флот яхт, соревнуясь между собой, участвует в безостановочной кругосветной гонке в непростых условиях. И такой «быстрый» и короче других морской путь, традиционно пролегает в южной части Индийского о и Тихого океанов. Эти акватории, не совсем дружественные для яхтсменов по погоде, прилегающие на юге к холодным ледовым полям Антарктиды, называют Южным океаном.
Люди, очарованные океаном и парусами, и в определенном смысле скоростью, раз за разом проходят именно этот рискованный маршрут. Это, как у альпинистов, покорение Эвереста. Людей не останавливает никто и ничто.
Так, как они это проделывают, особенно на самом трудном участке от Новой Зеландии (Австралии) до Южной Америки (мыс Горн)?
По этому маршруту также сейчас идут также яхты гонки «Global Solo Challenge»
Здесь же и сейчас проходит маршрут кругосветных гонок Ocean Globe Race ретро яхт года постройки до 1988 года, с полным экипажем с классическим не электронным навигационным оборудованием, без всяких GPS, электронных карт, и бортовых компьютеров - электронных чарт – плоттеров. В гонке участвует «Пен Дьюик VI» под руководством Мари Табарли, дочери великого французского яхтсмена Эрика Табарли, яхта благополучно обогнула мыс Горн.
Сейчас яхты флота Ocean Globe Race подобно яхтам флота ныне не проводящихся легендарных гонок Volvo Ocean Race (VOR) завершают участок маршрута в Южном океане, огибают мыс Горн и уходят в Атлантику.
Справедливо упомянуть кругосветную гонку яхтсменов-одиночников крылатых (на фойлах) яхт Vendee Globe "вокруг Антарктиды "(из Франции, вокруг Антарктиды и опять во Францию), которая будет стартовать несколько позже.
Упомянем и легендарную безостановочную гонку одиночников Golden Globe Race, которая ходит по этому маршруту на классических ретро яхтах без электронной навигации и электромеханических автопилотов. Этот флот пока готовится к своему старту.
Оказывается эта «дорога Героев» в южном океане не пустует, можно сказать, она освоена яхтсменами очень хорошо за время многолетних экспедиций и гонок.
Только нужно помнить, что Океану все равно, герой вы или нет. «Покоряете» вы океан, или выживаете в нём, достигаете вершин морского профессионализма, или пленник собственной бесконечной морской дороги длиною в вашу жизнь.
Океан он просто есть, и совершает свою рутинную работу с волнами, ветром и течениями изо дня в день, из года в год, из века в век, одно тысячелетие за другим.
И так что же там, на дороге южного океана, на дороге героев?
А там из года в год «парад циклонов». Напомним, что циклон это воздушная гигантская воронка над поверхностью Земли, здесь она своим основанием упирается в поверхность океана и накрывает своим влиянием (непогодой) огромную часть акватории, вызывая над поверхностью океана огромной силы ветер, а ветер уже вызывает гигантские волны и они несутся по огромному кругу (здесь по часовой стрелке) и кажется против этой силы ничто устоять не может. Только на "дороге героев" не один циклон, а целая череда, смотри иллюстрацию, ниже. Такую цепочку циклонов принято называть парадом циклонов
Как видно на иллюстрации выше циклоны (L) выстроились в ряд слева направо с запада на восток от Австралии и Новой Зеландии до Южной Америки и мыса Горн. Каждый из них имеет условно концентрическую круговую систему, каждый словно гигантский воронкообразный каньон с понижением атмосферного давления с периферии к центру. Линии равного давления – изобаты, на иллюстрации белого цвета «окружают» центр циклона. Уточним, справедливости ради, ветер действительно "кружит" вокруг центра циклона, однако специфическим образом. В каждой локальной части акватории стрелка ветра отклонена во внутрь системы своим острием, и "пересекает" свою изобату примерно под углом 20 градусов. Т.е. ветер "стекает" вовнутрь, как мы отметили раньше, гигантской воздушной воронки циклона. Ветер разгоняет гигантские волны до 12 метров высотой и более. Смотрите ниже иллюстрацию.
Насыщенный лиловый цвет карты, переходящий в белый цвет, означает волну 10 и более метров.
Но (!) Чудо - чудесное, если внимательно посмотреть на иллюстрации, то поверх череды циклонов, черпающих своим южным «крылом» холодный воздух ледовых полей Антарктиды располагаются буковки «H»(High) ничто иное, как зоны высокого атмосферного давления, которые отмечаются хорошей солнечной погодой, а иногда и довольно часто штилями над поверхностью Океана, когда ветра фактически нет. Если конце января месяца с.г. на рассматриваемой акваторией Тихого океана образовался один циклон, то сейчас их выстроилась целая цепочка. Смотрите иллюстрацию. Что же такое здесь Антициклон? Это огромный воздушный пузырь над поверхностью Океана. Воздух в нём прогревается солнцем и все время расширяется, атмосферное давление растёт. Антициклон зона повышенного атмосферного давления. На практике это зона хорошей солнечной погоды. Несмотря на свою «пушистость» и «тёплый» нрав циклон может «постоять за себя» и удерживать на своих границах «злые и холодные ветреные циклоны».
Так вот, сейчас удерживаясь на южной границе цепочки антициклонов, где ветер с запада на восток, т.е. попутный и силой около 20 узлов можно вполне благополучно продвигаться на яхте условно от северной оконечности Н Новой Зеландии до Южной Америки условно строго на восток, не изменяя широты (т.е. идти примерно по параллели – «параллельное плавание»). Смотри здесь же в нашей учебной ленте Дзен сагу: "Марвин Кремер. Без карт и компаса, вокруг света". Особенно часть 7. «Новая Зеландия – Мыс Горн – Фолклендские острова» Ссылка: https://dzen.ru/a/ZTvb4cVKJVGSO3OB
Смотри также и иллюстрации ниже. А ближе к берегам Южной Америки яхтсмены должны искать и ждать «окно возможностей» для отклонения на юго-восток с тем, чтобы выйти в пролив Дрейка между Южной Америкой и Антарктидой, и обогнуть коварный мыс Горн.
Конечно, гладко на бумаге. В жизни бывает так, что ход реальный ход событий не всегда подчиняется правилам и логике. Однако напомним, что в южном полушарии циклоны вращают ветер по часовой стрелке вокруг своего центра, а антициклоны вращают ветер против часовой стрелки.
И на указанном треке маршрута в текущее время сложилась уникальная в некотором роде ситуация. Поверх парада циклонов образовалась и "живёт" цепочка антициклонов. Здесь в южном полушарии в антициклоне ветер вращается против часовой стрелки вокруг центра системы. Однако, если быть точнее, стрелки ветра отклонены во вне системы в каждой конкретной локальной части акватории примерно под углом 20 градусов к конкретной изобате. Ветер как бы истекает от центра к периферии антициклона. В зоне соприкосновения южной части антициклонов и северной части циклонов ветры одинаковы по направлению (смотри на схеме ниже), но можно ожидать вполне "рабочий" по силе попутный ветер и такую же попутную длинную океанскую волну. Насколько эта ситуация сохранится во времени непонятно.
Пока российской яхте "Дочь Ветра", которая здесь находится в экспедиции на отрезке своего маршрута до мыса Горн, остается идти примерно полтора-два месяца или около 3000 морских миль по генеральному курсу.
Самая трудная фаза этого участка маршрута при прохождении мыса Горн, не дай бог там будут «толпиться» циклоны, как на иллюстрации ниже.
Зона высокой большой волны на шельфе, образуется из-за потока волн, которые приходят с запада на восток (слева направо) из глубокой части Тихого океана на отмелый прибрежный шельф. Огромные волны приходя на шельф , как бы запрыгивают на него, набирают часто еще большую высоту и крутизну. Это грозит опасностью для кораблей и яхт проходящих этим маршрутом по проливу Дрейка. Смотрите иллюстрацию ниже.
Нужно отметить, что из года в год яхтсмены планируя этот маршрут, хотят пройти с запада на восток «по лезвию ножа», касаясь северной периферии парада циклонов, где ветер хоть и сильный около 40 узлов, а на шквалах и более, но зато попутный, и хотя большая, но попутная длинная океанская волна. Смотрите (выше на схемах и иллюстрациях) примерный трек движения по северному краю парада циклонов.
И ветер и волна, и морское течение на этом маршруте проталкивают яхты буквально вперёд с хорошей скоростью. По информации от штаба экспедиции российской яхты «Дочь ветра» (нашу информацию смотрите здесь https://t.me/morakademy) , она сейчас идёт в южном океане по этому же маршруту. Сейчас скорость яхты без парусов (грот порвался) составляет примерно 6 узлов, ещё один узел добавляет океанское течение.
Пожелаем Капитану "Дочери Ветра" Удачи!
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.rи на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и вся информация на сайте https://morakademy.ru/
@АБС