В третьем выпуске нашего цикла о русской музыкальной традиции мы входим в полумрак храма, где два клироса ведут тихий диалог. Из рассказного кондака вырастает стройный канон, а восемь гласов складываются в круг осмогласия — словно невидимый каркас будущей русской певческой традиции. Эта революция звучит негромко, но её эхо будет жить веками.
От кондака к канону
Храм погружён в таинственный сумрак: мерцание масляных ламп, дым ладана и шёпот молитв. На правом и левом клиросах стоят певцы, поочерёдно откликаясь один другому. Так формируется антифонное пение — диалог двух хоров, исполняющих псалмы и гимны в ответ друг другу. Именно такая двуклиросная служба, полутёмная и наполненная эхом церковных звуков, была обыденной накануне VII века.
Но в этой тишине уже витал дух перемен. Старые псалмопения обрастали новыми словами и мелодиями: появился первый кондак — многословный гимн с припевом, а вскоре родился и канон – строгая песенная цепь из девяти песен (од) с ирмосами и тропарями. Эти новации ученые называют «гимнографической революцией»: от устной традиции к сложной поэтике осмогласия.
Роман Сладкопевец и рождение кондака
По преданию, первым преломил старый уклад священнослужитель Роман, прозванный Сладкопевцем. Родом он был из Сирии, служил диаконом в Бейруте, а позже обосновался в Константинополе. Жития рассказывают: Богоматерь явилась ему во сне, протянула письменную скрижаль и велела съесть её — после этого у Романа проснулся дар песнописца. В благодарность он сочинил кондак — по сути «палочку», на которую тотчас намоталась прекрасная многострофная песнь. Древний кондак начинался кукулией (вступительной строфой) и далее разворачивался в длинную цепь икосов (домов), «строф-домов» с рефреном-припевом в конце каждой.
В соборной церкви кондаки Романа исполняли хористы, то и дело повторяя единый припев. Словно описью событий, кондак рассказывал историю праздника во множестве строк — порой до тридцати строф! Самая известная его песнь — рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» — до сих пор звучит на службе в Рождество.
Так в начале VII века зародился новый жанр: кондак преподобного Романа. Этот многословный, драматичный гимн запал в души прихожан, но уже к VIII–IX векам циркулярная структура утреннего канона взяла верх. В результате кондак превратился в короткое вступление — прежний кукулий — перед каноном, а его обширные тексты сжались до нескольких куплетов.
От кондака к канону: Андрей Критский и Косма Майюмский
Важным шагом стало создание ещё более стройной формы. На рубеже VII–VIII веков первый канон стал писать святитель Андрей Критский (ок. 660–740). Он сочинил Великий покаянный канон на Пятую седмицу Великого поста и каноны на важнейшие двунадесятые праздники. Канон — это цикл песнопений, основанных на ветхозаветных и новозаветных стихах: каждая из девяти песен (од) канона начинается с ирмоса — «связующей» первой строфы, которая связывает библейскую песнь с последующими тропарями. За ирмосом следуют несколько тропарей — коротких стихов-хвалебных песнопений, каждый с определённым припевом. Завершает каждую песнь катавасия — торжественный финальный ирмос, обычно исполняемый объединённым хором. Так возник стройный, канонический цикл: ирмос, потом череда тропариев с библейскими рефренами и, при праздниках — катавасии.
Одновременно с Андреем Критским расцвела палестинско‑иерусалимская школа гимнографии. Косма Майюмский (ок. 675–752), воспитанный вместе с Иоанном Дамаскиным, стал одним из её ведущих творцов. Вместе с Иоанном и другими песнотворцами он «разрабатывал жанр канона»: именно Косме принадлежат 33 канона на различные великие праздники (в том числе Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Страстную седмицу). Каноны Андрея Критского и Космы Майюмского проявили драматизм духа времени: они предельно структурированы и богаты библейскими аллюзиями, в них звучат голоса покаяния и восторга. Так от множественных икосов кондака православный устав пришёл к строгому циклу канона, представляющему собой поэтический канон веры и богослужения.
Иоанн Дамаскин и оформление осмогласия
Вскоре последовал новый виток осмысления песнопений. Святитель Иоанн Дамаскин (ок. 675–749), почитаемый и великим богословом, и талантливым гимнографом, сочинил многие каноны (в т.ч. Пасхальный) и многие стихиры. По преданию, Богородица благословила игумена разрешить Иоанну сочинять гимны. После этого Иоанн нераздельно связал свою судьбу с церковной поэзией. Он не только писал чудесные тропари и каноны (каноны Иоанна Дамаскина по ныне служатся на литургиях Пасхи и других праздников), но и глубоко упорядочил музыкальную систему.
К концу VII века уже звучало «пение на гласы» — различных по интонации напевов, но единой общепринятой схемы ещё не существовало. Оформление принципа осмогласия завершил, по словам исследователей, сам Иоанн Дамаскин в VIII веке. Именно он встроил все виды песнопений в книгу «Октоих» (от греч. ὀκτώ — восемь, ἦχος — глас) и упрочил систему восьми гласов. По сути, осмогласие — это круговой календарь: церковные песнопения сгруппированы в восемь «гласов», образующих годичный цикл. Литургический год обретает строй: каждый глас «правит» неделю, после чего сменяется следующим, и так восемь недель (столп), повторяясь вновь.
В традиции восточной Церкви восьмигласная система стала основой всей певческой жизни. При Иоанне Дамаскине сформировались богослужебные сборники «Октоих», в которых тексты разных форм (канонов, стихир, богородичных песнопений) распределяются по этим восьми гласам. С тех пор вся осмогласная музыка подвластна строгому порядку: каждый глас имеет свой лад и характер звучания, что делает гимнографию упорядоченной и образной одновременно.
Октоих: система восьми гласов
Октоих — слово, знакомое каждому церковному певцу: это книга с песнопениями на восемь «гласов». Представьте себе восемь музыкальных красок, поочерёдно сменяющих друг друга неделями:
- Первый глас (дорийский)
- Второй глас (лидийский)
- Третий глас (фригийский)
- Четвёртый глас (миксолидийский)
- Пятый глас (гиподорийский) — плагал первого
- Шестой глас (гиполидийский) — плагал второго
- Седьмой глас (гипофригийский) — плагал третьего (вариc)
- Восьмой глас (гипомиксолидийский) — плагал четвёртого.
Первые четыре называют «основными», а последние — «плагальными» интонациями. Каждый из восьми гласов имеет свой набор тонов и узнаваемые мелодические формулы. В церковном календаре действует «столповое» осмогласие: цикл из 8 недель начинается в радость Пасхи и продолжается до Пятидесятницы, после чего повторяется на весь год. Таким образом, восемь тонов Октоиха задают круг мелодий на все дни недели и праздники, придавая службе строй и многоцветие.
Словарик терминов
- Кондак — многострофный канонический гимн, введённый Романом Сладкопевцем. Состоит из вступительной строфы (кукулии) и множества связных текстов-икосов, завершающихся общим рефреном.
- Канон — циклическая песнь из нескольких од (обычно девяти), основанная на библейских стихах. Каждая песнь канона начинается с ирмоса, за которым следуют тропари (как припевы к библейской песне) и завершается катавасией.
- Ирмос — первая строфа песни канона, «связующая» между библейской песнью и тропарями. Она задаёт мелодический образец для последующих тропариев данного канона.
- Тропарь — короткое молитвенное стихотворение (или песнопение), часто посвящённое празднику или святому. В каноне тропари следуют за ирмосом, а в повседневном служении встречаются в различных песнопениях (благодарственные, праздничные и др.).
- Катавасия — заключительное песнопение каждой песни канона на утрене. Обычно это тот же ирмос (из какого-либо канона), повторённый собранием двух хоров. Название означает «схождение вниз»: собранные певцы опускаются с клиросов в центр храма, чтобы вместе исполнить катавасию, подчеркивая торжественность момента.
- Антифон — ответный или противоположный звук. В церковном пении это песнь, поющаяся двумя хорами наперебой (антифонно). Часто антифоны бывают припевами к стихам псалмов или самостоятельными песнопениями служб.
- Клирос — особое место (хоры) в храме, отгороженное и украшенное для певчих и чтецов. Обычно правый клирос служит для праздничного пения, левый — для постоянного, и между ними разыгрывается антифонный диалог.
- Неумы (невмы) — древняя система записи церковных мелодий. Византийские певцы отмечали знакомые мелодические обороты особыми знаками — невмами (от греч. νεῦμα — «кивок, знак») — чтобы напомнить певцу знакомые мелодии. Эта условная нотопись лишь намекает на общий контур распева и требовала длительного обучения традиции.
Каждый из этих терминов — ключ к пониманию гимнографической революции VII–VIII веков: формирование кондака и канона, создание Октоиха и уточнение службы. Кульминацией процесса стало установление осмогласной системы — стройного круга чередования гласов, «песенного порядка» всего богослужения.
Таким образом, к VIII веку восточная литургия обрела упорядоченную каноническую мелодику. Следующий этап истории — за горами: вскоре пышное наследие византийского песнопения перешагнёт границу и окажется на пороге Руси, где развернётся собственная речитативная певческая традиция.
#РусскаяМузыкальнаяТрадиция #Осмогласие #Октоих #Кондак #Канон #Ирмос #Тропарь #Катавасия #Антифон #Клирос #Неумы #Литургия #ИоаннДамаскин #АндрейКритский #КосмаМайюмский #РоманСладкопевец #ЦерковноеПение #ЗнаменныйРаспев
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение цикла «Русская музыкальная традиция».