Представьте себе Восточную Европу две тысячи лет назад. Ещё нет ни звонниц, ни храмовых хоров старой Руси — но мир вокруг вовсе не безмолвен. На лесных полянах звучат глиняные свистульки, перекликаясь с пением птиц. В сумерках у реки пастух выводит простую мелодию на костяной флейте. А где-то на далёком южном берегу Чёрного моря греческий хор исполняет гимн под звуки лиры... Мы начинаем цикл «Русская музыкальная традиция» — и в первой статье отправляемся в глубь веков, чтобы услышать, как звучали наши земли до Крещения Руси, в эпоху античности.
Музыка из глины и кости: мелодии древних племён
За века до появления государственности на Руси люди уже творили музыку из подручных материалов. Археологи находят костяные флейты — древнейшие инструменты, которым порой несколько тысяч лет. Такие флейты вырезали из полых птичьих костей; делали отверстия, получая простейшую дудочку. Звуки костяной флейты негромкие, нежные — возможно, их использовали в обрядах или для общения на охоте. Можно вообразить, как подобный инструмент помогал пастуху перекликаться с его стадом или аккомпанировал в ритуалах.
Другой характерный звук древней Восточной Европы — звонкие трели глиняных свистулек. Эти свистульки часто делались в виде маленьких игрушек: птичек, зверей, фигурок людей. Многие такие находки относятся к более поздним эпохам, но прототипы подобных свистящих игрушек существовали и в античности. В раскопках поселений на территории нынешней России археологи обнаруживали терракотовые свистульки — видимо, детские забавы того времени. Однако у истоков такие игрушки могли иметь и культовое значение. Например, образ птички-свистульки, возможно, связан с древними весенними обрядами: посвистеть — «позвать» птиц и весну. Со временем свистульки стали просто народной игрушкой, но их пронизывающий, весёлый звук — часть звуковой картины тех времён.
Важно, что музыка тогда передавалась устно. Не было письменных нот, только живая традиция. Поэтому простые инструменты, как свистульки и флейты, играли мелодии, которые запоминались на слух. Такие нехитрые напевы — часто всего на несколько нот — могли существовать веками. Они формировали музыкальный слух наших далёких предков. Современные энтузиасты даже пытаются восстановить звучание этих инструментов: экспериментальная археология (или археомузыка) даёт нам шанс услышать мелодии каменного и бронзового веков. Прислушаемся же: в наших пра-пра-лесах музыка уже звучала – простая, природная, но оттого не менее проникновенная.
Античные хоры Причерноморья: эхо Эллады на наших берегах
Одновременно с племенами лесов и степей свою музыку в Восточную Европу принесли античные цивилизации. На побережье Чёрного моря с VII века до н.э. возникали греческие города–колонии — Ольвия, Херсонес, Пантикапей и другие. Вместе с греческой культурой здесь расцвели и музыкальные традиции Эллады. Представим себе праздник в древнем Херсонесе: колонна жителей идёт по улице с песнями, звенят тимпаны и кифары, девушки танцуют под звуки авлоса (древней флейты). Античный театр — главная сцена музыки того времени — тоже был и в наших краях: в раскопках Херсонеса сохранились каменные ряды амфитеатра. На круглой площадке-оркестре перед зрителями выступал хор — неотъемлемая часть греческой драмы. Днём хор в театре исполнял торжественные оды богам, а вечером по узким улочкам возвращались с пира весёлые компании, распевая под переборы лиры.
Для местного населения — скифов, тавров, а позднее и славян — эти звуки были первым знакомством с развитой профессиональной музыкой. Античные хоры Причерноморья пели, конечно, на древнегреческом языке, а мелодии их были построены по канонам эллинской музыки. Та музыка была монодичной: то есть хор пел унисонно, в один голос, без многоголосия. Но богатство ритмов и ладов поражало слух. Греки верили, что музыка приближает их к богам — и жители наших земель, волей-неволей, тоже приобщались к этой магии звука. Ведь греческие полисы не жили в изоляции: с соседними варварскими племенами они торговали, воевали, обменивались обычаями. Возможно, отряды скифов перенимали у эллинов мелодии военных сигналов, а на местных праздниках музыканты и танцоры заимствовали плясовые мелодии и рисунки движений.
Так или иначе, культура Причерноморья впитала элементы античной музыкальной школы. Артефакты подтверждают это: на раскопках найдены изображения лир и авлосов на вазах, фигурки музыкантов, а в одной из древних гробниц в Крыму даже обнаружена надпись, упоминающая девушку-флейтистку. Значит, профессиональные музыканты жили и у нас, не только в Афинах! Отголоски их искусства — стройное хоровое пение, сопровождение струнных — много позже найдут отражение и в хоровой культуре христианской Руси.
Ранние псалмы: первые христиане поют на греческом
Музыка в древности была не только развлечением, но и частью религии. И в первых веках новой эры на юге Восточной Европы зазвучала ещё одна новая музыка — христианские песнопения. Христианство проникало в Крым и Причерноморье практически с апостольских времён. Легенда гласит, что Андрей Первозванный проповедовал в этих краях в I веке. Есть сведения о мучениках-христианах, сосланных в таврические земли во II–III веках, например, в Херсонесе. Конечно, первые общины были невелики, но представим их собрание: скрываясь от язычников, люди читают молитвы — и тихо поют псалмы.
Псалмодия — так называли практику пения священных текстов, прежде всего библейских псалмов. В раннехристианской традиции пение было простым и строгим. Никаких инструментов — только человеческий голос. Чтец запевал строку псалма на одной ноте, протягивая гласные, а в конце фразы мелодия слегка понижалась или повышалась — это называлось речитативным пением. Затем хор собравшихся вторил: отвечал коротким припевом или пел псалом попеременно с чтецом. Такой стиль зародился на Ближнем Востоке и в Греции, но уже к III–IV веку закрепился и в причерноморских христианских центрах. Богослужения шли на греческом языке, и мелодии псалмов тоже были греческими.
Почему это важно для нас? Потому что вместе с первыми священниками и монахами на нашу землю пришли зачатки византийской музыкальной традиции. Византия уже к тому времени вырабатывала каноны церковного пения, которые потом напрямую повлияли на музыку Древней Руси. Можно сказать, в крымских пещерных церквях и в базиликах Херсонеса за 100–200 лет до официального Крещения Руси звучали те самые мелодии, отдалённые потомки которых мы услышим в знаменном распеве. Раннехристианские гимны на греческом — своего рода «музыкальный мост» между античностью и новой эпохой. Их слышали не только сами христианские неофиты, но и язычники вокруг. А некоторые местные жители, приняв веру, могли потом переселяться в глубь славянских земель, принося с собой память этих напевов.
От языческих напевов к знаменному распеву
Итак, к X веку, когда состоялось Крещение Руси, на наших землях уже долгое время существовала разнообразная звуковая среда. Народные песни и наигрыши сопровождали труд и обряды язычников-славян; за южными холмами звучало наследие Греции — театральные оды, лирические мелодии; а в христианских храмах Крыма лились молитвенные напевы на греческом. Все эти пласты культуры подготовили плодотворную почву для возникновения новой, самобытной музыкальной традиции. Когда на Русь вместе с православной верой пришло византийское церковное пение, оно не попало в пустоту.
Во-первых, народу Руси музыка была вовсе не чужда: славяне имели богатый фольклор, любили петь хором на праздниках, знали звук гуслей, свирели и бубна. Поэтому они с готовностью восприняли и пение в церкви — оно удовлетворяло ту же потребность в совместном песнопении, только обращённому к Богу. Более того, со временем в это пение просочились элементы родной музыкальной речи. Известно, что знаменный распев — древнерусский церковный напев — формировался как сплав византийских канонов и местного слухового опыта. Сначала богослужебные тексты перевели с греческого на славянский, но музыкальные формы взяли византийские. Однако уже в XII веке, когда христианство проникло в народную жизнь, строгие византийские мелодии преобразились под влиянием народных традиций. Возник самобытный стиль распева — протяжный, плавный, немного суровый по звучанию, но эмоционально глубокий. В нём чувствовалась дисциплина восточного канона и одновременно дух славянской песни.
Наши предки уже ценили силу голоса, умели петь вместе, знали магию мелодии — и потому восприняли новую духовную музыку естественно. Поняв это, начинаешь иначе слушать и древнерусские церковные песнопения: за их строгой красотой чудится эхо очень старых, архаичных звуков. В следующей статье цикла мы подробнее поговорим о самом знаменном распеве, его мелодиях и символах.
От глиняной дудочки до монастырского распева — путь длиною в тысячелетия. Осознание этого пути даёт более глубокое понимание нашей музыкальной культуры. Ведь ничего не возникает из пустоты: даже церковное пение, ставшее душой русской духовной традиции, имело свои дальние истоки.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски.