Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Византийский каркас: как родился соборный звук

Во втором выпуске нашего цикла о русской музыкальной традиции мы пройдем сквозь грань эпох: древние лики античности постепенно отходят на второй план, уступая место смиренному песнопению византийской литургии. В промежутке между этими эпохами, словно невидимый каркас, вырисовывается музыкальная ткань будущей Руси. Эту эпоху не опишут сухие учебные параграфы — она живет в звуках, впервые услышанных нашими предками. Ночная базилика погружена в полумрак: лишь дрожащие огоньки лампад выхватывают из темноты мозаичные арки. Под сводами раздается пение — сначала негромко, потом все дружнее. Два невидимых хора стоят по разным сторонам храма и поют псалмы Давида попеременно, перекликаясь строками священного текста. Звуки словно перекатываются под высоким потолком и возвращаются эхом. Так в IV веке рождается антифонное пение — перекличка двух клиросов, которое вскоре станет сердцем богослужебной музыки. Историк Феодорит рассказывает, что первыми разделили певчих на два хора в Антиохии, и оттуда
Оглавление

Во втором выпуске нашего цикла о русской музыкальной традиции мы пройдем сквозь грань эпох: древние лики античности постепенно отходят на второй план, уступая место смиренному песнопению византийской литургии. В промежутке между этими эпохами, словно невидимый каркас, вырисовывается музыкальная ткань будущей Руси. Эту эпоху не опишут сухие учебные параграфы — она живет в звуках, впервые услышанных нашими предками.

Ночная служба и рождение традиции

-2

Ночная базилика погружена в полумрак: лишь дрожащие огоньки лампад выхватывают из темноты мозаичные арки. Под сводами раздается пение — сначала негромко, потом все дружнее. Два невидимых хора стоят по разным сторонам храма и поют псалмы Давида попеременно, перекликаясь строками священного текста. Звуки словно перекатываются под высоким потолком и возвращаются эхом.

Так в IV веке рождается антифонное пение — перекличка двух клиросов, которое вскоре станет сердцем богослужебной музыки. Историк Феодорит рассказывает, что первыми разделили певчих на два хора в Антиохии, и оттуда обычай петь псалмы «отвечая друг другу» распространился по всей земле. Христиане поняли, что в соборном пении заложена особая сила: «ничто так не возвышает и не окрыляет душу, ... как согласное пение и стройно составленная божественная песнь», — писал святитель Иоанн Златоуст в Константинополе.

Византийская церковь IV–VI веков создала архитектуру литургического звука: от способов пения до самих храмовых сводов — и этот прочный каркас позже унаследует Русь. Далее мы увидим, из каких элементов сложилась эта традиция.

Антифон: перекличка двух хоров

-3

Антифонное пение стало одной из главных находок христианского богослужения поздней античности. Представьте раннехристианскую общину, которая собрана на молитву: псалом начинает один хор (или священник), а другой отвечает, и так они поочередно выводят стихи. Такой диалог создавал эффект живого участия всех молящихся и придавал пению драматическую глубину.

Антифон мог выглядеть как чередование двух хоров, либо как возглас священнослужителя, на который народ дружно откликается припевом. По преданию, подобный способ пения появился впервые в Антиохии во время патриарха Леонтия (344–357) и быстро вошел в привычку.

К концу IV века антифоны звучали уже повсеместно — в кафедральных соборах, монастырях и даже на городских улицах во время крестных ходов. В Милане, например, святой Амвросий ввел у себя антифонное пение, вдохновившись восточной практикой. На Руси эта находка прижилась так хорошо, что даже через столетия антифонное пение (особенно псалмов) станет неотъемлемой частью церковного устава.

Звук под куполом: собор Святой Софии в Константинополе

-4

Византийские храмы были не только местом молитвы, но и своего рода музыкальными инструментами. Величественный собор Святой Софии в Константинополе — яркий тому пример. Его центральный купол парит на высоте 50 метров, словно небесный шатер над молящимися. Когда в этом пространстве звучало пение, сами стены и купол откликались эхом.

Современники отмечали, что множество голосов сливаются под куполом в единый мощный звук. Два хора располагались на противоположных сторонах нефа — двуклиросие, то есть пение с двух клиросов (специальных мест для певчих), позволяло звуку «обволакивать» собор с разных сторон. Акустики сегодня выяснили, что в Святой Софии время реверберации (послеэхо) может достигать 12 секунд на определенных частотах — это невероятно долгий звук! Громогласное чтение или распев протяжных «аллилуйя» продолжалось под сводами, переливаясь и замирая постепенно.

Один из исследователей заметил, что разница между пением в безэховой комнате и пением в Софийском соборе разительна: как будто вместо того, чтобы тяжело брести по глубокому снегу, певец скользит по горному склону. Иначе говоря, храмовая архитектура поддерживала голос, придавала ему силу и красоту. Не случайно императоры уделяли столько внимания строительству грандиозных базилик — в них молитва звучала торжественно и впечатляюще. Свет отражался золотыми мозаиками, а звук — сводами; вместе они рождали у молящихся ощущение небесной реальности на земле.

Ладовые формулы: эха и осмогласие

-5

Пока возводились каменные своды, складывались и невидимые звуковые своды — система музыкальных ладов, или эха. В византийском пении V–VI веков оформилась структура из восьми основных мелодических ладов (модусов), которая называлась октоих или осмогласие. Каждый псалом или гимн распевался в одном из этих ладов, то есть имел свой «звуковой тон». Для опытных певчих эха были как слуховая сетка: услышав начальные интонации, они сразу понимали, по какому образцу вести мелодию.

У каждого эха — свой характер: один торжественно-радостный, другой плачущий, третий строго-величавый и т.д. Эта ладовая система дисциплинировала устную традицию: даже без записей мелодий певчие знали канон, в рамках которого можно импровизировать. Уже в VI веке существуют свидетельства о восьми гласах — в частности, в песнопениях сирийско-палестинской церкви. Ноты тогда еще не записывали, но название гласа (эха) могли указать словами, задавая тон.

Устная традиция: пение без нот

-6

Византийская музыкальная культура IV–VI столетий была практически полностью устной. Нотной записи в современном понимании еще не существовало — первые невмы (ранние знаки, фиксирующие контур мелодии) появятся лишь спустя несколько веков. Поэтому все, что звучало в храме, передавалось «из уст в уста». Молодой диакон учился петь, подражая наставнику; мелодии псалмов заучивали на слух, повторяя множество раз. Устная традиция требовала феноменальной памяти, но зато давала и творческую свободу в пределах установленных канонов.

Певчие знали наизусть сотни текстов — псалмы, гимны, молитвы — и помнили, какой лад (глас) подобрать для каждого случая. Часто мелодии опирались на устоявшиеся попевки — короткие музыкальные фразы, служившие кирпичиками распева. Эти фразы кочевали из одного гимна в другой, связывая новое с уже знакомым. Так формировался своего рода устный учебник литургического пения задолго до появления книг.

Конечно, существовали и письменные подсказки: скажем, особые пометы для чтения Священного Писания (эфония) или стихи-акростихи, по первым буквам которых вспоминали нужный напев. Но основным способом передачи музыки оставалось личное обучение. В результате церковное пение развивалось эволюционно, бережно храня интонации прошлого. Это позволило, например, спустя века восстановить многие древние гимны, когда появилась нотация — ведь традиция их исполнения не прерывалась.

Региональные голоса: Антиохия, Иерусалим, Каппадокия

-7

Византийская империя включала различные земли, и у каждой церковной общины могли быть свои мелодические особенности. В Антиохии любили строгий распев псалмов антифонно, в Иерусалиме — торжественные процессии и длительные бдения с гимнами, в Каппадокии — монументальность и упорядоченность, принесенные святым Василием Великим. Разные региональные практики постепенно сближались, обмениваясь лучшим. Святитель Василий в 379 г. провел реформу церковного пения в своем городе Кесарии: ввел более стройное чтение псалмов и, по свидетельству современников, даже столкнулся с непониманием консервативно настроенных клириков.

Одновременно в святом городе Иерусалиме шло свое развитие богослужения. Там вырабатывался богатый цикл праздников и связанных с ними песнопений. Паломница Эгерия, посетившая Иерусалим в конце IV века, с восхищением отмечала, что на каждой службе подобраны такие псалмы и антифоны, которые в точности соответствуют дню и месту. Например, на Вербное воскресенье верующие выходили встречать епископа, как некогда жители встречали Христа, — пели «Благословен Грядый во имя Господне», и даже дети держали пальмовые ветви и подражали ликующей толпе.

Постепенно праздничные песнопения из Иерусалима проникли в другие области; а строгий антиохийский стиль лег в основу общего порядка византийской литургии. В V–VI веках Константинополь стал плавильней, где разные восточные традиции соединились. Литургия святителя Иоанна Златоуста, сокращенная версия антиохийского чина, окончательно утвердилась в столице. При императоре Юстиниане появилось общее пение для всех — к примеру, именно он ввел в литургию торжественный гимн «Единородный Сыне», который поют и поныне. Так многообразие локальных голосов слилось в единый византийский хор.

Наследие для Руси

-8

К VI веку византийцы выстроили фундамент, на котором спустя несколько столетий поднялась и древнерусская певческая культура. Когда Русь крестилась в 988 году, она унаследовала от Византии все основные принципы литургического пения. Во-первых, антифонное пение — на Руси тоже зазвучали два клироса, перекликаясь стихирами и псалмами во время всенощных и литургий. Эта традиция, восходящая к антиохийским ночным бдениям, прижилась настолько, что даже в самых маленьких сельских храмах старались иметь два клироса певчих.

Во-вторых, русские церкви переняли византийскую календарность пения: каждый праздник и время года имели свой набор молитвословий и мелодий. Переведенные на церковно-славянский язык гимнографические сборники (например, минеи и триоди) точно отражали византийские образцы.

В-третьих, ладовая система осмогласия стала основой русского знаменного распева. Уже в XI веке на Руси был известен Октоих — книга осмогласных песнопений. Благодаря ей в русских храмах первый глас зазвучал так же печально-светло, как в Константинополе, а третий — так же строго и протяжно. Наконец, сама идея устного предания в музыке продолжалась: знаменный распев передавался без нот до XIV века, и лишь особые крюки (невмы) начали фиксировать интонации.

Послы князя Владимира, посетившие службу в Святой Софии, не случайно были поражены: «Не знаем, на небе мы были или на земле», — говорили они о византийском пении и великолепии храма. Русь впитала эту традицию как живительную влагу. Антифонность, двуклиросие, осмогласие и торжественная красота богослужения — все это стало неотъемлемой частью русской православной культуры, бережно сохраненной на века.

Знаменный распев — прямой наследник византийского каркаса, заложенного в IV–VI столетиях, и через него древние голоса Византии до сих пор отзываются в славянских церковных песнопениях. А вы узнаёте этот «византийский акцент» в современных службах и записях?

Поделитесь мнением в комментариях!

#История #ИсторияМузыки #РусскаяМузыкальнаяТрадиция #ЗнаменныйРаспев #Византия #ДревняяРусь #Христианство #ПравославнаяМузыка #Антифон #СвятаяСофия #Антиохия #Иерусалим #Каппадокия #Псалмы #Хор #Клирос #Культура

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение цикла «Русская музыкальная традиция»