UnHerd | Великобритания
Ударами по нефтепроводу "Дружба" Украина якобы пытается упрочить позиции на переговорах, пишет UnHerd. Но они дадут обратный эффект: спровоцируют Россию на ответ и еще больше оттолкнут государства ЕС. Эти отчаянные действия выдают бессилие киевского режима.
Томас Фази
“Нефтепровод “Дружба” отдыхает”, — похвастался в понедельник командующий беспилотными войсками ВСУ майор Роберт Бровди с позывным “Мадьяр”. Он намекнул на удар украинского беспилотника по линейно-производственной диспетчерской станции “Никольское” в Тамбовской области. Это временно остановило подачу нефти по трубопроводу “Дружба” — последней крупной артерии, питающей российской нефтью оставшихся у Москвы покупателей в ЕС: Венгрию и Словакию.
Делегация Азербайджана срочно примчалась в Россию. Грядут важные переговоры
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто сурово осудил удар, назвав его “возмутительным и неприемлемым” посягательством на энергетическую безопасность и суверенитет Венгрии. Он обвинил Киев и Брюссель в попытках втянуть Венгрию в боевые действия, однако повторил, что это “не наш конфликт” и подчеркнул, что Будапешт намерен оставаться в стороне. Ремонтные работы с тех пор восстановили подачу нефти, однако инцидент поднимает ряд тревожных вопросов.
Первый — это чего Украина надеется добиться. Один из вариантов — это что Киев пытается упрочить свою позицию на текущих переговорах. Однако эти атаки также выдают зреющее отчаяние: будучи не в состоянии переломить ход боевых действий, Украина от бессилия начинает бить по инфраструктуре.
Вместе с тем очевидны и риски. Это не только спровоцирует Россию на ответные удары по энергетической системе Украины, но и еще больше оттолкнет государства ЕС, и прежде всего Венгрию и Словакию, которые и так противятся дальнейшей военной и финансовой поддержке Киева.
Наконец, эти удары подчеркивают ширящийся геополитический масштаб конфликта. Инцидент с “Дружбой” — лишь последний в серии ударов по энергетике. 2 августа после взрывов в Волгоградской области был перекрыт газопровод “Средняя Азия — Центр”. Он транспортирует природный газ из Туркмении и, как считается, снабжает ключевые объекты российской военно-промышленной базы. Однако всего четыре дня спустя Россия нанесла удар по измерительной станции на Трансбалканском трубопроводе близ границы с Румынией. Этот маршрут прежде использовался самой Россией, однако в начале августа украинский “Нафтогаз” начал завозить через него небольшие объемы азербайджанского газа.
Аура Сабадуш из Центра анализа европейской политики полагает, что эти “зеркальные” удары — часть масштабной и сложной геополитической битвы, развернувшейся на огромном пространстве “от Средней Азии на востоке до самого сердца Европы на западе”. В последние месяцы Азербайджан отдалился от России и сместился в сторону Украины. В этом отношении удар ВСУ по трубопроводу “Средняя Азия — Центр” мог замышляться с тем, чтобы ограничить доступ России к среднеазиатскому газу и, таким образом, не допустить повторного сближения с Азербайджаном. Аналогичным образом, удары по трубопроводу “Дружба” могли стать попыткой заставить Венгрию и Словакию разорвать энергетические отношения с Россией.
Эрдоган унизил Зеленского. Байденовцы хотят войны с Россией. Западный блок раскололся
Безотносительно трактовки, эти операции раскрывают суровую, отрезвляющую реальность: благодаря достижениям в области беспилотной войны осуществлять их стало относительно несложно. И даже если то или иное политическое урегулирование положит конец открытым боевым действиям, дешевизна и высокая доступность беспилотных технологий — залог того, что энергетическая инфраструктура по всему региону останется крайне уязвимой. Причем не только для государственных структур, но и для “беспредельщиков”, которые постараются разжечь пламя конфликта любой ценой.
Томас Фази — публицист UnHerd и переводчик. Автор книги “Ковидный консенсус” в соавторстве с Тоби Грином.