Найти в Дзене
Диванный Адмирал

О кораблях, поездах и мисинформации

Ахой, мореманы. Пишу вам, посыпая голову пеплом: подвел вас ваш адмирал! Благо, нашлись среди вас внимательные. Чтож, мне, ка ки любому ученому, пусть и диванному, нужно уметь признавать свои ошибки и учиться на них, а потому... Поехали. Некоторое время назад у меня вышла статья о необычных кораблекрушениях. По обыкновению, я проверяю источники. Все инциденты, в итоге вошедшие в мою статью, имели по отдельной статье если не в профильных изданиях, то как минимум в профильных блогах. Я даже имею привычку уточнять информацию, чтобы принести вам данных поболе других. Два из трех вошедших в подборку инцидентов легко поднимают исторические источники. А один... С ним все, как выяснилось, пошло не так. Но давайте по порядку. Для начала я покажу вам сегмент моей статьи, как он был. Так вот. В один прекрасный день я застаю под этой статьей комментарий с просьбой дать источники по SS Cawarra, потому что комментатор не может найти указанную в моей статье информацию. Истории поиска у меня, конеч

Ахой, мореманы. Пишу вам, посыпая голову пеплом: подвел вас ваш адмирал! Благо, нашлись среди вас внимательные. Чтож, мне, ка ки любому ученому, пусть и диванному, нужно уметь признавать свои ошибки и учиться на них, а потому... Поехали.

Единственное в истории столкновение корабля с поездом, говорили они. Как выяснилось, такие картинки только разве что по воле воображения рисовать, не более.
Единственное в истории столкновение корабля с поездом, говорили они. Как выяснилось, такие картинки только разве что по воле воображения рисовать, не более.

Некоторое время назад у меня вышла статья о необычных кораблекрушениях. По обыкновению, я проверяю источники. Все инциденты, в итоге вошедшие в мою статью, имели по отдельной статье если не в профильных изданиях, то как минимум в профильных блогах. Я даже имею привычку уточнять информацию, чтобы принести вам данных поболе других. Два из трех вошедших в подборку инцидентов легко поднимают исторические источники. А один... С ним все, как выяснилось, пошло не так. Но давайте по порядку. Для начала я покажу вам сегмент моей статьи, как он был.

Ловлю себя же крупным планом на совершении преступления против истории. Подарите мне кто-нибудь клоунский нос, я думаю, пора.
Ловлю себя же крупным планом на совершении преступления против истории. Подарите мне кто-нибудь клоунский нос, я думаю, пора.

Так вот. В один прекрасный день я застаю под этой статьей комментарий с просьбой дать источники по SS Cawarra, потому что комментатор не может найти указанную в моей статье информацию. Истории поиска у меня, конечно, на этом этапе уже в помине нет, но я, на тяге уверенности в себе, иду искать заново.

Только для того, чтобы обнаружить полное отсутствие информации в том виде, в котором ее помню я.

Следующие несколько дней уходят на перепроверку вообще всего, включая поднятие отсканированных газетных репортажей, протоколов суда над компанией, владевшей SS Cawarra и т.д.. Ваш покорный слуга все силился понять: как так вышло-то? Откуда взялся поезд, что за тоннель Виктория?

Докладываю: в данной ситуации скорее всего виноват автор статьи, о которую мне изначально довелось споткнуться. На моем куре поиска меня занесло примерно в ту же степь, но мне удалось выпутаться, а тому несчастному, похоже, нет.

Видите ли, Ньюкасла два. Один находится в Австралии, другой — в Великобритании. Тоннель Виктория есть в английском, но не в австралийском. Оба города — крупные добытчики угля. Оба имеют порты и пути транспортировки добываемого к ним. Вот только в Австралии такие пути никогда не были подземными!

Фото гавани австралийского Ньюкасла от 1890-х. Как видите, все рельсы наземные, пути погрузка как на ладони.
Фото гавани австралийского Ньюкасла от 1890-х. Как видите, все рельсы наземные, пути погрузка как на ладони.

Это у англичан случилась проблема транспортировки через узкие улочки, и они начали строить подземные тоннели, в частности тоннель Виктория.

Вашему вниманию, карта английского Ньюкасла, где жирной линией выделен тоннель Виктория (и водопропускная труба Оузберн, вон та, короткая, вверху справа. Она нам сейчас не важна).
Вашему вниманию, карта английского Ньюкасла, где жирной линией выделен тоннель Виктория (и водопропускная труба Оузберн, вон та, короткая, вверху справа. Она нам сейчас не важна).

Но, что интересно, даже там не было схожих аварий. Видимо, примешалась в эту и без того адскую смесь еще и катастрофа на озере Огайо в США в 1913 году, но там вообще вынесло пароход к поезду. Вот так все и вышло. Судя по тому, что послужившую для меня источником злополучную статью я сейчас тоже найти не могу — там автор, как и я, спохватился. Видимо, просто удалил.

Такие вот дела вышли невеселые. Кстати, если вам любопытно, погуглите английский тоннель Виктория — любопытнейшее место, в итоге спасшее тысячи людей во время Второй мировой. Туда до сих пор экскурсии водят.

  • А что же с реальными столкновениями кораблей с поездами? Они были?

Из активных столкновений кораблей с поездами найти выходит только крушение теплохода "Александр Суворов" в СССР в 1983 году. Тогда этот четырехпалубный круизный теплоход врезался в несудоходный пролет моста через Волгу под Ульяновском, и в тот момент по этому мосту шел грузовой поезд. Срезало всю верхнюю палубу, погибшими числятся 176 человек. Ничего более найти не удалось — разве что ту историю с озера Огайо, но там кораблик был пустой и его вынесло. Да и на этот теплоход, если честно, не выходит найти архивных материалов в открытых источниках, так что утверждать ничего не возьмусь.

-5

Вот такая у нас сегодня с вами сага о важности проверки информации. Как видите, сказка ложь, да в ней намек. Если что, сегмент статьи-подборки, посвященный SS Cawarra, ныне отредактирован, даже без поезда эта история достойна своего места в этом списке. В дальнейшем обязуюсь перепроверять вообще все, поднимая настоящие исторические источники. А вам спасибо за внимание и внимательность, семь футов под килем и до новых встреч!